Проект "Влияние местного диалекта на речевую культуру школьника"
Предложенная автором творческая исследовательская работа по русскому языку на тему "Влияние местного диалекта на речевую культуру современного школьника" будет интересна для учеников 9 класса и 10 класса, поможет вызвать у них интерес к изучению особенностей русского языка и их влияние на формирование речевой культуры школьников.
Подробнее о проекте:
Созданный учащейся проект по русскому языку на тему "Влияние местного диалекта на речевую культуру современного школьника" содержит описание практической деятельности, направленной на определение языковых средств, характерных для речи местного населения, с помощью которых образуется диалект.
Тема исследовательской работы, выбранная автором проекта для исследования и проведения внеклассного мероприятия в родной школе, актуальна, потому что ЕГЭ по русскому языку проверяет владения навыками письменной речи в соответствии с нормами литературного языка, поэтому употребление диалектизмов в речи - явление крайне нежелательное.
Оглавление
Введение
1. Что такое диалект?
2. Исследование местного диалекта.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Когда звучит диалектное слово, то не каждый понимает, о чём идет речь. Диалект - это самая маленькая территориальная разновидность языка, говор. Также диалекты - часть народной культуры. Знакомясь с ними, мы получаем сведения о названиях предметов быта. За говорами стоят определенные способы ведения хозяйства, обычаи.
Однако, как бы ценен ни был местный диалект в народе, нужно учитывать его влияние на речь современного школьника. Местный говор для тех, кто родился и вырос в деревне, становится как бы родным языком. Школьники должны понимать, что они очень часто нарушают нормы произношения из-за усвоенного с раннего детства говора. Но не только диалектные слова препятствуют нормальному речевому развитию подростков. Наравне с диалектами в нашей речи укрепилось еще и диалектное произношение, которое свойственно для каждой местности.
Реальная ситуация | Желаемая ситуация |
Современные школьники очень часто нарушают нормы произношения из-за усвоенного с раннего детства говора. | Подростки говорят на литературном языке, но не забывают о значении местных диалектов. |
Проблема: Я, как и все подростки, из-за усвоенного с раннего детства говора часто нарушаю нормы речи: использую в своём лексиконе диалектные слова и диалектное произношение слов, а надо говорить на литературном языке.
Актуальность проблемы:
Диалектные слова и диалектные произношения не понятны жителям другой местности. Также ЕГЭ по русскому языку проверяет владения навыками письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. Поэтому употребление диалектизмов в речи - явление крайне нежелательное.
Цели:
- Изучение проблемы влияния местного диалекта на речевую культуру современного школьника;
- Выявление действенных способов борьбы с нежелательным языковым явлением;
- Привлечение внимания школьников к проблеме необходимости освобождения речи от диалектов и диалектизмов.
Способы достижения цели: анкетирование учащихся Милославской школы, интервью у старожилов Милославского района, работа с материалами районной библиотеки и ресурсами сети Интернет.
Задачи:
- Подбор материала по теме «Диалектная лексика».
- Беседа со старожилами Милославского района.
- Проведение анкетирования старшеклассников Милославской школы.
- Подведение итогов анкетирования (составление диаграмм или обобщающих таблиц), составление словаря диалектных слов, которые употребляют жители Милославского района.
- Составление словаря литературных синонимов к диалектным словам и диалектизмам, употребляемым жителями Милославского района.
Ресурсы: информационные ресурсы: материалы сети Интернет и районной библиотеки; людские ресурсы: старожилы Милославского района и учащиеся Милославской школы; материальные ресурсы: диктофон, бумага для проведения анкетирования учащихся.
Анализ источников:
Из книги академии наук СССР «Общее языкознание» я узнала о территориальной и социальной дифференциации языка.
Для того чтобы узнать о литературном языке и говорах, я использовала журнал И.А. Букринской, О.Е. Кармаковой «Литературный русский язык и говоры».
Из учительского портала «Виды и формы по преодолению диалектного влияния на речь учащихся» я познакомилась со способами преодоления диалектного влияния на речь учащихся.
Пользуясь ресурсами сети Интернет, я изучила, какие основные диалектные черты относят к числу южнорусских.
Объект проектирования (исследования): речь учащихся Милославской школы и старожилов Милославского района, так как молодое поколение ещё с детства усваивает диалектизмы из речи родителей, бабушек и дедушек.
Место проведения: Милославская школа.
Сроки проведения: ноябрь – февраль 2016-2017 гг.
План выполнения работы
№ | Содержание работы | Дата |
1 | Поиск, изучение, анализ информации об особенностях местного диалекта, диалектах и диалектных произношениях. | Первая неделя ноября |
2 | Составление вопросов для беседы со старожилами Милославского района. | Вторая неделя ноября |
3 | Проведение беседы со старожилами Милославского района. | Начало декабря |
4 | Составление вопросов для анкетирования старшеклассников Милославской школы. | Вторая неделя декабря |
5 | Проведение анкетирования среди учащихся старших классов. | Начало января |
6 | Анализирование результатов анкетирования. | Вторая неделя января |
7 | Составление словаря литературных синонимов к диалектным словам и диалектизмам, употребляемым жителями Милославского района. | Конец января-начло февраля |
Планируемый продукт: словарь литературных синонимов к диалектным словам и диалектизмам, употребляемым жителями Милославского района.