Дыхательная гимнастика для детей в детском саду
Следует не пренебрегать проведением физкультминуток и выполнять упражнения дыхательной гимнастики для детей во избежание переутомления учеников и воспитанников во время занятий в детском саду или уроков в школе. Длительное пребывание в статическом положении во время сидения в учебном заведении или при выполнении домашнего задания оказывает большую физическую нагрузку на молодой организм.
Для проведения физкультминуток на дыхание предлагаем выбрать несколько комплексов упражнений дыхательной гимнастики (хорошо знакомых детям) в разных вариантах, и чередовать их между собой раз в две-три недели, чтобы сохранить заинтересованность учащихся и избежать механического выполнения упражнений.
- Дыхательная гимнастика для детей 1 года
- Дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет
- Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет
- Дыхательная гимнастика для детей 6-7 лет
Перед проведением дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста или с учениками начальной школы рекомендуется проветрить помещение. Упражнения на восстановление дыхания требуется выполнять правильно, чтобы не навредить организму. Для этого при выполнении упражнений учащимися используйте наглядные пособия в виде картинок или видео. Чтобы достичь эффекта релаксации во время физкультминуток на дыхание, используйте музыкальное сопровождение.
Неправильное дыхание может стать причиной сонливости, переутомления и плохого настроения. Поэтому правильное дыхание является основой самочувствия ребенка, и выполнение дыхательной гимнастики детям следует осуществлять регулярно. От правильного дыхания зависит доступ в мозг необходимого для обеспечения умственной деятельности количества кислорода, а также правильное функционирование других внутренних органов.
Видео с упражнениями на восстановление дыхания
Дыхательная гимнастика
Правила выполнения упражнений
- Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос.
- Вдох делается одновременно с движением.
- Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60 вдохов движе¬ний в минуту.
- Гимнастика выполняется под счет на восемь. ( Учащиеся считают только про себя: «и» - вдох, «цифра» - выдох)
- Минимальное количество упражнений - три.
- Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.
- Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.
Дыхательные упражнения
«Вращения рук»
И.п. — стойка, руки вытянуты перед собой. Глубокий вдох, задержать дыхание. Быстро взмахнуть руками, делая круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, задерживая дыхание. Руки опустить, с силой выдохнуть через рот. Повторить 2-3 раза.
«Пылесос»
И.п. — стоя или сидя. Глубоко под землей установлен волшебный пылесос. Он очень мощный. Когда он начинает работать, все плохое, что накопилось у вас, втянет пылесос. Вы все станете здоровыми, сильными, добрыми и веселыми. Время выполнения — до 3-5 мин, в зависимости от способности детей концентрировать внимание на задании. Упражнение можно повторять несколько раз в течение учебного дня.
«Переноска мяча»
Набивной мяч дети по два или три человека переносят на расстояние до 10 м. Выполняется в виде эстафеты.
«Расслабление лежа»
Ух, устали. Нужно полежать расслабиться. Как легко и приятно лежать и ни о чем не думать! Мышцу расслабляются, дыхание становится легким и спокойным. Глаза закрыты. Дыхание свободное. Звучит спокойная музыка. Время выполнения — 3-5 мин.
«Факиры»
Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Продолжительность выполнения — до 5 мин.
«Согревание»
Выполняется стоя, руки вниз. Свободно, без напряжения наклониться вперед, согнуть ноги в коленях, соединить ладони и зажать их между коленями. Сжимая колени, энергично потереть ладонь о ладонь, согреть их. Во время трения руки выпрямлены, а плечи поочередно двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины. Время выполнения — 30-40 с.
Комплексы упражнений на восстановление дыхания
«Ладошки»
И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в ку¬лаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха. (Может появиться лег¬кое головокружение от большого количества свежего воздуха).
«Погончики»
И.п. - встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдо¬хов-движений, с перерывами между 8-ю - 3-4 секунды. Выполняется стоя, сидя, лежа.
«Кошка»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.
«Насос»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.
На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена. Ограничения: травмы головы, позвоночника, повышенное давление.
«Обними плечи»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.
Бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи с одновременным глубо¬ким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При возвращении в и.п. - пассивный выдох Ограничения: врожденный порок сердца.
«Большой маятник»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. Слегка прогнувшись в пояснице наклон назад, руки обнимают плечи и тоже вдох. Выдох происходит при смене позиций. Ограничения: травмы позвоночника, остеохондроз, смещение межпозвоночных дисков.
«Повороты головы»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Поворот головы вправо - шумный короткий вдох. Поворот головы влево - шумный корот¬кий вдох. Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.
«Маятник головой»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Опустить голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх - тоже вдох. Выдох про¬исходит пассивно при смене позиций.
Ограничения: травмы головы, вегето-сосудистая дистония, эпилепсия, повышенное давле¬ние, остеохондроз.
