Мотоцикл в нашей жизни
Оглавление
Введение
- История возникновения мотоциклов
- Мотоцикл Иж
- Мотоцикл Минск
- Мотоцикл Восход
- Мотоцикл Урал
- Мотоцикл Ява
- Мотоцикл Паннония
- Мотоцикл Чезет
- Мопеды
- ПДД для мотоциклов
- Применение мотоциклов
Заключение
Введение
Я живу в селе. Одним из средсв передвижения является мотоцикл. У моего отца есть мотоцикл «ИЖ Планета». Мне стало интересно, где и когда появился певый мотоцикл, какие марки мотоциклов существуют. Я подумал: если автомобиль произошёл от повозки, то мотоцикл, наверное, от двухколёсного велосипеда. Нужен ли мотоцикл в селе и где его можно применить.
Задачи:
- провести исследовательскую работу по истории создания мотоцикла и его марок;
- рассмотреть и изучить правила дорожного движения на мотоцикле;
- где и как применяют мотоцикл в селе;
- провести опрос среди старшеклассников, какие марки мотоциклов они знают, и какие мотоциклы есть у них;
- знают ли они правила дорожного движения для водителей мотоцикла.
История возникновения мотоциклов
И первый мотоцикл, и первый автомобиль появились очень похожим путем. «Самым первым» и в том, и другом случае считается экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Конструкции, которые изобретались до 1885 года и имели паровые двигатели, трудно назвать мотоциклами, но всё же этим машинам без сомнения прилагают термин «мотоцикл» или «автомобиль».
История советских мотоциклов
Первая заповедь советского мотоциклиста такова: не уверен — далеко не езди, вторая — всегда бери с собой необходимые запчасти, чтобы доехать домой. А ведь до сих пор есть любители, которым нравится старая техника, множество людей начинало ездить именно на советских мопедах и мотоциклах…
Производство мотоциклов в СССР было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры. Начать, пожалуй, стоит с небольшого экскурса в историю советского мотостроения.
Мотоцикл "ИЖ"
В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь в конце 40-х — начале 50х разворачивается действительно масштабное производство.
Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.
После основательной модернизации мотоцикл назвали ИЖ-49. Легендарная модель была оснащена телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами. В условиях плохих дорог мотоцикл приобрел популярность.
Следующая модель — ИЖ-56 была не менее популярной, но настоящее признание пришло с появлением «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Планета-спорт», которые предназначались для туристических и спортивных поездок. ИЖ-ПС получил раздельную систему смазки двигателя и мог разгоняться до 100 км/час за 11 секунд.
В 60-е выпускаются первые мотоциклы «ИЖ Юпитер» (двухцилиндровый двигатель) и «ИЖ Планета» (одноцилиндровый двигатель). На Заводе имени Дегтярева производят 175-кубовый «Ковровец», позже превратившийся в «Восход».
Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами. В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.
Мотоцикл Минск
История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.
В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.
В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.
Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.
Мотоцикл Восход
«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС.
Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».
С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству.
Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название М3-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.
Мотоцикл Урал
История мотоциклов «Урал» с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как мотоцикл стали продавать обывателям, владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски.
Из-за этого «Урал» не снискал славы среди молодежи. Он нашел свою нишу как тяжелый утилитарный мотоцикл. Его использовали и для прогулок под луной, и для перевозки грузов, и для поездок в тайгу, и даже для мототуризма.
Мотоцикл ИМЗ был оснащен 650-кубовым четырехтактным двигателем и считался надежным среди советских мотоциклов. Мощность двигателя в зависимости от модели составляла от 31 до 36 л.с. Максимальная скорость при использовании с коляской — 105 км/час.
В 1985 году с конвейера завода сошел двухмиллионный мотоцикл модели «М-67». В 90-е годы завод сумел выстоять. Сейчас большая часть мотоциклов идет на экспорт.
Мотоцикл Ява (Jawa)
Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.
Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.
Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.
Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.
Мотоцикл «Паннония»
Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.
Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.
С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.
Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.
Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.
В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.
Мотоцикл «Чезет»
История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.
В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.
Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.
Мопеды
В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества. Очередь на приобретения автомобиля длилась годами, цены кусались. Мотоцикл также стоил дорого и все же требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую завозили в квартиру.
