Профессиональное самоопределение у старшеклассников
Особенности профессионального самоопределения у старшеклассников
Профессия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.1 Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый.
Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение.
Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Для многих подростков время обучения в старших классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают.
Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.
Общество ставит перед молодыми людьми жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение. Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз – в 9-м классе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (10 класс в определенной школе, колледж, ПТУ); второй – в 11-ом классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь.
Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.
Таким образом, определение профессионального выбора старшеклассников - это важный этап, связанный с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием, процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности.
Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.2