Влияние местного диалекта на речевую культуру школьника

Тематика: 
Автор: 
Плетнёва Дарья Олеговна
Руководитель: 
Обысова Наталья Владимировна
Учреждение: 
МОУ «Милославская школа»
Класс: 
9

Предложенная автором творческая исследовательская работа по русскому языку на тему "Влияние местного диалекта на речевую культуру современного школьника" будет интересна для учеников 9 класса и 10 класса, поможет вызвать у них интерес к изучению особенностей русского языка и их влияние на формирование речевой культуры школьников.

Подробнее о проекте:


Созданный учащейся проект по русскому языку на тему "Влияние местного диалекта на речевую культуру современного школьника" содержит описание практической деятельности, направленной на определение языковых средств, характерных для речи местного населения, с помощью которых образуется диалект.

Тема исследовательской работы, выбранная автором проекта для исследования и проведения внеклассного мероприятия в родной школе, актуальна, потому что ЕГЭ по русскому языку проверяет владения навыками письменной речи в соответствии с нормами литературного языка, поэтому употребление диалектизмов в речи - явление крайне нежелательное.

Оглавление

Введение
1. Что такое диалект?
2. Исследование местного диалекта.
Заключение
Литература
Приложение

Введение


Когда звучит диалектное слово, то не каждый понимает, о чём идет речь. Диалект - это самая маленькая территориальная разновидность языка, говор. Также диалекты - часть народной культуры. Знакомясь с ними, мы получаем сведения о названиях предметов быта. За говорами стоят определенные способы ведения хозяйства, обычаи.

Однако, как бы ценен ни был местный диалект в народе, нужно учитывать его влияние на речь современного школьника. Местный говор для тех, кто родился и вырос в деревне, становится как бы родным языком. Школьники должны понимать, что они очень часто нарушают нормы произношения из-за усвоенного с раннего детства говора. Но не только диалектные слова препятствуют нормальному речевому развитию подростков. Наравне с диалектами в нашей речи укрепилось еще и диалектное произношение, которое свойственно для каждой местности.

Реальная ситуация Желаемая ситуация
Современные школьники очень часто нарушают нормы произношения из-за усвоенного с раннего детства говора. Подростки говорят на литературном языке, но не забывают о значении местных диалектов.

Проблема: Я, как и все подростки, из-за усвоенного с раннего детства говора часто нарушаю нормы речи: использую в своём лексиконе диалектные слова и диалектное произношение слов, а надо говорить на литературном языке.

Актуальность проблемы:

Диалектные слова и диалектные произношения не понятны жителям другой местности. Также ЕГЭ по русскому языку проверяет владения навыками письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. Поэтому употребление диалектизмов в речи - явление крайне нежелательное.


Цели:

  1. Изучение проблемы влияния местного диалекта на речевую культуру современного школьника;
  2. Выявление действенных способов борьбы с нежелательным языковым явлением;
  3. Привлечение внимания школьников к проблеме необходимости освобождения речи от диалектов и диалектизмов.

Способы достижения цели: анкетирование учащихся Милославской школы, интервью у старожилов Милославского района, работа с материалами районной библиотеки и ресурсами сети Интернет.

Задачи:

  1. Подбор материала по теме «Диалектная лексика».
  2. Беседа со старожилами Милославского района.
  3. Проведение анкетирования старшеклассников Милославской школы.
  4. Подведение итогов анкетирования (составление диаграмм или обобщающих таблиц), составление словаря диалектных слов, которые употребляют жители Милославского района.
  5. Составление словаря литературных синонимов к диалектным словам и диалектизмам, употребляемым жителями Милославского района.

Ресурсы: информационные ресурсы: материалы сети Интернет и районной библиотеки; людские ресурсы: старожилы Милославского района и учащиеся Милославской школы; материальные ресурсы: диктофон, бумага для проведения анкетирования учащихся.

Анализ источников:

Из книги академии наук СССР «Общее языкознание» я узнала о территориальной и социальной дифференциации языка.


Для того чтобы узнать о литературном языке и говорах, я использовала журнал И.А. Букринской, О.Е. Кармаковой «Литературный русский язык и говоры».

Из учительского портала «Виды и формы по преодолению диалектного влияния на речь учащихся» я познакомилась со способами преодоления диалектного влияния на речь учащихся.

Пользуясь ресурсами сети Интернет, я изучила, какие основные диалектные черты относят к числу южнорусских.

Объект проектирования (исследования): речь учащихся Милославской школы и старожилов Милославского района, так как молодое поколение ещё с детства усваивает диалектизмы из речи родителей, бабушек и дедушек.

Место проведения: Милославская школа.

Сроки проведения: ноябрь – февраль 2016-2017 гг.

План выполнения работы

Содержание работы Дата
1 Поиск, изучение, анализ информации об особенностях местного диалекта, диалектах и диалектных произношениях. Первая неделя ноября
2 Составление вопросов для беседы со старожилами Милославского района. Вторая неделя ноября
3 Проведение беседы со старожилами Милославского района. Начало декабря
4 Составление вопросов для анкетирования старшеклассников Милославской школы. Вторая неделя декабря
5 Проведение анкетирования среди учащихся старших классов. Начало января
6 Анализирование результатов анкетирования. Вторая неделя января
7 Составление словаря литературных синонимов к диалектным словам и диалектизмам, употребляемым жителями Милославского района. Конец января-начло февраля

Планируемый продукт: словарь литературных синонимов к диалектным словам и диалектизмам, употребляемым жителями Милославского района.

Перейти к разделу: 2. Что такое диалект?

Содержание