Подростки ХХ и ХХI веков

Подростки – дети или взрослые?

Подростки - это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в другом мире, который отличается от мира их родителей. Многие психологи и лингвисты пытаются дать определение подросткам.


Так, по Ожегову: «Мальчик или девочка в отроческом возрасте».

По Кузнецову: «Мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте (от 12 до 16 — 17 лет)».

По моему мнению, подростки – это не до конца сформированные взрослые, а подростковый возраст – возраст окончательного формирования личности.

Подростки каждого столетия отличаются друг от друга. Я хочу сравнить подростков XX и XXI веков.

Подростки ХХ века

«В наше время подростки много работали на полях и в собственном хозяйстве. Подростки много помогали старшим и даже вступали в группы пионеров «Тимуровцев». Даже во время войны мы собирали пшеницу с полей и делали хлеб, который в последующем отправляли на фронт, стояли у станков и помогали делать оружие.

Когда война закончилась, подростки помогли вновь отстраивать дома, ухаживать за хозяйством и т.д. Интересов было много, например: читали познавательные книги, смотрели интересные фильмы, слушали красивые песни, собирались в «читалки» там мы слушали всякие рассказы и играли на балалайке.

Подростки уважительно относились к учителям и родителям. Они во многом прислушивались к ним, старались не грубить в ответ, если поругают. У меня сохранились настолько хорошие отношения с моим учителем, что я до сих пор с ним общаюсь».

Толстых Антонина Васильевна, 1922 г. р.

«В мое время подростки гуляли и играли целыми днями на улице. Все стремились быть пионерами, помогать взрослым, организовывать помощь в проведении праздников. Со своими сверстниками было дружеское отношение, но сейчас подростки не всегда хорошо относятся друг к другу.

Подростки помогали друг другу с выполнением домашнего задания, моральной поддержкой. Кумирами были группа «Ласковый маq», индийские фильмы. Мы собирались в клубе и смотрели разные фильмы, так же там проходили дискотеки. Подростки много читали книги, стремились познавать, что-то новое, но поколение XXI века более «развито» и поэтому они считают, что с такими технологиями много знать необязательно».

Толстых Ольга Александровна, 1917 г. р.


Подростки ХХI века

Ведущий деятельностью этого возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.

«В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, в той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь»

Л.И. Божович. «Личность и ее развитие в детском возрасте»

Главное содержание подросткового возраста составляет его период от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности.

Чувство взрослости связанно с тем, что:

  • в подражании внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнения на качество «настоящего мужчины» и «настоящей женщины;
  • в понимании взрослого как образца в деятельности;
  • в развитии взрослости в познавательной деятельности – появляется доминирующая направленность, познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания.