Как защитить школьников от сетевых хулиганов: международный опыт и личные наблюдения

Тематика: 
Автор: 
Бородин Михаил Евгеньевич
Руководитель: 
Тиллабаева Ирина Владимировна
Учреждение: 
ГБОУ Лицей №150 Калининского района Санкт-Петербурга
Класс: 
10

В процессе исследовательской работы по информатике "Как защитить школьников от сетевых хулиганов: международный опыт и личные наблюдения" учащимся 10 класса была поставлена цель, разработать памятки для школьников среднего возраста о способах защиты от кибербуллинга.

Подробнее о проекте:


В процессе написания исследовательской работы по информатике "Как защитить школьников от сетевых хулиганов: международный опыт и личные наблюдения" учеником 10 класса было дано определение кибербуллинга, рассмотрены отличия кибербуллинга от реального буллинга, проанализированы статистические данные проявления агрессии в интернете, перечислены платформы, на которых велик риск кибербуллинга.

В учебном проекте по информатике "Как защитить школьников от сетевых хулиганов: международный опыт и личные наблюдения" автор изучил информацию и предоставил справочные сведения о формах кибербуллинга, рассмотрел самые распространенные сценарии последствий кибербуллинга, выяснил как можно помочь жертвам сетевого хулиганства и предложил действенные варианты помощи, провел анкетирование среди учеников школы и выяснил, насколько кибербуллинг является распространенным явлением. На основании собранной информации ученик подготовил памятку, которая позволит подросткам защитить себя от кибербуллнга.

Оглавление

Введение
1. Кибербуллинг.
2. Чем отличается кибербуллинг от реального буллинга?
3. Статистика агрессии в интернете.
4. Платформы с риском кибербуллинга.
5. Формы кибербуллинга.
6. Последствия кибербуллинга.
7. Помощь пострадавшим от кибербуллинга.
8. Анкетирование.
9. Разработка продукта проекта.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение


Современный мир – пространство быстро развивающихся технологий, создаваемых человеком и для человека. И это мир, в котором по-прежнему общение – наиважнейший способ взаимодействия между людьми. Преодоление расстояний, времени, социальных барьеров, личностных проблем в общении – всё это под силу современным средствам коммуникации. Интернет, социальные сети, сервисы мгновенных сообщений, чаты, несомненно, облегчают наше общение, но и создают новое поле проблем.

Самой уязвимой аудиторией в этом поле оказываются дети, которые не склонны видеть подвоха там, где всё «естественно»: беседа, игра, обмен подарками или фото, видеороликами и аудиозаписями; где все твои интересы на виду, равно как и интересы твоих собеседников; где нет видимой физической опасности. Если младшие школьники ещё всё же находятся под контролем родителей, то более самостоятельные - подростки - слишком много времени уделяют общению в социальных сетях, онлайн-играм и интернету в целом.

Но виртуальное пространство оказывается не менее опасным, а порой даже более жестоким, чем реальный мир. Справиться с виртуальной агрессией не каждому человеку под силу, тем более юному. Как защититься от кибербуллинга? Такая проблема сегодня остро встаёт во всём мире в среде подростков. И требует часто быстрого принятия решения.

По данным исследования 2018 г. организации Ipsos MORI, Россия является лидером в мире по неосведомленности о кибербуллинге. В нашей стране менее 1% родителей осведомлены о том, что их ребёнок подвергается кибербуллингу в социальной сети. И при этом данные того же исследования свидетельствуют о том, что 56% людей в России в среднем подвергаются кибербуллингу.

В зарубежной практике эта проблема приобрела своё звучание более 20 лет назад, проведено много исследований, и они не приостановлены, так как новые технологии порождают новые формы кибербуллинга, более агрессивные и неуязвимые. Довольно меткое высказывание мне встретилось в изученной литературе по данной теме. По словам американского исследователя–криминолога Р. Махаффи, интернет – это Дикий Запад 21 века, в котором постоянно встречаются волнующие приключения, опасности и бандиты; хотя пули, летающие в интернете, ненастоящие, они всё равно могут ранить.

Название проекта: «Как защитить школьников от сетевых хулиганов: международный опыт и личные наблюдения»

Тип проекта: информационный

Противоречие: В нашу жизнь прочно вошло виртуальное общение, но оно не гарантирует защиту (не защищает) человека от агрессии.

Проблема: С развитием информационных технологий, средств связи в современном мире подростки слишком много времени уделяют общению в социальных сетях, онлайн-играм и интернету в целом. Но виртуальное пространство оказывается не менее опасным, а порой даже более жестоким, чем реальный мир. Справиться с виртуальной агрессией не каждому человеку под силу, тем более юному. Как защититься от кибербуллинга? Такая проблема сегодня остро встаёт во всём мире в среде подростков. И требует часто быстрого принятия решения.

Цель проекта: разработать памятки для школьников среднего возраста о способах защиты от кибербуллинга.

Задачи проекта:

  • проанализировать современную ситуацию распространения кибербуллинга;
  • выявить основные виды кибербуллинга в подростковой среде;
  • узнать уровень способностей подростков противостоять кибербуллингу;
  • выделить действенные способы самозащиты от агрессии в интернете;
  • составить рекомендации школьникам по преодолению кибербуллинга.

Памятка для подростков будет содержать краткую информацию о том, как защитить себя в интернет-пространстве, приступая к виртуальному общению, а также советы, доступные подростку, о преодолении кибер-атак на личность.

Формат памятки: А4.

