Дыхательная гимнастика для детей в детском саду


Следует не пренебрегать проведением физкультминуток и выполнять упражнения дыхательной гимнастики для детей во избежание переутомления учеников и воспитанников во время занятий в детском саду или уроков в школе. Длительное пребывание в статическом положении во время сидения в учебном заведении или при выполнении домашнего задания оказывает большую физическую нагрузку на молодой организм.

Для проведения физкультминуток на дыхание предлагаем выбрать несколько комплексов упражнений дыхательной гимнастики (хорошо знакомых детям) в разных вариантах, и чередовать их между собой раз в две-три недели, чтобы сохранить заинтересованность учащихся и избежать механического выполнения упражнений.

Перед проведением дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста или с учениками начальной школы рекомендуется проветрить помещение. Упражнения на восстановление дыхания требуется выполнять правильно, чтобы не навредить организму. Для этого при выполнении упражнений учащимися используйте наглядные пособия в виде картинок или видео. Чтобы достичь эффекта релаксации во время физкультминуток на дыхание, используйте музыкальное сопровождение.

Неправильное дыхание может стать причиной сонливости, переутомления и плохого настроения. Поэтому правильное дыхание является основой самочувствия ребенка, и выполнение дыхательной гимнастики детям следует осуществлять регулярно. От правильного дыхания зависит доступ в мозг необходимого для обеспечения умственной деятельности количества кислорода, а также правильное функционирование других внутренних органов.

Видео с упражнениями на восстановление дыхания

Дыхательная гимнастика

(по Стрельниковой)


Правила выполнения упражнений

  1. Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос.
  2. Вдох делается одновременно с движением.
  3. Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60 вдохов движе¬ний в минуту.
  4. Гимнастика выполняется под счет на восемь. ( Учащиеся считают только про себя: «и» - вдох, «цифра» - выдох)
  5. Минимальное количество упражнений - три.
  6. Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.
  7. Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.

Дыхательные упражнения

«Вращения рук»
И.п. — стойка, руки вытянуты перед собой. Глубокий вдох, задержать дыхание. Быстро взмахнуть руками, делая круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, задерживая дыхание. Руки опустить, с силой выдохнуть через рот. Повторить 2-3 раза.

«Пылесос»
И.п. — стоя или сидя. Глубоко под землей установлен волшебный пылесос. Он очень мощный. Когда он начинает работать, все плохое, что накопилось у вас, втянет пылесос. Вы все станете здоровыми, сильными, добрыми и веселыми. Время выполнения — до 3-5 мин, в зависимости от способности детей концентрировать внимание на задании. Упражнение можно повторять несколько раз в течение учебного дня.

«Переноска мяча»
Набивной мяч дети по два или три человека переносят на расстояние до 10 м. Выполняется в виде эстафеты.

«Расслабление лежа»
Ух, устали. Нужно полежать расслабиться. Как легко и приятно лежать и ни о чем не думать! Мышцу расслабляются, дыхание становится легким и спокойным. Глаза закрыты. Дыхание свободное. Звучит спокойная музыка. Время выполнения — 3-5 мин.

«Факиры»
Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Продолжительность выполнения — до 5 мин.

«Согревание»
Выполняется стоя, руки вниз. Свободно, без напряжения наклониться вперед, согнуть ноги в коленях, соединить ладони и зажать их между коленями. Сжимая колени, энергично потереть ладонь о ладонь, согреть их. Во время трения руки выпрямлены, а плечи поочередно двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины. Время выполнения — 30-40 с.

Комплексы упражнений на восстановление дыхания


«Ладошки»
И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в ку¬лаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха. (Может появиться лег¬кое головокружение от большого количества свежего воздуха).

«Погончики»
И.п. - встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдо¬хов-движений, с перерывами между 8-ю - 3-4 секунды. Выполняется стоя, сидя, лежа.

«Кошка»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

«Насос»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.
На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена. Ограничения: травмы головы, позвоночника, повышенное давление.

«Обними плечи»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.
Бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи с одновременным глубо¬ким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При возвращении в и.п. - пассивный выдох Ограничения: врожденный порок сердца.

«Большой маятник»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. Слегка прогнувшись в пояснице наклон назад, руки обнимают плечи и тоже вдох. Выдох происходит при смене позиций. Ограничения: травмы позвоночника, остеохондроз, смещение межпозвоночных дисков.

«Повороты головы»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Поворот головы вправо - шумный короткий вдох. Поворот головы влево - шумный корот¬кий вдох. Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.

«Маятник головой»
И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Опустить голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх - тоже вдох. Выдох про¬исходит пассивно при смене позиций.
Ограничения: травмы головы, вегето-сосудистая дистония, эпилепсия, повышенное давле¬ние, остеохондроз.

«Цветочный магазин»
И.п. - стоя.
Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок (ребра расширяются, низ живота подтяги¬вается). Выдох медленный и плавный. Выполнять 3 -4 раза.

