Помощь пострадавшим от кибербуллинга

Помощь жертвам кибербуллинга

Гуманистические ценности в современном обществе: ценность человеческой жизни, индивидуализм, защита частной собственности и обеспечение приватности — приводят к тому, что перед человеком стоит задача совладания с собственной агрессией. Пока человек растёт и развивается, он учится управлению агрессией и разным способам её приемлемого выражения. Общество стремится регулировать свою агрессивность и создавать способы с ней справляться.


Сейчас идёт поиск новых культурных форм преодоления агрессии, в том числе и онлайн-агрессии.

К сожалению, кибербуллинг представляется настолько же неискоренимым, как и агрессия, подлость, хамство некоторых людей. Даже техническое решение проблемы - пресечь публикацию агрессором порочащей жертву информации – затруднительно, так как, вероятнее всего, уже существуют копии опубликованных материалов, что делает практически невозможным их полное и безвозвратное удаление из сети.

Учёные выделяют следующие стратегии выхода из стрессовой ситуации кибербуллинга.

технические

когнитивные поведенческие эмоциональные
Решение проблемы Удаление и блокировка обидчика

Изменение настроек приватности

Изменение номера телефона

Удаление старой и создание новой страницы

Проблемный анализ

Поиск решения

в литературе или интернет-источниках

Установка собственной ценности

Изменить отношение

Сохранить самообладание

Конструктивная активность Активный протест (толкающий на дальнейшие действия по решению проблемы)

Оптимизм (решение есть, нужно только найти)

Эмоциональная разрядка

Обращение за социальной поддержкой Обращение к друзьям

Обращение за помощью к программистам

Обращение за помощью к создателям или администраторам сайта

Спросить совета у кого-либо Обращение

Сотрудничество для решения проблемы

Обращение за эмоциональной поддержкой к близким и друзьям, выражение своих эмоций
Избегание (игнорирование) Выход из социальной сети или из интернета на время

Выключение компьютера или телефона

Попытаться сфокусировать внимание на чём-то другом

Заняться другими видами деятельности

Смириться

с происходящим

Отвлечение

Компенсация (вкусная еда, шоппинг и др.)

Альтруизм

Подавление эмоций

Покорность

Самообвинение

Деструктивная агрессивность

Выводы


Кибербуллинг - это не просто атака, травля в интернет-пространстве, но особая стрессовая ситуация, в которой оказался подросток. С одной стороны, на него влияет сам обидчик, а с другой стороны, бесчисленная аудитория. Подросток оказывается в состоянии безвыходности вследствие того, что имеющиеся у него способы защиты неэффективны, ибо используются не в реальном пространстве, а в виртуальном, а оно, в свою очередь, имеет свои отличительные характеристики.

По мнению учёных, к наиболее приемлемым способам противостояния относятся те, что направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации и на поиск социальной поддержки. В некоторых ситуациях кибербуллинга решением проблемы будет игнорирование обидчика.

Рассмотрев использованные для проекта научные работы и опросы, можно заявить о наличии теоретической базы в современной психологии для дальнейшего практического изучения кибербуллинга и стратегий выхода из него для подростков, а также для проведения обучающих тренингов.

Со стороны интернет-пространства тема защиты от кибербуллинга тоже активно развивается: программы профилактики кибербуллинга включают в себя в том числе обучение правилам соблюдения конфиденциальности и различению, что можно и что нельзя публиковать в интернете.

В сфере образования тоже уделяется особое внимание безопасности школьников в цифровом пространстве: все сайты образовательных учреждений согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерацииот 14 мая 2018 г. N 08-1184 должны содержать материалы по информационной безопасности как для обучающихся, педагогов, так и для родителей.

Анкетирование

Цель: узнать, насколько могут подростки самостоятельно решить возникшие проблемы общения в интернет-пространстве.

Аудитория: подростки 7-10 класс.

Количество участников: 20 чел.

Вид анкетирования: пилотажное исследование.

