Что такое кибербуллинг?
Кибербуллинг
Появление интернета привело современное общество к зыбкости границы между реальным и виртуальным мирами. Учёные отмечают, что процесс социализации подростков во многом переместился в интернет. С одной стороны, это даёт больше возможностей. С другой – возникают риски, приводящие к печальным последствиям в реальной жизни. Анонимность, допустимая в интернете, привлекает иллюзией безнаказанности и порождает не всегда благие намерения.
Так, в последние десятилетия одной из опасностей общения подростков в виртуальном пространстве, последствия которой выходят в реальную жизнь, стал кибербуллинг, электронная травля, жестокость онлайн. Обычно речь идёт о ситуациях, когда подростки используют современные технологии для того, чтобы пугать, притеснять, унижать или иным способами вызывать беспокойство у сверстников.
Это и рассылка обидных писем; распространение сплетен; создание веб-страниц, видео и профилей в социальных сетях, чтобы над кем-то посмеяться; фотоснимки и видеосъёмка без разрешения и распространение их онлайн; использование анонимных приложений для унижения и разрушения достижений игроков в игровых сетях и пр. Если взрослые бездействуют, когда подростки делают что-то подобное, то подростки чувствуют себя безнаказанными и зачастую не останавливаются сами.
Кибербуллинг происходит в основном там, где собираются в интернете подростки. В начале 2000-х гг. многие дети проводили время в чатах, которые тогда стали местом наибольшей распространённости преследования. Сейчас молодёжь активно вовлекается в различные социальные медиа (Instagram, Snapchat, Twitter и др.) и сайты обмена видео (например, YouTube, Tik Tok), а значит, растёт и количество эпизодов кибертравли на этих площадках.
Аналогично кибербуллинг развивается в играх с дополненной и виртуальной реальностью, на сайтах социальных игр и в разнообразных быстро сменяющих друг друга популярных приложениях. Жертва преследования испытывает грусть, злость, неверие в свои возможности, депрессию, стыд, смущение, страх. Учёные видят связь также кибербуллинга с низкой успеваемостью и трудностями в учёбе, агрессивным поведением, сложностями в общении со сверстниками, снижением самооценки, проблемами в семье, насилием в школе, случаями небезопасного секса и употреблением психотропных веществ, с суицидальными наклонностями и попытками.
Следует отличать просто конфликтную ситуацию между людьми от ситуации травли, которая характеризуется продолжительностью и наличием чётко обозначенных агрессора и жертвы.
Одно из первых упоминаний кибербуллинга фигурирует у Craig W. & Pepler D.J. в 1997 году. Там описаны случаи возникновения травли на интернет-площадках — агрессивное преследование среди школьников в ситуациях, когда они предпочитали не реальный, а виртуальный способ травли.
Чем отличается кибербуллинг от реального буллинга?
Как явление травля существовала практически всегда, представляя собой различные угрозы, оскорбления или распространение любых данных, которые могут скомпрометировать человека, ввести его в неловкое положение и даже вызвать опасность для жизни и здоровья. С развитием технологий общение людей стремительно переносится в онлайн-пространство, где и сталкиваются с новой формой агрессии.
Одно из важных преимуществ травли в интернете для агрессора — это чувство безнаказанности. Вживую жертва может привлечь посторонних людей или дать физический отпор, а анонимная травля в недосягаемом пространстве развязывает агрессору руки. Кроме того, в интернете агрессор не видит эмоций жертвы. Можно только догадываться по ответам жертвы, что она чувствует. Да и сам агрессор до конца не знает, не играют ли с ним, ведь можно притвориться жертвой и троллить в ответ.
В отличие от «традиционной» травли кибербуллинг может быть круглосуточным, у него неограниченное количество свидетелей (соцсети часто открыты всем), его материалы доступны для повторного (неоднократного) просмотра, для копирования и передачи другим лицам.
Тревога жертвы при кибербуллинге усиливается, так как она не знает своего истинного обидчика, а обидчику в свою очередь развязывает руки вседозволенность. Обратная связь чаще искажена: никто не знает, как ведёт себя другая сторона, и жертва в свою очередь также может стать агрессором.
Статистика агрессии в интернете
По данным исследования РОЦИТ (Москва, 2017 год), каждый второй подросток (44%) становился жертвой кибербуллинга. Примерно в 40% случаев дети, которые были жертвой, сами становятся агрессорами в Сети. Из тех ребят, которые оскорбляли, унижали, вели себя агрессивно по отношению к другим детям, только 15% получили удовлетворение от своих действий. 26% из них сообщают о том, что почувствовали свою неправоту, а 25% испытали стыд.