«Свеча»
Взять узкую полоску бумаги, представив себе, что это свеча. Делать медленный выдох в её направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть макси¬мально глубоким.

«Проколотый мяч»
Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитировать свист воздуха из проколотого мяча.

«Звукоподражание»
Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..

«Ныряние»
Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после треть­его глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыха­тельными комплексами, чтобы избежать головокружения.

«Охота»
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

«Паровоз»
Вариант 1
Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться гово­рить на выдохе.
Паровоз кричит:
«Ду-ду-у-у!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так, так-так.
Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

Вариант 2
Ускорять речитатив до максимального темпа, сопро­вождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.
Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

«Птичка»
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала:
«Пи-пи-пи».
(Вдох. Выдох.)
Руки к солнцу поднимаю
Руки к солнцу поднимаю,
И вздыхаю, и вздыхаю,
Опускаю руки вниз,
Выдох - паровоза свист.
На четыре — вдох глубокий,
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дози­ровки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)

«Скороговорки»
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Упражнения дыхательной гимнастики
Сядем смирно, без движенья
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.)
Потом разведем (Руки в стороны — выдох.)
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)
Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)
За работу нам пора.


«Филин»
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Вдох. Выдох со звуком.)
(Вдох.) (Выдох.)
(Вдох.) (Выдох.)
(Вдох.) (Выдох.)
(Вдох.) (Выдох.)
(Вдох.)

«Чайник»
Чайник на плите стоял,
Через носик пар пускал: «Паф-паф-паф-паф».
Что за праздничный парад
Что за праздничный парад,
Здесь кругом шары летят,
Флаги развеваются,
Люди улыбаются.
Воздух мягко набираем,
Шарик красный надуваем.
Пусть летит он к облакам,
Помогу ему я сам!

«Чудо-нос»
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание...
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: Глубже, шире.

«Шарик»
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
Шарик красный
Воздух мягко набираем,
Шарик красный надуваем,
Шарик тужился, пыхтел,
Лопнул он и засвистел:
«Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

«Бабочка»
И. п. — стоя, руки на поясе.
1 — отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться. 2—3 — задержать дыхание. 4 - И. п., выдох через нос.

«Беседа инопланетян»
И. п. — сидя.
Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.
«Ветер»
И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.
1 — наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.
2-И. п., вдох.
3 — то же к другой ноге, выдох. 4-И. п., вдох.
Ветер качает деревья
И. п. — стоя, руки вверху.
Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.

«Воздушный шарик»
И. п. - упор - присев.
1 — встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос — «шарик взлетел».
2-6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.
7—8 — И. п., выдох через нос — «шарик улетел».

«Грибки»
И. п. - стоя на коленях.
1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».
Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон
И. п. — стоя на четвереньках.
Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубо­кими вдохами-выдохами через нос.

«Дракончик»
И. п. — сидя.
1—4 - глубокий вдох через нос.
5—8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.

«Ёжики»
И. п. — сидя.
1 — глубокий вдох через нос.
2—4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.


«Загораем»
И. п. — лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.

«Запахи весны»
п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2 — 3 — поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.
- И. п., выдох через рот. 6—7 — то же в другую сторону.
- И. п.

«Змея»
И. п. — сидя на коленях.
Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4—5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.

«Игра с пушинкой»
И. п. — лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие выдохи носом, стараясь сдуть пушинку как мож­но дальше, рот закрыт.

«Каша кипит»
И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 — 4 - прерывистый выдох через прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».

«Мужжалки-нужжалки»
И. п. — о. с.
1 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 2-3 — руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте. 4-И. п.
5 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 6—7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте. 8-И. п.
Мы проснулись утром ранним
И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1—2 — руки вверх — в стороны, потянуться, вдох. 3—4— 5—6 - руки вниз, выдох.
Надуваем шар
И. п. — сидя.
На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе — втянуть по воз­можной амплитуде.

«Нам холодно»
1—4 - вдох через нос.
5—12 — выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее. Нарисуй линию
И. п. — сидя.
Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный по­ворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).

«Незнайка»
И. п. — о. с.
Поднять плечи, вдох через нос. Опустить плечи, выдох через нос.
Посмотри на друга
И. п. — стоя, руки на поясе.
1 - повороты головы вправо - вдох через нос.
2—4 — И. п. — выдох через рот.
5 — поворот головы влево — вдох через нос.
6—8 — И. п. — выдох через рот.

«Прищепка»
И. п. — о. с, вдох через нос.
На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.

«Птички летят»
И. п. — о. с.
1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос. 3—4 - руки вниз, выдох через нос.

«Сдуй лепесток»
И. п. — сидя (стоя)., на ладони нарезанная бумага (пушинки, ле­пестки).
Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2—3 с. Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».

«Собака берет след»
И. п. — стоя на четвереньках.
«Принюхивание» — прерывистые вдохи через нос; выдох произ­вольный.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: