Социальный проект "Добро рядом"

В процессе выполнения социального проекта на тему "Добро рядом" учащаяся 9 класса сформировала базовые знания детей подготовительной группы компенсирующей направлености с Удмуртскими орнаментами с помощью проведения мастер-класса, а также познавательных бесед.
Содержание индивидуального социального проекта о добре рядом ученицы 9 класса рассказывает о созданной ею книжке-раскраске «Удмуртские узоры», адаптированной для детей с нарушение зрения. Проект помог ей пробудить в детях любовь к родной земле, а также сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными гражданами своей страны.
Оглавление
Введение
1. Глава I Волонтерство
1.1. Понятие «Волонтерство»
1.2. Нравственно-патриотическое воспитание
1.3. Особенности дидактического материала для детей, имеющие нарушение зрения
2. Глава II Практическая часть
2.1. I этап исследования
2.2. II этап исследования
Список литературы
Введение
В нашу эру глобализации и постоянных перемен мир становится тесней и сложней и добровольчество – это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализация прав и обязанностей граждан путем осознания полного человеческого потенциала. Движение добровольцев (волонтеров) привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости.
Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого и подрастающего поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции и успешной социализации в обществе.
В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года указывается, что «добровольчество (волонтерство) является созидательной и социально значимой формой самореализации личности, проявления гуманизма, гражданской активности, обеспечивает возможность социального творчества и созидательной инициативы.
Добровольчество выступает важным фактором и ресурсом общественного развития, решения социальных задач, в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды…».
Цель: Внедрение волонтерской практики, направленной на ознакомление детей с ОВЗ с Удмуртскими орнаментами. Создание книжки-раскраски «Удмуртские узоры», адаптированную для детей с нарушение зрения.
Задачи:
- Продолжить работу волонтерской практики.
- Собрать информацию об Удмуртских орнаментах.
- Обработать собранный материал.
- Познакомить детей подготовительной группы компенсирующей направленности с Удмуртскими орнаментами, через проведение мастер-класса, познавательных бесед.
- Создать книжку-раскраску «Удмуртские узоры», адаптированную для детей с нарушениями зрения.
Глава I. Волонтерство
1.1. Понятие «волонтерство»
Волонтерство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение. Таким образом, волонтерами становятся не из финансовых побуждений, а ради помощи другим и приобретения бесценного жизненного опыта. Ведь волонтерство дает много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то, получить знакомства.
Наиболее популярными видами волонтерской деятельности являются:
- Охрана окружающей среды: отслеживание браконьеров, благоустройство территорий заповедников, учет популяций редких животных.
- Оказание помощи пострадавшим в стихийных и военных бедствиях: психологическая поддержка, обеспечение продовольствием, приготовление пищи, восстановление поврежденных объектов, поиск пропавших людей, медицинская помощь.
- Наблюдение за природными стихиями и техногенными производствами: преждевременное оповещение населения, если есть опасность.
- Развитие образования, инноваций, науки; популяризация спорта и активного досуга: труд в школах, детских садах, училищах, университетах, различных профильных клубах.
- Сохранение памятников истории и культуры: ремонтные работы, связанные с реконструкцией объектов.
- Организация массовых мероприятий: спортивных, культурных, образовательных, религиозных.
- Создание возможностей для раскрытия творческого потенциала, в том числе для людей с физическими особенностями: проведение выставок, мастер-классов, лекций.
1.2. Нравственно-патриотическое воспитание
Большое значение для познавательного, социально-личностного нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, традициями и культурой.
Поэтому в рамках данного проекта нами был выбран такой вид волонтерской деятельности, как помощь в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (группа «Лучик» МБДОУ №14).
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:
- Познакомить детей подготовительной группы «Лучик» с удмуртскими костюмами и орнаментами.
- Развивать интерес к удмуртской культуре.
- Воспитывать патриотические чувства к традициям своего народа.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решаются в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
Для решения данных задач нами были разработаны тематические беседы, разделенные на блоки:
- Удмуртский костюм - это традиционная одежда удмуртов, которая имеет несколько комплексов: северный, южный, центрально-удмуртский и бесермянский. Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. В северных районах Удмуртии использовали лишь белый, красный и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными.
- Удмуртские орнаменты.
Удмуртский орнамент характеризуется сравнительно небольшим количеством цветов и преобладанием тёмных насыщенных тонов. Чаще всего используются сочетания контрастирующих цветов: красного с чёрным, белым или синим, синего с коричневым, чёрного с серебром.
Композиции орнамента составляются обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п.. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.
Названия орнаментальных мотивов связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. Например, крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана.
В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой.
1.3. Особенности дидактического материала для детей, имеющие нарушение зрения.
- Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, зеленый, желтый цвета)
- Материалы и пособия должны иметь четкое композиционное построение, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира
- Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий)
- Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета, объекта и его качеств
- В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий)
- Пособия должны быть изготовлены из матовой бумаги, иметь четкие границы края.
Требования, предъявляемые к графическим пособиям.
Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми.
Глава II. Практическая часть
2.1. I этап
Цель: ознакомление детей подготовительной группы компенсирующей направленности с удмуртскими национальными костюмами и орнаментами.
Нами были проведены две тематические беседы и мастер-класс:
I. Беседы
1. Женские костюмы северных и южных удмуртов
Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.
