Помощь пострадавшим от кибербуллинга
Помощь жертвам кибербуллинга
Гуманистические ценности в современном обществе: ценность человеческой жизни, индивидуализм, защита частной собственности и обеспечение приватности — приводят к тому, что перед человеком стоит задача совладания с собственной агрессией. Пока человек растёт и развивается, он учится управлению агрессией и разным способам её приемлемого выражения. Общество стремится регулировать свою агрессивность и создавать способы с ней справляться.
Сейчас идёт поиск новых культурных форм преодоления агрессии, в том числе и онлайн-агрессии.
К сожалению, кибербуллинг представляется настолько же неискоренимым, как и агрессия, подлость, хамство некоторых людей. Даже техническое решение проблемы - пресечь публикацию агрессором порочащей жертву информации – затруднительно, так как, вероятнее всего, уже существуют копии опубликованных материалов, что делает практически невозможным их полное и безвозвратное удаление из сети.
Учёные выделяют следующие стратегии выхода из стрессовой ситуации кибербуллинга.
технические
|
когнитивные | поведенческие | эмоциональные | |
Решение проблемы | Удаление и блокировка обидчика
Изменение настроек приватности Изменение номера телефона Удаление старой и создание новой страницы |
Проблемный анализ
Поиск решения в литературе или интернет-источниках Установка собственной ценности Изменить отношение Сохранить самообладание |
Конструктивная активность | Активный протест (толкающий на дальнейшие действия по решению проблемы)
Оптимизм (решение есть, нужно только найти) Эмоциональная разрядка |
Обращение за социальной поддержкой | Обращение к друзьям
Обращение за помощью к программистам Обращение за помощью к создателям или администраторам сайта |
Спросить совета у кого-либо | Обращение
Сотрудничество для решения проблемы |
Обращение за эмоциональной поддержкой к близким и друзьям, выражение своих эмоций |
Избегание (игнорирование) | Выход из социальной сети или из интернета на время
Выключение компьютера или телефона |
Попытаться сфокусировать внимание на чём-то другом
Заняться другими видами деятельности Смириться с происходящим |
Отвлечение
Компенсация (вкусная еда, шоппинг и др.) Альтруизм |
Подавление эмоций
Покорность Самообвинение Деструктивная агрессивность |
Выводы
Кибербуллинг - это не просто атака, травля в интернет-пространстве, но особая стрессовая ситуация, в которой оказался подросток. С одной стороны, на него влияет сам обидчик, а с другой стороны, бесчисленная аудитория. Подросток оказывается в состоянии безвыходности вследствие того, что имеющиеся у него способы защиты неэффективны, ибо используются не в реальном пространстве, а в виртуальном, а оно, в свою очередь, имеет свои отличительные характеристики.
По мнению учёных, к наиболее приемлемым способам противостояния относятся те, что направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации и на поиск социальной поддержки. В некоторых ситуациях кибербуллинга решением проблемы будет игнорирование обидчика.
Рассмотрев использованные для проекта научные работы и опросы, можно заявить о наличии теоретической базы в современной психологии для дальнейшего практического изучения кибербуллинга и стратегий выхода из него для подростков, а также для проведения обучающих тренингов.
Со стороны интернет-пространства тема защиты от кибербуллинга тоже активно развивается: программы профилактики кибербуллинга включают в себя в том числе обучение правилам соблюдения конфиденциальности и различению, что можно и что нельзя публиковать в интернете.
В сфере образования тоже уделяется особое внимание безопасности школьников в цифровом пространстве: все сайты образовательных учреждений согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерацииот 14 мая 2018 г. N 08-1184 должны содержать материалы по информационной безопасности как для обучающихся, педагогов, так и для родителей.
Анкетирование
Цель: узнать, насколько могут подростки самостоятельно решить возникшие проблемы общения в интернет-пространстве.
Аудитория: подростки 7-10 класс.
Количество участников: 20 чел.
Вид анкетирования: пилотажное исследование.