Иллюстрация: символическое обозначение проблемы.

Размещение: информационный стенд и сайт лицея №150.

Мой проект направлен на изучение современных способов защиты от кибер-атак, информирование подростков о способах самозащиты в интернет-пространстве, преодоления виртуальной агрессии и разработку правил о том, как самому не стать источником такой агрессии.

Аналоговый анализ


Рассмотрим, как проблема кибербезопасности представлена на международных и российских интернет-ресурсах. Я подобрал несколько сайтов, проанализировал подходы к теме безопасности, ознакомился с их рекомендациями с целью выявить наиболее доступно и полно представленную информацию.

сайт анализ, выводы
Россия, г. Москва

Фонд президентских грантов

Постановка проблемы на государственном уровне

Идёт разработка единого портала ПротивБуллинга.рф с целью решения следующих социальных проблем: - неосведомленность граждан о важности проблемы кибербуллинга, - неосведомленность родителей о том, что их дети подвергаются кибербуллингу, - высокий уровень кибербуллинга среди детей и подростков, - страх детей и подростков сообщить о том, что они подвергаются кибербуллингу

Вывод: на данный момент сайт не функционирует.

Россия, г. Москва

РОЦИТ – Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий»

Изложены основные правила безопасного поведения детей в интернете.

Освещена культура общения как с друзьями, так и с незнакомыми людьми.

Есть советы и для детей, и для родителей.

Вывод: материалы сайта удобны для нахождения и восприятия.

Россия, г. Москва

Фонд «Разумный интернет»

Детская страница портала «Персональные данные»

Фонд занимается развитием в России детского интернета.

«Правила IT-безопасности от зелёного медведя» для детей изложены кратко в виде картинок с надписями.

Сайт обращает внимание на проблемы при размещении в интернете личной информации и предлагает для школьников разработанные службой Роскомнадзора уроки, тесты, ситуативные примеры с комментарием, как надо правильно поступить.

Вывод: материалы удобны для тренировки и проверки себя в вопросах безопасности, но их мало и у сайта нет привлекающего внимания оформления.

Россия, г. Москва

Дети России Онлайн

Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.

Вывод: материал по кибербуллингу представлен справочно для родителей и детей, отсутствует визуальное оформление

Россия, Алтайский край, г. Рубцовск

Педагогический колледж

На сайте колледжа есть страница, посвящённая кибербуллингу, где в доступной форме объясняется понятие, ответственность и пути преодоления. На сайте есть ссылка на горячую линию для подростков.

Вывод: материал по кибербуллингу логично выстроен, удобно найти ответ на вопрос, но отсутствует визуальное оформление.

Беларусь, г. Минск

Образовательный проект

В статье в доступной и сжатой форме рассказывается о том, как распознать, что ребёнок подвержен кибербуллингу и как обезопасить ребёнка.

Вывод: информация дана компактно, не слишком подробно, несмотря на специфику сайта, который создан для цифрового обучения.

США, г. Вашингтон, Округ Колумбия

Министерство Здравоохранения и Соцобеспечения

Постановка проблемы на государственном уровне

Вывод: информация распределена по разделам как для взрослых, так и для детей. Помимо горячих линий, есть ссылки на законы штатов и федерального правительства об охране прав человека. Также присутствует тренировочный центр, где ребёнок может онлайн пройти курс по улучшению знаний о буллинге и кибербуллинге.

Выводы: К сожалению, в Санкт-Петербурге нет единого общего сайта, освещающего безопасность в интернете. Рекомендации безопасного поведения в Сети присутствуют на сайтах отдельных организаций: чаще всего образовательных, медиа, IT.

Глоссарий


Буллинг (bulling)­ —действие (угроза, насмешка и т. п.), которое способно напугать, унизить или иным образом негативно воздействовать на человека.

Кибербуллинг (cyberbulling) — это целенаправленный и повторяющийся вред, наносимый кому-то с использованием интернет-технологий, компьютеров, гаджетов и других электронных девайсов.

Троллинг (cyber trolls) — это ситуации, когда именно агрессоры публикуют негативную, тревожащую информацию на веб-сайтах, страницах социальных сетей и пр.

Хейтинг (hate) — это негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции.

Флэйминг (flaming) — это вспышка оскорблений, публичный эмоциональный обмен репликами, часто разгорается в чатах и комментариях в социальных сетях. Так как это происходит публично, большое количество людей могут спонтанно подключаться к оскорблениям одной из сторон конфликта. Часто бывает, что одна из сторон ставит целью вовлечение большого количества случайных свидетелей в противостояние.

Холивар (holywar)— горячие споры среди приверженцев соперничающих идеологий, парадигм и брендов.

Киберсталкинг (cyberstalking; to stalk — преследовать, выслеживать) — использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся угрожающие, вызывающие тревогу и раздражение сообщения с намерением напугать жертву угрозой противозаконных действий или повреждений, которые могут быть осуществлены с получателем сообщений или членами его семьи.

Грифинг (griefers) — это процесс, в котором игроки целенаправленно преследуют других игроков в многопользовательских онлайн-играх. Их цель не победить в игре, а лишить удовольствия от игры других. Их легко можно узнать: они активно используют брань, блокируют отдельные области игры и открыто мошенничают в игре, также они могут использовать более опасные методы воздействия на играющего (например, разместить специально созданную мигающую панель с движущимися объектами, провоцирующую у игроков эпилептический приступ).

Перейти к разделу: 2. Кибербуллинг
Вставитьjs: 
нет

Содержание