Социальный проект "Добро рядом"

Рейтинг: 2

добро рядом
Автор: 
Микрюкова Эвелина Артёмовна
Руководитель: 
Корепанова Мария Анатольевна
Учреждение: 
БОУ УР "Столичный лицей им. Е.М. Кунгурцева"
Класс: 
9

В процессе выполнения социального проекта на тему "Добро рядом" учащаяся 9 класса сформировала базовые знания детей подготовительной группы компенсирующей направлености с Удмуртскими орнаментами с помощью проведения мастер-класса, а также познавательных бесед.


Содержание индивидуального социального проекта о добре рядом ученицы 9 класса рассказывает о созданной ею книжке-раскраске «Удмуртские узоры», адаптированной для детей с нарушение зрения. Проект помог ей пробудить в детях любовь к родной земле, а также сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными гражданами своей страны.

Оглавление

Введение
1. Глава I Волонтерство
1.1. Понятие «Волонтерство»
1.2. Нравственно-патриотическое воспитание
1.3. Особенности дидактического материала для детей, имеющие нарушение зрения
2. Глава II Практическая часть
2.1. I этап исследования
2.2. II этап исследования
Список литературы

Введение

В нашу эру глобализации и постоянных перемен мир становится тесней и сложней и добровольчество – это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализация прав и обязанностей граждан путем осознания полного человеческого потенциала. Движение добровольцев (волонтеров) привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости.

Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого и подрастающего поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции и успешной социализации в обществе.

В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года указывается, что «добровольчество (волонтерство) является созидательной и социально значимой формой самореализации личности, проявления гуманизма, гражданской активности, обеспечивает возможность социального творчества и созидательной инициативы.

Добровольчество выступает важным фактором и ресурсом общественного развития, решения социальных задач, в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды…».

Цель: Внедрение волонтерской практики, направленной на ознакомление детей с ОВЗ с Удмуртскими орнаментами. Создание книжки-раскраски «Удмуртские узоры», адаптированную для детей с нарушение зрения.

Задачи:

  1. Продолжить работу волонтерской практики.
  2. Собрать информацию об Удмуртских орнаментах.
  3. Обработать собранный материал.
  4. Познакомить детей подготовительной группы компенсирующей направленности с Удмуртскими орнаментами, через проведение мастер-класса, познавательных бесед.
  5. Создать книжку-раскраску «Удмуртские узоры», адаптированную для детей с нарушениями зрения.

Глава I. Волонтерство

1.1. Понятие «волонтерство»


Волонтерство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение. Таким образом, волонтерами становятся не из финансовых побуждений, а ради помощи другим и приобретения бесценного жизненного опыта. Ведь волонтерство дает много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то, получить знакомства.

Наиболее популярными видами волонтерской деятельности являются:

  • Охрана окружающей среды: отслеживание браконьеров, благоустройство территорий заповедников, учет популяций редких животных.
  • Оказание помощи пострадавшим в стихийных и военных бедствиях: психологическая поддержка, обеспечение продовольствием, приготовление пищи, восстановление поврежденных объектов, поиск пропавших людей, медицинская помощь.
  • Наблюдение за природными стихиями и техногенными производствами: преждевременное оповещение населения, если есть опасность.
  • Развитие образования, инноваций, науки; популяризация спорта и активного досуга: труд в школах, детских садах, училищах, университетах, различных профильных клубах.
  • Сохранение памятников истории и культуры: ремонтные работы, связанные с реконструкцией объектов.
  • Организация массовых мероприятий: спортивных, культурных, образовательных, религиозных.
  • Создание возможностей для раскрытия творческого потенциала, в том числе для людей с физическими особенностями: проведение выставок, мастер-классов, лекций.

1.2. Нравственно-патриотическое воспитание

Большое значение для познавательного, социально-личностного нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, традициями и культурой.
Поэтому в рамках данного проекта нами был выбран такой вид волонтерской деятельности, как помощь в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (группа «Лучик» МБДОУ №14).

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:

  1. Познакомить детей подготовительной группы «Лучик» с удмуртскими костюмами и орнаментами.
  2. Развивать интерес к удмуртской культуре.
  3. Воспитывать патриотические чувства к традициям своего народа.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решаются в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Решением данной проблемы стала реализация проекта.

Для решения данных задач нами были разработаны тематические беседы, разделенные на блоки:

  • Удмуртский костюм - это традиционная одежда удмуртов, которая имеет несколько комплексов: северный, южный, центрально-удмуртский и бесермянский. Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. В северных районах Удмуртии использовали лишь белый, красный и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными. 
  • Удмуртские орнаменты.

Удмуртский орнамент характеризуется сравнительно небольшим количеством цветов и преобладанием тёмных насыщенных тонов. Чаще всего используются сочетания контрастирующих цветов: красного с чёрным, белым или синим, синего с коричневым, чёрного с серебром. 

Композиции орнамента составляются обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п.. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров. 
Названия орнаментальных мотивов связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. Например, крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. 
В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой.

1.3. Особенности дидактического материала для детей, имеющие нарушение зрения.

  • Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, зеленый, желтый цвета)
  • Материалы и пособия должны иметь четкое композиционное построение, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира
  • Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий)
  • Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета, объекта и его качеств
  • В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий)
  • Пособия должны быть изготовлены из матовой бумаги, иметь четкие границы края.

Требования, предъявляемые к графическим пособиям.
Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. 

Глава II. Практическая часть

2.1. I этап


Цель: ознакомление детей подготовительной группы компенсирующей направленности с удмуртскими национальными костюмами и орнаментами.