Костюм северных удмуртов содержит три цвета: черный, белый и красный.
Одежду шили из белого льняного холста и украшали вышивкой красного цвета. Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи (дэрем) со съемным вышитым нагрудником (кабачи), поверх рубахи – кафтан или холщовый белый халат (шортдэрем) с поясом, передник (азькышет).
Южные удмурты отличались костюмами яркими, многоцветными. Сюда входили белые, красные, зеленые, коричневые цвета. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык).
Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Удмуртскими народными мастерами особо орнаментировалась одежда. В костюме каждого народа живут и миф, и символ. Символ – это знак, изображение предмета, который служит условным обозначением какого- либо понятия или идеи.
Верхняя часть костюма – головные уборы: платки, покрывала, полотенце, повязка, круглые и мягкие шапочки и высокие твердые айшон отображают космос, границу неба с Солнцем и Луной.
У удмуртов существовал культ небесных светил и растительного мира.
Средняя часть (зона, где располагается фартук, головное полотенце) олицетворяет землю.
Нижняя часть костюма – это связь с предками, отображение подземного мира, который «виделся» как злой, холодный, темный, потусторонний мир.
2. Орнаменты
Неотъемлемым элементом каждой культуры является ее древняя знаковая символика, в которой заложен определенный смысл.
Удмуртский костюм издревле богато украшался вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы...
История удмуртского орнамента восходит к глубокой древности; его основы были заложены задолго до формирования народов
В символике изобразительных мотивов удмуртов каждый символ имеет определенное значение.
Самый простой узор ромб, это знак земли.
Если в ромбе есть пересекающиеся линии, значит, земля вспахана.
Если внутри ромба есть точки – земля засеяна.
Конь – символ, оберегающий домашнего хозяйство и уют. Считалось, что он несет солнце и изображал его вверху одежды.
Многие знаки – узоры не только украшали жилище, одежду, но и должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство, от злых духов, приносить счастье. Поэтому назвали их оберегами и носили на более открытых и видных местах одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезней, удара молнии и других несчастий.
В узорах удмуртов преобладает геометрический орнамент, составленный из ромбов, полос, треугольников, квадратов, ломаных линий, крестообразных фигур.
На нагрудниках обычно основным орнаментальным мотивом является восьмилучевая розетка («лунный узор» — «толэзё»). Узор «толэзё» — женский лунный знак, способствующий плодовитости его носительниц.
Наиболее ранними являются мотивы, связанные с водоплавающей птицей, которая, согласно космогоническому мифу, нырнув, приносит со дна первичного океана кусочек земли, из которого возникает суша.
В народном искусстве удмуртов этот же мотив водоплавающей птицы. Например, девичья свадебная рубаха украшалась мотивом «чöж бурд пужы» — «утиные крылья».
С ним связаны и такие мотивы как «пал чöж бурд» — пол-крыла утки, Известны и такие мотивы, как «юсь» — лебедь. Также в виде утицы нередко изготовляли ритуальные ковши.
Важную роль в декоративно-прикладном искусстве удмуртов играют солярные мотивы. Все солярные символы имели охранительное назначение. В частности, считалось, что солнце отгоняло злых духов. Изображения солнца отличались большим разнообразием – это круги, овалы, ромбы, полукружия и др
Солярные мотивы в виде кругов с точкой представлены в мотивах «питыри» и «питырес» (окружность, круг).
Мотив «питыри» встречался на свадебном платке невесты, а мотив «питырес» — на головном полотенце (чалме) женщины.
Не менее важным космическим мотивом в удмуртском декоративно-прикладном искусстве является лунный мотив – «толэзё». Девушке у северных удмуртов по обычаю не разрешалось выходить замуж без нагрудника с этим узором.
На этом у меня все: о чем мы с вами сегодня разговаривали? (орнаменты, костюмы). Какие орнаменты вы запомнили? МОЛОДЦЫ!
Вам понравилось?(ответы детей)
А для того чтобы вы могли закрепить и пополнить свои знания об орнаментах, я хочу вам подарить книжку-раскраску.
II .Мастер-класс «Изготовление солярного знака из соленого теста».
Вывод: теперь дети подготовительной группы компенсирующей направленности «Лучик» МБДОУ №14 г. Ижевск знают чуть больше о родном крае.
2.2. II этап
Цель: создание книжки-раскраски «Удмуртские узоры».
Для создания игры нам понадобилось:
1. Бумага
Мы попробовали создать собственную модель книжки-раскраски, которая поможет нам познакомить детей с особенностями удмуртских орнаментов.
Вывод: изучение родного края
Список литературы
- Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1991. – 159 с.
- Волкова Л. А. История Удмуртии. – Глазов: Государственный педагогический институт, 2008. – 222 с.
- Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 38 с.
- Удмуртская республика: Энциклопедия / Гл. ред. В. В. Туганаев. – Ижевск: Удмуртия, 2000. – 800 с.
- Гедугова, Д.А. Волонтерские практики в современной России как маркер уровняразвития гражданского общества [Текст] / Д. А. Гедугова // Общество: социология, психология,педагогика. - 2016 - №4. - С.21-23.
- Стеблина, И.Б. Волонтерское движение - наш стиль жизни [Текст] / И. Б. Стеблина //Региональная школа управления. - 2016 - №1. - С.66-69.
- Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022 - №5. - С.77-83.