Вопросы анкеты (выбрать 1-2 ответа):
- Тебе пришел комментарий о том, что завтра тебе кто-то отомстит в школе и «отправит в больницу». Твои действия? А. Отвечу немедленно и пригрожу Б. Скажу своим друзьям и буду наготове В. Скажу родителям и учителю Г. Ничего не буду делать
- В комментариях под твоим ответом началась ссора нескольких лиц. Твои действия? А. Вмешаюсь в разговор и буду отвечать всем Б. Позову друзей, чтобы помогли своими комментариями В. Удалю комментарий, чтобы никто не мог отвечать Г. Ничего не буду делать
- Твоей подруге написали угрозу в личные сообщения, она рассказала тебе. Твои действия? А. Напишу обидчику Б. Посоветую заблокировать обидчика и закрыть страничку В. Расскажу её родителям о ситуации Г. Ничего не буду делать
- Тебя выгнали из матча за то, что ты вовремя не предпринял действий в онлайн-игре. Твои действия? А. Проанализирую свою ошибку и начну поиск новой игры Б. Напишу обидчикам в личные сообщения с угрозами В. Позвоню другу, чтобы он мне помог отомстить обидчикам Г. Удалю игру
- В гостях ты заходил в социальную сеть со своей странички и забыл её закрыть. Потом оказалось, что от твоего имени всем друзьям разосланы неприличные картинки, а у тебя на стене оскорбительные надписи про всех друзей. Что первое ты предпримешь?
А. Расскажешь родителям
Б. Будешь выяснять с хозяевами дома, кто мог это сделать
В. Расстроишься надолго и удалишь свою страничку в соцсети
Г. Извинишься перед друзьями и отредактируешь страничку
Обработка анкет выявила, что
- дети не склонны обращаться к помощи взрослых в решении конфликтов в Сети
- чаще переживают, замкнувшись в себе, не рассказывая никому
- подростки склонны к ответной агрессии
Выводы по итогам анкетирования:
Подростку трудно принять быстрое решение в ситуации кибер-агрессии. А оно необходимо, чтобы избежать как негативных последствий для своей психики, так и непредвиденных конфликтов. Для этого необходимы знания, тренинги со специалистами, решения на практике ситуативных задач.
В качестве быстрого «помощника» в затруднительной ситуации, когда подростку трудно совладать с эмоциями, можно предложить «памятку», алгоритм действий.
Разработка продукта проекта
Цель продукта: информирование подростков о способах преодоления кибербуллинга
Форма: памятка (алгоритм действий).
Содержание - возможные формы проявления кибербуллинга:
- способы реагирования
- правовые нормы
- горячие линии
Формат: А2 и А4
Макет: выполнен с помощью онлайн-программы Canva.
Предлагаемое место расположения: информационные стенды и сайт лицея № 150.
Заключение
Представленная мною тема кибербуллинга актуальна как для всего современного общества, пользующегося информационными технологиями, так и для отдельной личности. Всегда перед глазами (или в зоне доступа) должна быть мини-инструкция: что делать в той или иной чрезвычайной ситуации. А проявление кибербуллинга, несомненно, тоже можно отнести к чрезвычайной ситуации в поле человеческого общения.
Информационный анализ сайтов разных стран показал, что тема интернет-безопасности выходит на государственный уровень и контролируется правовым полем. При этом уделяется внимание конкретному человеку. Для чего создаются горячие линии и телефоны доверия.
Мне кажется, что наряду с государственным и корпоративным контролем безопасности информационного пространства, должно быть сформировано сознательное отношение и самого человека к своей безопасности. А сознательное отношение порождается знаниями.
Список использованной литературы
- А.А. Бочавер, Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. – Психология. Журнал. Высшая школа экономики. 2014. Т. 11. № 3.
- Hinduja S., Patchin J.W. Cyberbullying: Identification, Prevention, & Response. Cyberbullying Research Center. 2014. 9 p.
- Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 276–295.
- А.А. Баранов, С.В. Рожина. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга. – «Вестник Удмуртского университета» - 2016. Т.26, вып. 2
- К.Д. Хломов. Психология подросткового возраста: проблема буллинга. 2017
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2018 г. N 08-1184
- В.А. Мальцева. Защита детей от кибербуллинга. «Закон и право» - 2019 № 10
- Е.Н. Волкова, И.В. Волкова. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга. РГПУ им. Герцена. «Вестник Мининского университета» – 2017 № 3
- Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей результаты всероссийского исследования [Электронный ресурс]. М., Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
- Чернова Е.В. Информационная безопасность человека : учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
Приложение № 1
Перейти к содержанию проекта:
Как защитить школьников от хулиганов в сети