Пик вовлечения в киберагрессию приходится на пятые-шестые классы. Чем старше становятся подростки, тем ниже уровень киберагрессии. В целом вовлечённость подростков в буллинг и кибербуллинг постепенно к окончанию школы снижается, но в отдельных случаях травля будет сохраняться. От пятого класса к шестому идёт нарастание частоты ситуаций кибербуллинга, на шестой-седьмой классы приходится пик, и дальше идёт по нисходящей. Жертвы чаще всего встречались с тем, что про них размещали грубые или оскорбительные комментарии либо распускали слухи и сплетни или оскорбления и угрозы.
На социальные сети приходится порядка 60% всей агрессивной формы поведения в интернете.
70% респондентов считают, что кибербуллинг — это проблема и надо научиться с нею бороться. Восприятие этой проблемы снижается с возрастом: с тем, что кибербуллинг опасен и его нужно предотвращать, согласились больше 90% пятиклассников, но только 60% девятиклассников видят в нем серьёзную проблему.
Важным в этом исследовании было то, что в 41% случаев кибербуллинг возникал либо продолжался не только в виртуальной реальности, но и в непосредственном контакте между подростками. В исследованиях десятилетней давности онлайн-агрессия только в 10% случаев переходила во взаимодействие в реальности.
Большая часть подростков говорит, что чаще всего встречается с кибербуллингом в социальной сети «ВКонтакте», Instagram, частично на Youtube, в чатах, и только 12% — в многопользовательских онлайн-играх.
Самой распространённой формой кибербуллинга, по мнению подростков, являются грубые или оскорбительные комментарии.
Следующие по частоте встречаемости формы кибербуллинга — это публикация грубых и оскорбительных картинок (обычно в социальных сетях) и распространение слухов и сплетен.
Реже всего отмечаются СМС-сообщения и специально созданные для оскорблений и нанесения обиды веб-страницы, что отражает общую тенденцию: СМС-сообщения сменяются перепиской в мессенджерах, а вместо веб-страниц используются агрегаторы в социальных сетях.
В адрес юношей несколько чаще поступают прямые угрозы и оскорбления, размещаются оскорбительные картинки и видео, специально создаются веб-страницы, а девушки несколько чаще встречаются с грубыми комментариями и слухами.
Чаще всего в ответ на кибербуллинг подросткам хотелось доказать свою правоту (23,1%) и найти обидчика и отомстить ему (22,7%), в остальных случаях, по их самоотчетам, имели место различные негативные переживания — от растерянности до страха и отвращения к себе.
Типичные ответные действия жертвы включают ответные оскорбления (26,3%), игнорирование (26,3%), исключение из общения — «бан» (22,8%). В 10% случаев жертва пытается перенести выяснение отношений в реальное взаимодействие.
Большая часть жертв кибербуллинга обращается за помощью к друзьям, только 18% к родителям, 15% к модераторам, 10% к одноклассникам, 10% к игре.
Четверо из пяти детей не обращаются за помощью к родителям, когда оказываются вовлечены в кибербуллинг. Скорее всего, так складывается потому, что многие родители, по мнению подростков, вообще плохо понимают, что происходит в интернете. Вторая причина этого заключается в том, что дети не хотят допускать родителей в своё киберпространство. Если половина детей сами отвечают агрессией на агрессию, то они не очень хотят показывать родителям, что именно они пишут.
При этом есть разница между юношами и девушками: девушки заметно чаще обращаются за помощью к родителям. Из мальчиков — один из десяти, а из девочек — каждая четвертая. К друзьям заметно чаще обращаются за помощью девочки; мальчики — чаще к администраторам и к другим участникам игры. Мальчики пытаются решить задачу, как она есть, а девочки опираются на близкие отношения.
Российская статистика распределения по полу отличается от мировой. По данным ЮНЕСКО, в мире в целом девочки чаще бывали жертвами, чем мальчики. По данным российских исследований, в России мальчики чаще становятся жертвами, чем девочки.
Платформы с риском кибербуллинга
Мобильная связь. Смартфон может быть использован как для фиксации фотографий, видео с целью дискредитации жертвы, так и для передачи объекту преследования текстовых и мультимедийных сообщений.
