Проект по русскому языку "Рифма" 2 класс
В готовом индивидуальном проекте по русскому языку на тему "Рифма" учащийся 2 класса изучил значение понятия "рифма", составил словарь рифмующихся слов, прочитав различные детские стихотворения и скороговорки и представив несколько из них в своей работе.
В процессе исследовательской проектной работы (проекта) по русскому языку о рифме обучающийся 2 класса определил, что писатели и поэты сочиняли рифмы еще с древних времен, добавляя их и в стихи, и в песни. Основа рифмы - совпадение. В русской же поэзии рифма берет свое начало из народного творчества – присказок.
Оглавление
Введение
1. Что такое Рифма.
2. Поиск нужных рифм к словам.
3. Задания для закрепления знаний и умений.
Заключение.
Введение
Цель проекта: познакомиться с рифмой.
Задачи проекта:
- подобрать рифмы к словам;
- составить словарь рифм;
- научиться самим придумывать стихи к заданным рифмам;
- представить работу классу.
1. Что такое Рифма
Согласно словарю С.И. Ожегова:
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.
Согласно словарю В.И. Даля:
Рифма (от греческого rhythmos - складность, соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни.
В основе рифмы лежит совпадение. В русской поэзии и вообще, в русском языке рифма берёт начало из народного творчества – присказок.
Рифмы в стихотворениях бывают разные:
ПЕРЕКРЁСТНАЯ
У лукоморья дуб
Златая цепь на дубе
И днём и ночью кот
Всё ходит по цепи
ПАРНАЯ
И к царевне
Молодое,
Прямо яблочко
Пес как прыгнет,
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ (КОЛЬЦЕВАЯ)
И я там был, и мёд я
У моря видел дуб
Под ним сидел и кот
Свои мне сказки
Рифма встречается:
- в фольклорных произведениях: в загадках, пословицах, потешках, закличках, прибаутках, шутках;
- в стихотворениях, поэмах;
- в баснях, былинах;
- в песнях, балладах;
- в прозе.
2. Поиск нужных рифм к словам
Теперь своем проекте я выполню задания учебника и постараюсь найти нужные рифмы к словам.
Задание 1
Прочитайте стихотворение. Какие слова в нём рифмуются?
Сказал мне человек, -
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово кочка,
А я ответил: бочка,
И строчка, и сорочка,
И сразу два листочка,
И на прощанье - точка..
(Д.Чиарди)
В стихотворении рифмуются следующие слова:
Кочка – бочка
Строчка – сорочка
Листочка – точка
Задание 2
Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках.
Течёт речка, печёт печка.
- Исследуя скороговорки, я встретил следующие рифмы:
Течёт-печёт, речка-печка
- В этих словах есть созвучие. Записать их как стихотворение можно так:
Пьют воду из речки.
Печёт печка.
Задание 3
Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.
И присел, как на _______________.
- К слову одуванчик можно подобрать много рифмующихся слов:
- Но по смыслу подходит только диванчик, так как на другие предметы присесть нельзя. Поэтому получилось следующее:
И присел, как на диванчик.
Задание 4
Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия.
…дудочка
…ватрушка
…спичка
- Вот, что у меня получилось:
Заиграла в дудочку!
И угостила вкусной ватрушкой!
Наткнулась на спичку.
Задание 5
Прочитайте начало стихотворений. Попытайтесь продолжить 1-2 из них. Подберите слова так, чтобы выразить свою мысль и соблюсти ритм и рифму.
Здесь хорошее местечко, … .
Чики, чики чикалочки!
Едет гусь на палочке, … .
- У меня получились вот такие стишки:
Подставляй скорее ручки!
Возле уютной тёплой печки!
Или
Возле берега у речки!
Едет гусь на палочке,
А за ним стрекоза
Скачет прямо как коза!
Или
Едет гусь на палочке,
Возле домика свалился
Прямо в луже очутился!
Задание 6
Составьте словарик собственных рифм к любому из данных слов.
Погремушка
Ночка
Белочка
Птичка
Книжка
- Я выбрал для составления словарика слово НОЧКА.
- Я попробовал сочинить короткие стишки. Кстати, игра в рифмы, когда мы пробуем сочинить стишок называется «БУРИМЕ». И вот сейчас, сочиняя стихи, я поиграю в буриме.
Так хотел увидеть в небе ангелочка!
Не ходите, дети, в лесочек!
Родилась у меня дочка!
3. Дополнительные задания для закрепления умений и навыков
Учебник с. 8-9 Задание 1
В Стихотворении Д. Чиарди рифмуются слова:
- Бочка-кочка-сорочка
- Листочка-точка
Задание 2
В скороговорках есть рифмующие слова:
- Тучки-овечки пьют воду из речки (овечки-речки)
- Течет речка, печет печка (речка-печка)
Задание 3
Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.
Жук увидел одуванчик
И присел, как на диванчик
Задание 4
Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия
Шла курочка
Видит - дудочка.
Заиграла дудочка,
Заплясала курочка.
Испеку ватрушку,
Угощу подружку.
Положу в ладошку-
Кушай понарошку.
Птичка невеличка
Меньше, чем спичка,
По полю летала
Комариков глотала.
Задание 5
Дождик вылился из тучки,
Умывай лицо и ручки.
Дождик теплый и грибной,
Ну попрыгайте со мной!
* * *
Здесь хорошее местечко
Протекает тихо речка,
на дне камушки блестят
Стайку рыбок веселят.
Словарик рифм
- Белочка, девочка, бабочка, рамочка…
- Птичка, синичка, лисичка, невеличка…
- Книжка, стрижка, Мишка, Гришка…
- Точный, срочный, обычный, сочный…
- Погремушка, игрушка, подушка, девчушка…
- Ночка, бочка, точка, почка…
Рифмы
Ложка - КАРТОШКА, КОШКА, ГАРМОШКА.
Пирог - НОСОК, ПЕСОК, КАТОК.
Нос - ПЫЛЕСОС, КАКОС, АБРИКОС.
Заключение
Благодаря проекту по русскому языку на тему: "Рифма", я:
- смог понять, что такое рифма;
- смог показать на примере какие бывают виды рифм;
- закрепил полученные в рамках работы над проектом умения и навыки;
- узнал много нового и интересного.