Вопросы анкеты (выбрать 1-2 ответа):

  1. Тебе пришел комментарий о том, что завтра тебе кто-то отомстит в школе и «отправит в больницу». Твои действия? А. Отвечу немедленно и пригрожу Б. Скажу своим друзьям и буду наготове В. Скажу родителям и учителю Г. Ничего не буду делать
  2. В комментариях под твоим ответом началась ссора нескольких лиц. Твои действия? А. Вмешаюсь в разговор и буду отвечать всем Б. Позову друзей, чтобы помогли своими комментариями В. Удалю комментарий, чтобы никто не мог отвечать Г. Ничего не буду делать
  3. Твоей подруге написали угрозу в личные сообщения, она рассказала тебе. Твои действия? А. Напишу обидчику Б. Посоветую заблокировать обидчика и закрыть страничку В. Расскажу её родителям о ситуации Г. Ничего не буду делать
  4. Тебя выгнали из матча за то, что ты вовремя не предпринял действий в онлайн-игре. Твои действия? А. Проанализирую свою ошибку и начну поиск новой игры Б. Напишу обидчикам в личные сообщения с угрозами В. Позвоню другу, чтобы он мне помог отомстить обидчикам Г. Удалю игру
  5. В гостях ты заходил в социальную сеть со своей странички и забыл её закрыть. Потом оказалось, что от твоего имени всем друзьям разосланы неприличные картинки, а у тебя на стене оскорбительные надписи про всех друзей. Что первое ты предпримешь?

А. Расскажешь родителям

Б. Будешь выяснять с хозяевами дома, кто мог это сделать

В. Расстроишься надолго и удалишь свою страничку в соцсети

Г. Извинишься перед друзьями и отредактируешь страничку

Обработка анкет выявила, что

  • дети не склонны обращаться к помощи взрослых в решении конфликтов в Сети
  • чаще переживают, замкнувшись в себе, не рассказывая никому
  • подростки склонны к ответной агрессии

Выводы по итогам анкетирования:

Подростку трудно принять быстрое решение в ситуации кибер-агрессии. А оно необходимо, чтобы избежать как негативных последствий для своей психики, так и непредвиденных конфликтов. Для этого необходимы знания, тренинги со специалистами, решения на практике ситуативных задач.

В качестве быстрого «помощника» в затруднительной ситуации, когда подростку трудно совладать с эмоциями, можно предложить «памятку», алгоритм действий.

Разработка продукта проекта


Цель продукта: информирование подростков о способах преодоления кибербуллинга

Форма: памятка (алгоритм действий).

Содержание - возможные формы проявления кибербуллинга:

  • способы реагирования
  • правовые нормы
  • горячие линии

Формат: А2 и А4

Макет: выполнен с помощью онлайн-программы Canva.

Предлагаемое место расположения: информационные стенды и сайт лицея № 150.

Заключение

Представленная мною тема кибербуллинга актуальна как для всего современного общества, пользующегося информационными технологиями, так и для отдельной личности. Всегда перед глазами (или в зоне доступа) должна быть мини-инструкция: что делать в той или иной чрезвычайной ситуации. А проявление кибербуллинга, несомненно, тоже можно отнести к чрезвычайной ситуации в поле человеческого общения.

Информационный анализ сайтов разных стран показал, что тема интернет-безопасности выходит на государственный уровень и контролируется правовым полем. При этом уделяется внимание конкретному человеку. Для чего создаются горячие линии и телефоны доверия.

Мне кажется, что наряду с государственным и корпоративным контролем безопасности информационного пространства, должно быть сформировано сознательное отношение и самого человека к своей безопасности. А сознательное отношение порождается знаниями.

Список использованной литературы

  1. А.А. Бочавер, Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. – Психология. Журнал. Высшая школа экономики. 2014. Т. 11. № 3.
  2. Hinduja S., Patchin J.W. Cyberbullying: Identification, Prevention, & Response. Cyberbullying Research Center. 2014. 9 p.
  3. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 276–295.
  4. А.А. Баранов, С.В. Рожина. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга. – «Вестник Удмуртского университета» - 2016. Т.26, вып. 2
  5. К.Д. Хломов. Психология подросткового возраста: проблема буллинга. 2017
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2018 г. N 08-1184
  7. В.А. Мальцева. Защита детей от кибербуллинга. «Закон и право» - 2019 № 10
  8. Е.Н. Волкова, И.В. Волкова. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга. РГПУ им. Герцена. «Вестник Мининского университета» – 2017 № 3
  9. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей результаты всероссийского исследования [Электронный ресурс]. М., Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  10. Чернова Е.В. Информационная безопасность человека : учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020)

Приложение № 1

кибербуллинг 2

Перейти к содержанию проекта:
Как защитить школьников от хулиганов в сети