Влияние типов личности на профессиональную направленность
Влияние типов личности на профессиональную направленность
Поскольку интроверты и экстраверты обладают разными личностными качествами, то они буду справляться с одной и той же работой с разной эффективностью. Поэтому при выборе специальности старшеклассникам следует знать, к какому типу личности они относятся и выбирать, учитывая этот фактор. Приведем несколько важных фактов об экстравертах и интровертах и выделим наиболее подходящие профессии для каждого типа личности.
Экстраверты характеризуются общительностью, проявляют инициативу, открыты миру и активны. Умеют и любят выступать перед аудиторией, а особенно любят, когда их после этого хвалят. В любых новых условиях экстраверты легко адаптируются. Они не любят планировать, спонтанные поступки куда приятнее для них.
Экстраверты легко загораются какой-то идеей, но постоянство и монотонность отпугивают их, поэтому им важно работать в команде, где остальные доведут дело до конца. Из экстравертов получаются отличные организаторы, политики, артисты, ученые-практики, бизнесмены.
Самое важное отличие интровертов состоит в том, что энергию они черпают из собственных переживаний, эмоций, воспоминаний – из собственного внутреннего мира. Время в одиночестве они могут проводить разнообразно: читать, смотреть фильмы, рисовать, вязать, заниматься любым творчеством, прогуливаться по парку, заниматься спортом.
Даже работать таким людям лучше в одиночку, на долговременные и частые контакты с окружающими их просто не хватит. Из интровертов получаются отличные ученые, философы, писатели, исследователи, путешественники.
Тема исследования подтолкнула нас к поиску информации о профессиональной деятельности известных и знаменитых людей различной типологии. (Приложение 5)
Заключение
Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека. То, насколько профессия будет соответствовать типу личности, способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.
Целью нашего исследования было определение взаимосвязи между особенностями личности старшеклассников и её типами в профессиональной сфере по методике швейцарского ученого К.Г.Юнга. Мы считаем, что поставленная нами цель, достигнута. Гипотеза о взаимосвязи типологии личности К.Г.Юнга и выбором будущей профессии старшеклассников доказана.
В результате исследования мы изучили научные воззрения К.Г.Юнга на типологию человека и выделили основные характеристики типов в соответствии с данной типологией; исследовали типологию учащихся 11-х классов МБОО «Новониколаевская СОШ № 3»; изучили влияние типов личности на профессиональный выбор подростков; выявили взаимосвязь влияния типов личности на профессиональную направленность старшеклассников и, проанализировав результаты тестирования, дали рекомендации по определению будущей профессии.
Также в ходе исследования вы пришли к выводу, что та или иная профессия, которая нравится, не может быть абсолютно запретной. Существует множество примеров, когда человек успешно осваивал ту профессию, к которой первоначально «не подходил», прежде всего, за счет интенсивного саморазвития и самокомпенсирования своих слабых качеств.
Материалы, собранные и систематизированные нами, могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов, в работе классных руководителей, а также будут полезны подросткам и их родителям по проблеме определения будущей профессии.
Список использованных источников информации
- К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.
- Резапкина Г.В., Отбор в профильные классы – М.: Генезис, 2005.
- Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.
- Резапкина Г.В., Скорая помощь в выборе профессии – М.: Генезис, 2005.
- Рогов Е.Н., Выбор профессии становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
- Щеголев И., 16 типов личности – СПб.: Питер, 2006.
- Интернет
Приложение 1. Выявление типологических особенностей личности (К. Юнг)
Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.
Инструкция: на каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и выделить букву, обозначающую этот ответ.
ФИ ____________________________________________________________
1. Что вы предпочитаете?
а) немного близких друзей б) большую товарищескую компанию
2. Какие книги вы предпочитаете читать?
а) с занимательным сюжетом; б) с описанием переживаний героев;
3. Что вы скорее можете допустить в разговоре?
а) опоздание; б) ошибки.
4. Если вы совершаете дурной поступок, то:
а) остро переживаете; б) острых переживаний нет.
5. Как вы сходитесь с людьми?
а) быстро, легко; б) медленно, осторожно.
6. Считаете ли вы себя обидчивым?
а) да; б) нет.
7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
а) да; б) нет
8. Считаете ли вы себя?
а) молчаливым; б) разговорчивым
9. Откровенны ли вы или скрытны?
а) откровенен; б) скрытен.
10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
а) да; б) нет.
11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:
а) говорить: б) слушать.
12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?
а) да; б) нет.
13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?
а) да; б) нет.
14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?
а) да; б) нет.
15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
а) да; б) нет.
16. Легко ли вы меняете ваше настроение?
а) да; б) нет.
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
а) да; б) нет.
18. Ваши движения:
а) быстры; б) замедленны.
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
а) часто; б) редко.
20. В затруднительных случаях:
а) спешите обратиться за помощью к другим; б) не любите обращаться.
Приложение 2. Результаты опроса
- Экстраверты 32% (8 чел.)
- Интроверты 12% (3 чел.)
- Амбиверты 56% (14 чел.)