Нами были проведены две тематические беседы и мастер-класс:

I. Беседы
1. Женские костюмы северных и южных удмуртов
Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.
Костюм северных удмуртов содержит три цвета: черный, белый и красный.

Одежду шили из белого льняного холста и украшали вышивкой красного цвета. Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи (дэрем) со съемным вышитым нагрудником (кабачи), поверх рубахи – кафтан или холщовый белый халат (шортдэрем) с поясом, передник (азькышет).

Южные удмурты отличались костюмами яркими, многоцветными. Сюда входили белые, красные, зеленые, коричневые цвета. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык).

Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Удмуртскими народными мастерами особо орнаментировалась одежда. В костюме каждого народа живут и миф, и символ. Символ – это знак, изображение предмета, который служит условным обозначением какого- либо понятия или идеи.

Верхняя часть костюма – головные уборы: платки, покрывала, полотенце, повязка, круглые и мягкие шапочки и высокие твердые айшон отображают космос, границу неба с Солнцем и Луной.
У удмуртов существовал культ небесных светил и растительного мира.
Средняя часть (зона, где располагается фартук, головное полотенце) олицетворяет землю.
Нижняя часть костюма – это связь с предками, отображение подземного мира, который «виделся» как злой, холодный, темный, потусторонний мир.

2. Орнаменты
Неотъемлемым  элементом  каждой культуры  является  ее  древняя знаковая  символика,  в  которой  заложен  определенный  смысл. 
Удмуртский костюм издревле богато украшался вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы...

История удмуртского орнамента восходит к глубокой древности; его основы были заложены задолго до формирования народов
В символике изобразительных мотивов удмуртов каждый символ имеет определенное значение.
Самый простой узор ромб, это знак земли.
Если в ромбе есть пересекающиеся линии, значит, земля вспахана.
Если внутри ромба есть точки – земля засеяна.

Конь – символ, оберегающий домашнего хозяйство и уют. Считалось, что он несет солнце и изображал его вверху одежды.
Многие знаки – узоры не только украшали жилище, одежду, но и должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство, от злых духов, приносить счастье. Поэтому назвали их оберегами и носили на более открытых и видных местах одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезней, удара молнии и других несчастий.

В узорах удмуртов преобладает геометрический орнамент, составленный из ромбов, полос, треугольников, квадратов, ломаных линий, крестообразных фигур.
На нагрудниках обычно основным орнаментальным мотивом является восьмилучевая розетка («лунный узор» — «толэзё»). Узор «толэзё» — женский лунный знак, способствующий плодовитости его носительниц.

Наиболее ранними являются мотивы, связанные с  водоплавающей птицей, которая, согласно космогоническому мифу, нырнув, приносит со дна первичного океана кусочек земли, из которого возникает суша.
В народном искусстве удмуртов этот же мотив водоплавающей птицы. Например, девичья свадебная рубаха украшалась мотивом «чöж бурд пужы» — «утиные крылья».

С ним связаны и такие мотивы как «пал чöж бурд» — пол-крыла утки, Известны и такие мотивы, как «юсь» — лебедь. Также в виде утицы нередко изготовляли ритуальные ковши.
Важную роль в декоративно-прикладном искусстве удмуртов играют солярные мотивы. Все солярные символы имели охранительное назначение. В частности, считалось, что солнце отгоняло злых духов. Изображения солнца отличались большим разнообразием – это круги, овалы, ромбы, полукружия и др

Солярные мотивы в виде кругов с точкой представлены в мотивах «питыри» и «питырес» (окружность, круг).
Мотив «питыри» встречался на свадебном платке невесты, а мотив «питырес» — на головном полотенце (чалме) женщины.

Не менее важным космическим мотивом в удмуртском декоративно-прикладном искусстве является лунный мотив – «толэзё». Девушке у северных удмуртов по обычаю не разрешалось выходить замуж без нагрудника с этим узором.

На этом у меня все: о чем мы с вами сегодня разговаривали? (орнаменты, костюмы). Какие орнаменты вы запомнили? МОЛОДЦЫ!

Вам понравилось?(ответы детей)
А для того чтобы вы могли закрепить и пополнить свои знания об орнаментах, я хочу вам подарить книжку-раскраску.

II .Мастер-класс «Изготовление солярного знака из соленого теста».

Вывод: теперь дети подготовительной группы компенсирующей направленности «Лучик» МБДОУ №14 г. Ижевск знают чуть больше о родном крае.

2.2. II этап

Цель: создание книжки-раскраски «Удмуртские узоры».
Для создания игры нам понадобилось:

1. Бумага
Мы попробовали создать собственную модель книжки-раскраски, которая поможет нам познакомить детей с особенностями удмуртских орнаментов.
Вывод: изучение родного края

Список литературы

  1. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1991. – 159 с.
  2. Волкова Л. А. История Удмуртии. – Глазов: Государственный педагогический институт, 2008. – 222 с.
  3. Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 38 с.
  4. Удмуртская республика: Энциклопедия / Гл. ред. В. В. Туганаев. – Ижевск: Удмуртия, 2000. – 800 с.
  5. Гедугова, Д.А. Волонтерские практики в современной России как маркер уровняразвития гражданского общества [Текст] / Д. А. Гедугова // Общество: социология, психология,педагогика. - 2016 - №4. - С.21-23.
  6. Стеблина, И.Б. Волонтерское движение - наш стиль жизни [Текст] / И. Б. Стеблина //Региональная школа управления. - 2016 - №1. - С.66-69.
  7. Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022 - №5. - С.77-83.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: