Влияние диалекта на речевую культуру

Влияние диалекта на речевую культуру. Заключение

Результаты и выводы: проведенное интервью со старожилами Милославского района и анкетирование учащихся старших классов Милославской школы позволяют сделать вывод о том, какие диалекты и диалектизмы чаще всего используют жители Милославского района, а какие редко. Все диалекты и диалектизмы, употребляемые старожилами и подростками, включены в словарь диалектов и диалектизмов, к каждому из них подобран литературный синоним.


Работая над проектом, я узнала много интересного и полезного для себя: пополнила свой словарный запас, пообщалась со старожилами Милославского района, которые рассказали мне о своей жизни. Но также я столкнулась с трудностями.

Не все старожилы, к кому я обращалась, соглашались идти на контакт, некоторые ученики вообще не отвечали на вопросы анкеты, что означает их незнание или непонимание того или иного диалекта и/или диалектизма. Несмотря на все эти трудности, я смогла составить словарь литературных синонимов диалектов и диалектизмов Милославского района.

Надеюсь, словарь привлечёт внимание учащихся к диалектным словам и диалектизмам, которые ежедневно звучат в нашей речи. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята обратили внимание на свою речь и поняли, что в своём лексиконе нужно употреблять слова по правилам произношения и использования грамматических и стилистических норм, потому что диалектные слова и диалектные произношения не понятны жителям другой местности.

Также ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку проверяет владение навыками письменной речи школьников в соответствии с нормами литературного языка. Поэтому употребление диалектизмов в речи - явление крайне нежелательное.

Литература

  1. В.Я. Дерягин «Беседы о русской стилистике» (Беседа третья).-М.: Знание, 1978 г. 96 с. (Нар. ун-т. Фак. литературы и искусства).
  2. Т.П. Соколова, И.Е. Шувалова, С.Ф. Полковникова, М.Ю. Федосюк, Р.М. Трифонова, Г.А. Романовская, В.А. Маслова, З.Н. Литвина, И.Г. Добродомов, А.М. Камчатнов, А.В. Григорьев, Е.Н. Иваницкая, В.И. Хитрова, К.П. Смолина, Р.Н. Кривко «Теория и история языка» (Русская диалектология).-М.: Флинта, Наука, 2001 г.
  3. Академия наук СССР «Общее языкознание» (Территориальная и социальная дифференциация языка).-М.: Наука, 1970 г.
  4. Wikipedia
  5. И.А. Букринская, О.Е. Кармакова «Литературный русский язык и говоры» //«Русский язык», №21,2006
  6. Литературный русский язык и говоры.
  7. Учительский портал «Виды и формы по преодолению диалектного влияния на речь учащихся».

Приложение 1

Вопросы для беседы со старожилами Милославского района:

  1. Расскажите о своем детстве. Как вы провели его, чем занимались?
  2. Расскажите о предметах быта.
  3. Было ли у вас хозяйство? Как вы его вели?
  4. Расскажите о своих друзьях, знакомых, приятелях.

диалект 1

Вопросы для анкетирования среди учащихся 9-11 классов:

  1. Знаете ли вы, что такое диалект?
  2. Напишите значения данных слов: уборная, баница, дюже, гребовать , нынче, глупой, давеча, знамо, свойский, посля, сигать, энтот, серчать, тужить, пуще.

диалект 2

диалект 3

Приложение 2


Интервью со старожилами Милославского района.

диалект 4

диалект 5

диалект 6

диалект 7

Анкетирование учащихся.

диалект 8