Проект "Особенности личности подростков и выбора профессии по типологии К.Г. Юнга"
В данном исследовательском проекте по биологии на тему "Особенности личности подростков и выбора будущей профессии по типологии К.Г. Юнга" просматриваются взаимосвязи между особенностями личности старшеклассников и её типами в профессиональной сфере по типологии швейцарского ученого Карла Густава Юнга.
Подробнее о проекте:
В представленной исследовательской работе по биологии о фасоли "Особенности личности подростков и выбора будущей профессии по типологии К.Г. Юнга" была поставлена цель работы является определение взаимосвязи между особенностями личности старшеклассников и её типами в профессиональной сфере по методике швейцарского ученого К.Г.Юнга.
В проекте приведено описание практической работы, проведенной автором, с целью типирования личности старшеклассников и определения рекомендуемых для них профессий в будущем.
Профессиональное самоопределение влияет не только на выбор места обучения после окончания школы, но и дальнейшую судьбу человека: удовлетворение своей профессиональной деятельностью, своим статусом в обществе, своей жизнью в целом. Наиболее остро проблемы профессионального выбора стоят перед учащимися старших классов.
Оглавление
Введение
1. Особенности профессионального самоопределения у старшеклассников.
2. Типология личности по К.Г.Юнгу и её роль в профессиональном самоопределении.
2.1. Краткая биография К.Г.Юнга.
2.2.Психологические типы.
2.3. Психологические функции.
2.4. Рациональные и иррациональные функции.
3. Исследование типологических различий по методике К.Г.Юнга.
4. Влияние типов личности на профессиональную направленность.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема исследования. Трудовая деятельность приносит радость в жизни, удовлетворение и возможно продлевает саму жизнь человека лишь в том случае, если этот человек увлечен своей профессией, работой, если она любима.
А любима и желанна работа в том случае, если она выбрана верно. Зона оптимального выбора профессии – это зона совпадения его интересов, склонностей, способностей, физических, личностных особенностей с потребностями общества.
Как правило, выбирая профессию, учащиеся совершают определенные ошибки, такие как выбор профессии, какую определили родители, «за компанию», перенос отношения к человеку на его профессию, незнание мира профессий. И зачастую случается так, что выбранная профессия не удовлетворяет человека.
С чем это может быть связано? На наш взгляд, одной из причин является незнание своих психологических особенностей, темперамента, характера, склонностей, способностей. И отсюда, мы предполагаем, происходит несоответствие типологических особенностей личности человека и выбранной профессиональной среды.
Проблемой нашего исследования является необходимость разрешения данного противоречия через выявление типологических особенностей личности у старшеклассников, отнесенных к тому или иному типу в профессиональной сфере.
Актуальность. Данная проблема для нас является, несомненно, актуальной. Мы, учащиеся 11-го класса, стоим на пороге выбора будущей профессии. Профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Существуют различные типологии личности в профессиональной среде, как отечественных, так и зарубежных, с помощью которых предлагается определить для каждого типа личности наиболее подходящую область профессиональной деятельности. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. В своей работе мы решили остановиться на методике швейцарского психиатра Карла Густава Юнга.
Тема: Выявление особенностей личности подростков на основе типологии К.Г. Юнга как способ для выбора будущей профессии.
Целью работы является определение взаимосвязи между особенностями личности старшеклассников и её типами в профессиональной сфере по методике швейцарского ученого К.Г.Юнга.
Объект исследования: подростки с различными типами личности в профессиональной сфере.
Предмет исследования: влияние типов личности на профессиональный выбор старшеклассников.
Гипотеза: знание особенностей своего типа личности поможет определить наиболее подходящую профессиональную направленность.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- изучить научные воззрения К.Г.Юнга на типологию человека и выделить основные характеристики типов в соответствии с данной методикой;
- исследовать типологию уч-ся 11-х классов МБОО «Новониколаевская СОШ № 3»;
- выявить взаимосвязь влияния типов личности на профессиональную направленность старшеклассников;
- проанализировав результаты тестирования 11-классников, дать рекомендации по определению будущей профессии.
Для достижения поставленных задач использовались различные методы:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- психологическое тестирование;
- наблюдение;
- беседа;
- количественный и качественный анализ полученных данных;
- обобщение полученных сведений.
Данная тема нам показалась интересной и реализуемой. В ходе беседы с учащимися 11-х классов, выяснилось, что большинство из них не знают о методике типологии швейцарского ученого Карла Густава Юнга, о том, что профессиональная направленность может определяться типом личности. Результаты беседы побудили нас к более глубокому исследованию названной темы.
Научная новизна исследования состоит в том, что особенности типологии личности и характер подростков нами рассматриваются как исследовательская проблема для подготовки старшеклассников к выбору профессии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические наработки и практические выводы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов, в работе классных руководителей, а также будут полезны подросткам и их родителям по проблеме профессионального определения.