Сценарий мероприятия по творчеству Александра Исаевича Солженицына
Приложение 5. Сценарий мероприятия по творчеству Александра Исаевича Солженицына
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Александра Исаевича Солженицына и рассмотрим в обзоре несколько его известнейший произведений. Также особое внимание уделим жизни писателя в Рязани и тому, чем он здесь занимался.
Биография (кратко). Родился будущий писатель в конце 1918 года в городе Кисловодск. Его отец погиб еще до рождения сына на охоте. Дальнейшим воспитанием мальчика занималась одна мама.
Проблемы с новой властью начались у Солженицына в младших классах, так как он носил крестик и отказывался вступать в пионеры. Но позднее Александр изменил точку зрения и стал комсомольцем. В старших классах он увлекся литературой и вынашивал планы написать революционный роман. Но когда пришло время выбирать специальность, Солженицын поступает на физико-математический факультет.
Продолжил образование на литературном факультете в Московском университете, однако окончить его не успел из-за Великой Отечественной войны. Его не могли призвать как рядового из-за проблем со здоровьем, и Солженицын-патриот добился права учиться на офицерских курсах при Военном училище и в звании лейтенанта попал в артиллерийский полк.
Уже в чине капитана Солженицын продолжал доблестно служить родине, но все больше разочаровывался в Иосифе Сталине. Подобными мыслями он делился в письмах к другу, и однажды такое письменное недовольство Сталиным попало на стол к начальнику военной цензуры. Александра Исаевича арестовывают, лишают звания и отправляют в Москву. После допросов бывшего героя войны приговаривают к семи годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения.
Александра Исаевича переводят в жесткие условия общего лагеря в Казахстане. После освобождения Солженицыну запрещено приближаться к столице. Ему дают работу в Южном Казахстане, где он преподает математику в школе.
В 1956 году дело Солженицына пересмотрели и объявили, что в нем нет состава преступления. Теперь мужчина мог вернуться в Россию. Он начал учительствовать в Рязани, а после первых публикаций рассказов сосредоточился на писательстве. Творчество Солженицына поддерживал сам генсек Никита Хрущев. Но позднее писатель утратил расположение главы государства, а с приходом к власти Леонида Брежнева и вовсе попал под запрет.
Усугубила дело невероятная популярность книг Александра Солженицына, которые без его разрешения издали в США и во Франции. Власти видели явную угрозу в общественной деятельности писателя. Ему была предложена эмиграция, а так как Александр Исаевич отказался, на него совершается покушение, но писатель выжил. В итоге в 1974 году его обвиняют в измене Родине, лишают советского гражданства и высылают из СССР.
Александр Исаевич жил в Германии, Швейцарии, США. На литературные гонорары он основал «Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям». Когда Михаил Горбачев начал Перестройку, в СССР изменилось и отношение к творчеству Солженицына. А уже президент Борис Ельцин уговорил писателя вернуться на родину и передал в пожизненное пользование государственную дачу в Троице-Лыкове.
Последние годы жизни Солженицын провел на этой самой даче. Умер Александр Солженицын от острой сердечной недостаточности 3 августа 2008 года.
А. И. Солженицын и Рязанская область
В 1957 г. в Рязань переезжает недавний политический заключенный, учитель физики и математики Александр Исаевич Солженицын. Он поселяется в квартире своей жены Натальи Алексеевны Решетовской.
С 25 августа 1957 г. Александр Солженицын, к тому времени полностью реабилитированный, смог начать свою официальную работу в качестве учителя физики и астрономии в рязанской школе. Новый учитель был заметно не похож ни на кого из школьных педагогов — ни с кем не сближался, избегал общих разговоров, не вмешивался ни в какие литературные обсуждения. Главной целью его было — успеть написать правду о годах массового террора в стране, а для этой тайной работы было нужно время.
Первым же рязанским летом Солженицын с Решетовской поехали в Солотчу. Для подпольной литературной работы Солженицыну крайне необходима была возможность уединиться, сосредоточиться, трудиться над рукописями в стороне от суеты и недреманного ока госбезопасности — Солотча и очень подходила до этого.
Тогда же в Рязани Солженицын задумал написать обобщающую работу о тюрьмах и лагерях. Тогда же родилось и название — «Архипелаг ГУЛАГ». Десять лет понадобится писателю, чтобы довести до конца начатое дело.
«Как описать всю нашу лагерную жизнь? — вспоминал в интервью в 1982-м Солженицын. — По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме, девять лет я к нему не прикасался и только в 1959-м, через девять лет, сел и написал».
Повесть называлась «Щ-854» — этот лагерный номер был выведен черной краской на лоскутах, нашитых на казенное обмундирование заключенного Ивана Денисовича Шухова, один день жизни которого и описал Солженицын. «Облегченный» вариант повести, тот, который мог пройти советскую цензуру, был назван по совету Твардовского «Один день Ивана Денисовича».
Солженицын рискнул обнаружить себя как летописца лагерной жизни после антисталинских выступлений. «Один день Ивана Денисовича» был опубликован в журнале «Новый мир» и стал настоящей сенсацией. Весть об этой публикации облетает весь мир, Солженицын сразу становится знаменитостью. На Солженицына обрушивается огромная корреспонденция — благодарности, мемуары о годах заключения, просьбы содействовать в реабилитации.
Рязанская писательская организация уговаривает Солженицына вступить в Союз писателей.
В 1965-м, после захвата в Рязани сотрудниками КГБ части тайного архива писателя на одном из обысков, над Солженицыным сгущаются тучи.
Правлению Союза писателей СССР рекомендовалось «провести партийные собрания и активы писательской общественности с вопросами повышения идеологической закалки творческих кадров», на собраниях объявляли, что захваченный архив Солженицына «концентрировался для отправки за границу». Утром 4 ноября 1969 г. Александр Солженицын был вызван на совещание, посвященное «идейному воспитанию писателей». Солженицына исключили из Рязанской писательской организации, что было равносильно исключению из Союза писателей СССР.
Ведущий. У Александра Солженицына была очень длинная, тяжелая и насыщенная совершенно разными событиями жизнь. Кроме того, он был ярым противниками той советской власти, при которой жил, и не мог молчать об этом. На этой почве и рождались его литературные произведения, которые читали, читают и будут читать. Сейчас хотелось бы немного поговорить о его «громких» произведениях.
Первым опубликованным произведением был «Один день Ивана Денисовича» (1962). (Первоначальное название «Щ-854. Один день одного зэка»). Это рассказ, повествующий об одном дне лагерной жизни от подъема и до отбоя. Солженицын считал, что достаточно описать лишь один день из жизни заключенного, чтобы читатель понял ту атмосферу, ту жизнь, которую проживали лагерники.
Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Каждый, оказавшийся здесь, выживает по-своему. Жизнь в лагере показана не со стороны, а изнутри, мы видим ее глазами человека, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.
Автор не просто показывает жизнь отдельно взятого человека, он сталкивает его с другими людьми, большинство из которых сидят ни за что. (например, сам Иван Денисович сидит за то, что был в фашистском плену). При этом все заключенные абсолютно разные: разного социального статуса, разного возраста, разной национальности, разных взглядов. Солженицын говорит о неправильности сталинских режимов, о том, сколько хороших люде погибло из-за этого, сожалеет о сгубленных жизнях.
Следующим напечатанным рассказом становится «Матренин двор» (1963). (Первое название «Не стоит село без праведника»). Образ для этого рассказа писатель нашел в Рязани. Это повествование о старой женщине со сложной и грустной судьбой. Несчастный брак, осуждение соседей и родственников и убеждение героини в собственной «порченности» с одной стороны, и внутренняя сила, упорство и чистота, которую ясно видит автор, с другой. Образ Матрены – образ праведного человека. Именно на таких людях по мнению автора держится Россия. И он задается вопросом «Что же ждет страну, если ее опора только в этих немногих, думающих не только о себе, людях?»
Самым грандиозным произведением Солженицына является «Архипелаг ГУЛАГ» (1973). Архипелаг ГУЛАГ – это система лагерей, раскинувшаяся по всей стране. Солженицын рассказывает о зарождении этого явления и его развитии. Опираясь на собственный опыт и показания свидетелей, Солженицын описывает ту сторону советской власти, говорить о которой не принято. В «Архипелаге ГУЛАГе» собрана вся грязь советского режима тех лет: необоснованные обвинения, пытки, которыми выбивались ложные признания, зверское обращение с заключенными и неустанное наполнение лагерей всеми, кто неугоден власти.