Индивидуальный проект "Жизнь и творчество А. И. Солженицына"
Предложенная автором творческая исследовательская работа по литературе на тему "Жизнь и творчество А. И. Солженицына" будет интересна для учеников 10 класса и 11 класса, поможет выявить у них интерес к литературе, чтению, исследованию биографии писателей и влияния реальных событий в их жизни на творчество. В проекте дается информация о написании романа "Архипелаг ГУЛАГ".
Подробнее о проекте:
Созданный учащейся проект по литературе на тему "Жизнь и творчество А. И. Солженицына" содержит интереснейший рассказ о творческой и гражданской жизни А. И. Солженицына в Рязанской области, а также о его политических взглядах и условиях жизни во время репрессий.
Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, потому что в 2018 году исполнилось 100 лет со дня рождения А.И. Солженицына. К памятной дате было бы правильным вспомнить подробности жизни и творчества писателя, посмотреть на них с другого ракурса, принимая во внимания скрытые ранее исторические факты.
Оглавление
Введение
1. Изучение фактов биографии писателя А.И. Солженицына
2. Знакомство учащихся с А.И. Солженицыным
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Александр Исаевич Солженицын - выдающийся русский писатель и общественный деятель, который в Советском Союзе был признан диссидентом, опасным для коммунистического строя, и отсидевший много лет в заключении.
Широко известны книги Александра Солженицына «Архипелаг Гулаг», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус» и многие другие. Он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем был удостоен этой награды всего лишь после восьми лет с момента первой публикации, что считается рекордом.
Это самые общие сведения о довольно известном человеке. Но, как ни странно, современные школьники знают о Солженицыне очень мало, при этом не факт, что вообще что-то знают. Как бы это не было печально, это так. И уж тем более немногие знают, что Александр Исаевич имеет непосредственное отношение к Рязанской области.
Таким образом, я формулирую следующую проблему для данного проекта: старшеклассникам Милославской школы на экзаменах предстоит написать сочинение по литературе и русскому языку. Для этого необходим литературный краеведческий материал, а уроков по творчеству А. И. Солженицына проводится мало.
Актуальность данной работы в том, что в 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения А. И. Солженицына. Будет хорошо, вспомнить подробности жизни писателя и узнать новые подробности.
Цели проекта:
- Изучение биографии А. И. Солженицына;
- Анализ проблемы «белых пятен» у школьников в знаниях об А. И. Солженицыне;
- Устранение пробелов в знаниях учащихся.
Способы достижения цели: чтение и анализ биографии А. И. Солженицына из различных источников; анкетирование учащихся; составление мероприятия, посвященного А. И. Солженицыну.
Я ставлю перед собой несколько задач:
- Выявить, что ученики нашей школы знают об А. И. Солженицыне;
- Собрать и конкретизировать информацию о писателе;
- Выяснить, какое именно отношение Солженицын имеет к Рязанской области;
- Объединить полученную информацию и донести ее до учащихся.
Ресурсы:
- Информационные:
- материалы сети Интернет;
- литература, содержащая биографические сведения о писателе.
- Людские:
- старшеклассники МОУ «Милославская школа».
- Материальные:
- бумага; - принтер.
Объект проектирования (исследования): ученики 9-11 классов МОУ «Милославская школа».
Методы проектирования: сбор и анализ информации; анкетирование.
Анализ источников: я проанализировала статью Л. Сараскиной «Александр Солженицын». Автор впервые собрал полные данные биографии А. И. Солженицына, используя различные архивные документы, беседую с самим А. И. Солженицыным и его родственниками и друзьями.
Так же мной были изучены фрагменты книги "Политические репрессии в Рязани. Путеводитель», составленной А.Ю. Блинушовым. В них повествуется о жизни А. И. Солженицына в Рязани, об его отношениях с властью и возникающих проблемах и недоверии.
Этап выполнения работы | Задачи | Сроки выполнения работы |
---|---|---|
Подготовительный этап | Сбор информации об А.И. Солженицыне и его творчестве | Октябрь 2017 |
Опрос учащихся 9-11 классов, выявление уровня их знаний об А.И. Солженицыне | 10-20 ноября 2017 | |
Основной этап | Выбор проблемы, постановка целей проекта.
Написание теоретической части проекта. |
Ноябрь 2017 |
Подготовка к практической части проекта. Написание сценария и подбор произведений для литературной гостиной. | Декабрь-январь 2017/2018 | |
Заключительный этап | Поведение мероприятия, посвященного А. И. Солженицыну, в 10-11 классах. Составление отчета. | Январь-февраль 2018 |
Продукт | Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству А. И. Соженицына. |