«Цветочный магазин»
И.п. - стоя.
Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок (ребра расширяются, низ живота подтяги¬вается). Выдох медленный и плавный. Выполнять 3 -4 раза.
«Свеча»
Взять узкую полоску бумаги, представив себе, что это свеча. Делать медленный выдох в её направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть макси¬мально глубоким.
«Проколотый мяч»
Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитировать свист воздуха из проколотого мяча.
«Звукоподражание»
Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..
«Ныряние»
Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
«Охота»
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).
«Паровоз»
Вариант 1
Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
Паровоз кричит:
«Ду-ду-у-у!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так, так-так.
Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»
Вариант 2
Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.
Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.
Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.
«Птичка»
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала:
«Пи-пи-пи».
(Вдох. Выдох.)
Руки к солнцу поднимаю
Руки к солнцу поднимаю,
И вздыхаю, и вздыхаю,
Опускаю руки вниз,
Выдох - паровоза свист.
На четыре — вдох глубокий,
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)
«Скороговорки»
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Упражнения дыхательной гимнастики
Сядем смирно, без движенья
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.)
Потом разведем (Руки в стороны — выдох.)
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)
Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)
За работу нам пора.
«Филин»
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Вдох. Выдох со звуком.)
(Вдох.) (Выдох.)
(Вдох.) (Выдох.)
(Вдох.) (Выдох.)
(Вдох.) (Выдох.)
(Вдох.)
«Чайник»
Чайник на плите стоял,
Через носик пар пускал: «Паф-паф-паф-паф».
Что за праздничный парад
Что за праздничный парад,
Здесь кругом шары летят,
Флаги развеваются,
Люди улыбаются.
Воздух мягко набираем,
Шарик красный надуваем.
Пусть летит он к облакам,
Помогу ему я сам!
«Чудо-нос»
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание...
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: Глубже, шире.
«Шарик»
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
Шарик красный
Воздух мягко набираем,
Шарик красный надуваем,
Шарик тужился, пыхтел,
Лопнул он и засвистел:
«Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)
«Бабочка»
И. п. — стоя, руки на поясе.
1 — отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться. 2—3 — задержать дыхание. 4 - И. п., выдох через нос.
«Беседа инопланетян»
И. п. — сидя.
Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.
«Ветер»
И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.
1 — наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.
2-И. п., вдох.
3 — то же к другой ноге, выдох. 4-И. п., вдох.
Ветер качает деревья
И. п. — стоя, руки вверху.
Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.
«Воздушный шарик»
И. п. - упор - присев.
1 — встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос — «шарик взлетел».
2-6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.
7—8 — И. п., выдох через нос — «шарик улетел».
«Грибки»
И. п. - стоя на коленях.
1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».
Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон
И. п. — стоя на четвереньках.
Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-выдохами через нос.
«Дракончик»
И. п. — сидя.
1—4 - глубокий вдох через нос.
5—8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.
«Ёжики»
И. п. — сидя.
1 — глубокий вдох через нос.
2—4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.
«Загораем»
И. п. — лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.
«Запахи весны»
п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2 — 3 — поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.
- И. п., выдох через рот. 6—7 — то же в другую сторону.
- И. п.
«Змея»
И. п. — сидя на коленях.
Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4—5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.
«Игра с пушинкой»
И. п. — лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие выдохи носом, стараясь сдуть пушинку как можно дальше, рот закрыт.
«Каша кипит»
И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 — 4 - прерывистый выдох через прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».
«Мужжалки-нужжалки»
И. п. — о. с.
1 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 2-3 — руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте. 4-И. п.
5 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 6—7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте. 8-И. п.
Мы проснулись утром ранним
И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1—2 — руки вверх — в стороны, потянуться, вдох. 3—4— 5—6 - руки вниз, выдох.
Надуваем шар
И. п. — сидя.
На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе — втянуть по возможной амплитуде.
«Нам холодно»
1—4 - вдох через нос.
5—12 — выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее. Нарисуй линию
И. п. — сидя.
Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).
«Незнайка»
И. п. — о. с.
Поднять плечи, вдох через нос. Опустить плечи, выдох через нос.
Посмотри на друга
И. п. — стоя, руки на поясе.
1 - повороты головы вправо - вдох через нос.
2—4 — И. п. — выдох через рот.
5 — поворот головы влево — вдох через нос.
6—8 — И. п. — выдох через рот.
«Прищепка»
И. п. — о. с, вдох через нос.
На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.
«Птички летят»
И. п. — о. с.
1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос. 3—4 - руки вниз, выдох через нос.
«Сдуй лепесток»
И. п. — сидя (стоя)., на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).
Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2—3 с. Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».
«Собака берет след»
И. п. — стоя на четвереньках.
«Принюхивание» — прерывистые вдохи через нос; выдох произвольный.