Мессенджеры (сервисы мгновенных сообщений). Наиболее популярные мессенджеры – это Telegram, WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Skype, ICQ. Они также могут быть использованы для отправки сообщений жертве. Кроме того, аккаунт жертвы может быть «взломан» и использован для рассылки негативных сообщений друзьям и родственникам с целью вымогательства или запугивания.
Чаты и форумы могут использоваться для компрометирования жертвы на большую аудиторию.
Электронная почта при кибербуллинге используется для отправки запугивающих текстов, а также писем, содержащих вирусы. При взломе могут быть преданы огласке личные письма жертвы.
Веб-камеры используются для видеосвязи с провоцированием жертвы, с целью последующей публикации и шантажа.
Социальные сети Instagram, Facebook, Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники» могут использоваться для размещения издевательских комментариев, фото, видео. Аккаунт жертвы может быть взломан и использован для рассылки порочащих владельца сообщений.
Сервисы видеохостинга используются для размещения издевательских или запугивающих видеороликов на широкую аудиторию.
Онлайн-игры. В текстовом и голосовом чате игрок может подвергнуться атаке, а также быть выгнанным с сервера из-за «плохой», неумелой игры и получить психологическую травму.
Формы кибербуллинга
Перепалка (флейминг) - обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт, холивар. На первый взгляд, флейминг — это борьба между равными собеседниками, но при определённых условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданная реплика может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
Холивар (holywar) – затяжной конфликт, горячие споры в Сети. В этих спорах не рождается истина и заведомо не может быть победителя, так как каждая сторона всё равно останется при своём мнении. Классический пример: вечный холивар любителей iPhone с пользователями смартфонов на Android.
Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву. Например, поток sms на мобильный телефон, постоянные звонки. Встречаются также в чатах и форумах. В онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы (grieffers) — группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.
Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные «книги для критики» (slam books) с шутками про одноклассников.
Самозванство, перевоплощение в определённое лицо (impersonation) — преследователь позиционирует себя как жертву, используя её пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой эккаунт с аналогичным именем и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без её ведома отправляют друзьям провокационные письма.
Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и её распространение (outing & trickery) — получение персональной информации и публикация её в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
Онлайн-отчуждение. Любому человеку присуще желание быть включённым в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка.
Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.
Последствия кибербуллинга
Кибербуллинг на первый взгляд может показаться менее серьезным явлением, чем реальная агрессия. Но последствия кибербуллинга бывают очень тяжёлыми, в их список могут входить не только негативные эмоции: стыд, страх, тревога, но и суицидальные попытки и завершённые суициды.
Еще одна сложность — отсутствие обратной связи. В эпизодах «очного» буллинга агрессор видит уязвимость жертвы и может в какой-то момент остановиться, не доводить до разрушительных последствий. А в интернете не видно, что происходит с другой стороны, и агрессор не знает, когда нужно вовремя прекратить. Поэтому агрессия онлайн может быть чрезмерной и более опасной.
Hinduya S., Patchin J.W. (2018) пишут о связи между кибербуллингом и снижением самооценки, проблемами в семье, проблемами с успеваемостью, насилием в школе и другими формами девиантного и делинквентного поведения: прогулы, употребление алкоголя и наркотиков. Подвергавшиеся кибербуллингу юноши и девушки сообщают о суицидальных мыслях, известны и завершенные суициды.
Последствия есть не только для жертвы, но и для агрессоров и свидетелей. Это склонность и к психосоматическим проблемам, и агрессивному поведению, и социальной тревожности.
Ребёнок воспринимает интернет как безопасную среду. Когда оказывается, что она может быть агрессивной, срабатывает эффект неожиданности, и это ранит сильнее. Гаджет доставляет удовольствие, компьютерные игры — удовольствие, общение — удовольствие, лайки — удовольствие. И вдруг ребёнок становится жертвой, при этом оставшись один на один с агрессором, потому что страшно и стыдно к кому-то обратиться за помощью. Это было его персональным пространством, и в нём он неожиданно оказался уязвим. Внезапность может сыграть дурную шутку с детьми.
Дети нередко считают интернет безопасным пространством, пока не сталкиваются с ситуациями, о которых не были предупреждены. В то же время онлайн-общение настолько важно для них, что они предпочитают держать небезопасные ситуации в секрете, лишь бы не провоцировать родителей на ограничение доступа к гаджетам или социальным сетям, потому что такое ограничение для подростков равносильно социальной изоляции.