Знакомство учащихся с А. И. Солженицыным
Знакомство учащихся с А. И. Солженицыным
Практическая часть:
Тема: Что мы знаем об А. И. Солженицыне?
Оборудование: анкеты для учащихся, сеть Интернет, биографические книги об А. И. Солженицыне.
Ход работы:
- Исследование знаний учащихся об А. И. Солженицыне.
- Выявление и оценка наиболее сильных пробелов.
- Систематизация полученного материала о писателе, составление сценария мероприятия, посвященному Солженицыну.
- Презентация внеклассного мероприятия, посвященному жизни и творчеству А. И. Солженицыну.
Обобщая собранную мной информацию, можно выделить несколько основных пунктов:
- А. И. Солженицын весьма популярный писатель, поднимающий в своих произведениях множество проблем, которые были и остаются актуальными;
- он известный государственный и общественный деятель;
- больше 10 лет своей жизни писатель провел в Рязани и Рязанской области, написал здесь некоторые свои знаменитые произведения, приобрел известность.
Из данных анкетирования учащихся (см. приложение 4) становится понятно, что, к сожалению, многие почти ничего не знают об Александре Исаевиче Солженицыне. Должна сказать, что в школьной программе на его творчестве не делается какого-либо акцента. Его упоминают на уроках истории, когда говорят о противниках коммунизма вообще и о противниках Сталина в частности.
На уроках литературы ученики изучают его произведения «Матренин двор» (в 9 классе) и «Один день Ивана Денисовича» (в 11 классе). Более в школе, чаще всего, жизни и творчества этого человека никак не касаются, и тем более не упоминают об его жизни в Рязанской области.
Кроме вопросов с вариантами ответа, я задавала ученикам и другие, требующие развернутого ответа. На них отвечали те, кто знаком с творчеством Солженицына. Как оказалось, некоторые не интересовались биографией писателя после прочтения его книг, а также есть и те, кто не намерен читать другие его произведения или перечитывать прочитанные.
На основе собранного материала, я составила сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству А. И. Солженицына, (см. приложение 5). Я постаралась рассказать наиболее важные факты биографии писателя и дать обзор на его известные произведения. Кроме того, я сделала акцент на периоде жизни Солженицына, который он провел в Рязани. Ученики остались довольны данным мероприятием, многие захотели больше узнать о писателе и прочитать его произведения (см. приложение 6).
Заключение
А. И. Солженицын является всемирно известным писателей, без прикрас писавшим о трудной и несправедливой жизни в СССР при И. В. Сталине. В своих произведениях Солженицын поднимал множество проблем, которые являются актуальными и сегодня.
Работая над проектом, я пополнила свои знания об А. И. Солженицыне, узнала больше о нем самом и его творчестве, о его жизненных взглядах.
Анализируя знания учеников старших классов до и после проведения внеклассного мероприятия, я вижу явный прогресс. Ученики уже имеют более четкое представление о Солженицыне, у них появилось желание подробнее изучить этого замечательного автора.
Все эти знания пригодятся ученикам на предстоящих экзаменах и особенно будут полезны для написания сочинений по русскому языку и литературе. Кроме того, я надеюсь, что кто-то из учащихся захочет провести более глубокое исследование жизни писателя и его произведений.
Список используемой литературы
- Сараскина Л. Александр Солженицын. М.: Молодая гвардия, 2009.
- Солженицын А. Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни. Париж : YMCA-PRESS, 1975.
- Политические репрессии в Рязани. Путеводитель / Сост. А.Ю. Блинушов. - Красноярск : ПИК "Офсет", 2011.
- Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Санкт-Петербург: Азбука, 2013.
- Солженицын А. Матренин двор. Москва: Детская литература, 2011.
- Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Москва: LIBRA, 1990.
Приложение 1. Фотографии А. И. Солженицына
Приложение 2. Книги А. И. Солженицына