На вождение мопеда не требовались права. Стоили мопеды в СССР от 100 рублей.
Продажа мопедов в осуществлялась в магазинах мототехники, почти всегда по предварительной записи. Отмечаться в очереди за мопедом требовалось каждое утро в течение месяца-полугода.
Мопеды производились на Пензенском велосипедном заводе (легкий мопед ЗИФ), Львовском мотозаводе (мопед Верховина, мокик Карпаты), Рижском мотозаводе (мопед Рига, мокик Дельта).
Мопеды Рига-1/16
Первый советский мотовелосипед выпустили в 1958 году на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне»: Рига-16.
Модель оказалась не очень удачной. После практики на чешском мотозаводе JAWA в шестидесятые годы начался серийный выпуск первых мопедов в СССР — Рига-1.
Мопеды Рига постоянно модернизировались. В фильме Приключения Электроника Сыроежкин рассекал именно на мопеде RIGA.
Рижский завод «Саркана Звайгзне» в 1966 году начал производство легкого мопеда «Рига-5» с двигателем Д-5 мощностью 1,2 л. с. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления — на левой.
Чтобы затормозить заднее колесо, надо нажать на педаль в обратном направлении. Багажник расположен над задним колесом и рассчитан на 15 кг груза. Передняя вилка — телескопическая. Седло-подушка сделано из губчатой резины.
«Рига-5» успешно выдержала испытания на различных дорогах. Это удобное средство транспорта для города, а также для проселочных дорог. Емкость топливного бака (5,5 л) позволяет проходить довольно большие расстояния.
Легкий мопед «Рига-7» (1969-1975)
Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь.
Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения.
Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».
Легкий мопед Рига-12 выпускался с 1974 года. Элегантный дизайн двухколесной машины разработал дизайнером Гунаром Глудиншом.
Мопед оснащался простейшим 2,2-сильным 50-кубовым моторчиком Ш-57 с бумажным воздушным фильтром. К услугам двух ездоков — удобное седло длиною 43 см. 5,5-литровый топливный бак позволял проехать на одной заправке около 235 км.
Максимальная скорость Рига-12 составляла 50 км/ч. С 1977 года с конвейера начали сходить «рестайлинговые» Рига-16 с кик-стартером и улучшенной отделкой (на фото).
Мокик «Дельта» — это практически новая разработка после серии «Рига». Оригинальная рама и удачный двигатель на долго сделали любимой именно эту модель.
В новом двигателе В-50 были учтены недостатки предыдущих моделей, было усилено сцепление, валы коробки передач стали вращаться в подшипниках, а появившееся ножное переключение скоростей в двигателе В-501 ещё долго вызывало восхищение у покупателей.
«Карпаты»
Производился на Львовском моторном заводе, имеет 50-и кубовый двигатель, и, как следствие, на нем можно ездить не имея водительского удостоверения кат. А.
Двигатель маломощный, но отлично подходит для детей и изучения технической стороны. Аналоги — «Верховина» и «Дельта».
Мини-мокик «Мини»
В 1983-м году Рижский завод «Саркана Звайгзне» открыл новый класс на 10-дюймовых колесах – мини-мокики. Первую модель назвали «Мини», у нее регулировались руль и сиденье по высоте.
Вначале не было задней подвески, потом поставили пару амортизаторов. Весил мокик всего 50 кг и со сложенным рулём входил в багажник автомобиля.
Мини-мокик «Стелла»
Один из наиболее стильных и продвинутых серийных «полтинников» времен СССР. Выпускался с конца 80-х до середины 90-х годов. Мокик оснащался, как отечественным мотором V-501M (с ножным переключением передач) Шауляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас», так и различными импортными агрегатами: чехословацкими Jawa, французскими Peugeot и польскими Dezamet.
На фото, рядом с девушкой в купальнике, как раз изображена модификация Stella Babetta с мотором Jawa, отличительной особенностью которого было горизонтальное расположение цилиндра.
Мопед Рига-19С
Шоссейно-кольцевой микромотоцикл Рига-19С был выпущен небольшим тиражом в 1982 году. Несмотря на скромные размеры и небольшую массу (чуть более 60 кг) являлась полноценной гоночной машиной.
Спортивный мопед оснащался высокофорсированным 50-кубовым 2-тактным мотором водяного охлаждения ШК-50 невероятной мощностью 17 л.с. То есть литровая отдача такой установки достигала 340 л.с. на литр рабочего объема!
Двигатель работал в паре с 6-ступенчатой коробкой передач. Благодаря массивному аэродинамическому обтекателю Рига-19С легко развивал скорость свыше 100 км/ч.
Дорожные правила для мотоциклистов
- Не стоит ездить за грузовым транспортом — из-под незакрытых колёс вылетают камни с большой скоростью и на приличную высоту. Попадание такого «снаряда» в мотоцикл чревато повреждением лакокрасочного покрытия, а попадание в пилота — ушибами и травмами мягких тканей. Если же на мотоциклисте нет защитной экипировки, попадание в тело или голову такого камня запросто может привести к потере управления и, следовательно, к падению.
- Никогда не пытайтесь удирать от сотрудников ГИБДД, тем более от мото-батальона. Как показывает практика, в 90% случаев нарушителя ловят или он сам попадает в ДТП во время погони.
- Так же не стоит ввязываться в уличные гонки на мотоциклах или пытаться соревноваться с кем-то на дорогах общественного пользования, слишком велик риск попасть в ДТП. Если есть желание посоревноваться, езжай на специально оборудованный мототрек. Как правило, такие треки есть в каждом большом городе.
- Главная причина большинства мотоаварий с летальным исходом – алкоголь. По статистике около 50% мотоциклистов, погибших в ДТП, употребляли алкоголь. Причём даже небольшое количество принятого алкоголя способно критично замедлить реакцию пилота мотоцикла.
- При покупке мотоцикла с цепным приводом сразу купите смазку для цепи. Не экономьте на ней, смазка должна хорошо прилипать и желательно иметь цвет, что бы можно было точно определять степень покрытия.
- Цепь нужно смазывать каждые 500 км пробега и после каждой поездки в дождь (мойки). При таком уходе цепь со звёздами могут прослужить очень долго.
- После покупки мотоцикла сразу озаботься его безопасностью — стандартный блокиратор руля достаточно легко сломать. Стоит приобрести замок на диск с сигнализацией и GPS маяк для отслеживания местоположения мотоцикла.
- Учтите одну особенность при торможении передним тормозом на мотоцикле — чем меньше скорость, тем больше вероятность блокировки переднего колеса при неаккуратной дозировке усилия на рычаге переднего тормоза. Это еще один довод в пользу того, почему не стоит пытаться оттормаживаться на небольших скоростях только передним тормозом — на него не должно приходиться более чем 75% от общего тормозного усилия.
Практически всегда при неумелом управлении мотоцикл заваливается набок, если блокируется переднее колесо. Помни также, что при резком торможении вес стремится перенестись вперед, а заднее колесо в значительной степени разгружается, и оно будет стремиться заблокироваться намного быстрее, поэтому вслед за резким нажатием педали заднего тормоза будь готов вовремя приотпустить ее. В современных условиях дорожного движения и при нынешних скоростях пропорция тормозного усилия приближается уже скорее к 65% передний и 35% задний тормоз, при этом торможение на больших скоростях должно быть по возможности прерывистым.
- По возможности никогда не находись в слепой зоне других водителей. Увеличивай скорость или замедляйся. Не позволяй никому находиться в твоей слепой зоне.
- Не стоит лишний раз выезжать на мотоцикле после 8 часов вечера, особенно в пятницу и субботу.
На то есть несколько причин:
- на дорогах больше пьяных
- на загородных трассах увеличивается возможность появления животных
- ночью сильно сокращается объем получаемой зрительной информации
- по естественным причинам, вследствие усталости замедляется реакция
- При парковке на склоне переднее колесо должно смотреть в подъём, так как при начале движения будет легче откатить мотоцикл назад, чем толкать его в гору. Так же уместным будет поставить мотоцикл на передачу.
- Торможение в повороте всегда спрямляет траекторию. В поворотах старайся держать ровный газ, а в идеале плавно открывай газ от начала до самого конца поворота.
- Если придется остановиться в повороте, за секунду до остановки выпрями руль, это направит инерционную силу прямо и передняя подвеска сможет равномерно её погасить. В противном случае инерционная сила, направленная в сторону поворота, завалит мотоцикл при резкой остановке.
- Затычки для ушей (типа таких, которые носят строители или пассажирам выдают при полетах на вертолетах) снижают усталость при длительной езде, но сильно снижают поток звуковой информации, очень важной при пилотировании в городе.
- Привязывая багаж эластичными ремнями, старайся продеть их СКВОЗЬ багаж, а не накидывай сверху, это многократно улучшит фиксацию груза.
- Если приходится выезжать в очень жаркую погоду, помочь сможет смоченная в воде бандана или шейный платок.
- Входи в поворот по широкой дуге, это увеличивает сектор обзора в повороте — это очень значимо!
- На экипировке сзади желательно иметь специальные светоотражающие фрагменты. Они позволят движущимся позади водителям правильно оценить дистанцию до тебя.
- Смотри только туда, куда ты хочешь приехать, в поворотах фокусируйся на точке выхода глазами. Если ты чувствуешь, что падение неизбежно, все равно продолжай смотреть в ту зону дороги, в которой ты хотел бы оказаться. Никогда не фокусируйся на препятствиях, отслеживай их периферическим зрением.
- Перед неизбежными ямами, кочками и другими препятствиями привстань на подножках. Амортизируя удар ногами, ты снизишь нагрузку на подвеску и убережёшь себя от возможных травм. Линейные препятствия (ж/д переезды, лежачие полицейские и пр.) старайся проходить под прямым углом с небольшим ускорением для разгрузки передней подвески.
- Во время парковки убедись, что опора (подножка) находится на твёрдой поверхности. Учти, что асфальт тоже может быть плохой поверхностью для установки опоры в жаркую погоду или если был подвержен воздействию ГСМ. Если нет возможности припарковать мотоцикл на твёрдой поверхности, подложи под опору любой твёрдый предмет, увеличивающий площадь давления хотя бы до 10 см2.
- Ухаживай за аккумуляторной батареей, регулярно проверяй её состояние. По возможности 2-3 раза в сезон проводи процесс полной перезарядки. Если АКБ обслуживаемая, проверяй уровень электролита в ячейках, при необходимости доливай. При длительных стоянках следует снять батарею и хранить её в теплом сухом помещении. Аккумулятор может прослужить более 7 лет при правильном обслуживании.
- Если есть возможность, замени штатный звуковой сигнал на более мощный, для мотоциклиста это один из основных приборов привлечения внимания невнимательных за рулём водителей.
- Выработай привычку постоянно держать 2 пальца на рычагах переднего тормоза и сцепления! Перенос пальцев с ручки на рычаг тормоза занимает примерно 0.1 секунды, а это почти 3 метра тормозного пути мотоцикла.
- Пройди курсы повышения водительского мастерства, приобретай новые навыки и знания.
- Никогда не экономь на защитной экипировке. Шлем, мотокуртка (черепаха), перчатки, мотоботинки, защита коленей – это минимум в котором следует садиться за руль мотоцикла.
- Стоит пройти курс первой медицинской помощи или, как минимум, изучить соответствующую литературу.
- В самом начале сезона, выезжая на дороги общего пользования в светлое время суток, всегда включай дальний свет фары. Это может спасти тебя от рассеянных водителей, отвыкших за зиму от присутствия мотоциклистов на дорогах.
- Постоянно анализируй и прогнозируй дорожную обстановку вокруг себя. Обращай внимание на поведение и действия водителей за рулём машин.
- Выдерживай большую дистанцию до впереди идущего автомобиля, всегда оставляй запас хода для неожиданного манёвра.
- При движении за машинами старайся держаться ближе к краю разделительных полос, таким образом ты обеспечишь себя большей площадью манёвра при внезапном торможении впередиидущего автомобиля. Так же такое положение мотоциклиста в потоке делает его более заметным в зеркалах заднего вида для впередиидущего транспорта.
- Безопасная скорость движения в плотном трафике по междурядью – не превышая на 20 км/ч скорости движения окружающего потока. Т.е. когда машины стоят, скорость твоего движения не должна превышать 20 км/ч, если же поток движется со скоростью 15 км/ч, твоя скорость — не более 35 км/ч. При превышении этого лимита (20 км/ч) риск, попасть в ДТП увеличивается более чем на 50%. При соблюдении же этого правила, ты всегда успеешь отреагировать на неожиданно открытую водителем дверь, или резкое перестроение впередиидущего автомобиля без включённых указателей поворота.
- Никогда не обгоняй машины справа и по обочине! Это запрещено ПДД, поэтому многие водители даже не подумают посмотреть в правое зеркало при повороте направо или парковке на обочине.
- Всегда жди от всех окружающих тебя водителей на дороге неадекватных действий и манёвров. Седло мотоцикла не место для расслабления и отдыха, только внимательность и предельная концентрация.
- Всегда застёгивай свой шлем! Даже если забыл это сделать, не поленись остановиться и застегнуть его.
- Не стоит срываться с перекрёстка первым, на только загоревшийся зелёный сигнал светофора. Так как многие авто- и мотолюбители любят пролетать перекрёстки на жёлтый или ранний красный сигналы, вы рискуете встретиться с ними.
- На скользких участках дороги (разметка, рельсы, люки), в междурядье, на крутых спусках, при активном маневрировании на малой скорости – старайся работать только задним тормозом.
- Никогда не езди левее левого и правее правого ряда, и тем более по двойной сплошной.
- При движении в пробке по междурядью помни, что в любой момент из-за машины может выскочить пешеход переходящий дорогу. 90% пешеходов даже не могут предположить, что между рядов может двигаться мотоциклист, поэтому форсируют пробки, не обращая внимание на междурядье. Данная опасность резко повышается на узких улицах.
- Перестраиваясь в плотном потоке машин, обращай особое внимание на междурядье позади, там может двигаться, такой же, как ты, мотоциклист на скорости сильно превышающий общую потоковую.
- Начинающим мотоциклистам лучше всего начинать сезон при среднесуточной температуре воздуха более 10 градусов, а заканчивать, соответственно, при температуре менее 10 градусов.
- Всегда, перед тем как взять пассажира к себе на мотоцикл, проводи хотя бы минимальный инструктаж. Пассажир сидя на мотоцикле должен держаться за пилота ногами и упираться руками в бак мотоцикла.
Причины аварий:
- столкновения и наезды на препятствия
- превышение скорости
- нарушение очередности проезда перекрестков
- езда без шлема
- езда без соответствующего разрешения и документов
Применение мотоциклов
На производство мотоциклов по сравнению с автомобилями идет меньше металла и само производство гораздо дешевле, особенно благодаря замене дорого стоящей рамы из цельнотянутых стальных труб рамой из штампованной стали. Кроме того, мотоцикл проще и дешевле в эксплуатации. Он не нуждается в специальных гаражах и может храниться в любом сухом помещении. Имея всего 2–3 колеса, он требует меньшего количества резины; у него отсутствует водяное охлаждение, замененное воздушным, почти не требующим ухода.
Но самое главное — мотоцикл легок, в особенности мотоцикл-одиночка, и высокоподвижен. Он может легко передвигаться по узким полевым дорожкам, даже тропинкам, лесным просекам, а при помощи мускульной силы водителя легко преодолевает болотистые и грязные дороги. При наличии соответствующих приспособлений мотоцикл может двигаться даже в том случае, если мотор его погружен в воду, а зимой приспособленный мотоцикл может проходить по глубокому снегу.
О быстроходности мотоцикла можно судить по тому, что на германских состязаниях в 1934 г. мотоцикл-одиночка фирмы «ДКВ», литражем в 250 см3показал в условиях полевых дорог среднюю скорость до 84 км в час, а малолитражные автомобили «Фиат» в аналогичных условиях достигли скорости в 83 км в час.
Недостатком мотоцикла является неудобное положение водителя и пассажира на маните (нет укрытий от дождя и ветра, что особенно важно в зимних условиях) и трудности применения его зимой. Но в современных моделях для защиты от ветра на мотоциклах ставятся целлулоидные щиты, а для работы зимой имеются специальные приспособления — боковые лыжи, придающие мотоциклу устойчивость и возможность двигаться по снегу.
Мотоцикл с боковой коляской в виде ящика выгоден для перевозки мелких грузов — в несколько десятков килограммов. Гонять с такой поклажей грузовой автомобиль, даже полутонный («Пикап»), — неэкономно, а перевезти ее на мотоцикле можно дешево и быстро. Такие мотоциклы очень ценны и в торговой сети и как средство связи. Одна такая машина, особенно на селе, может заменить несколько письмоносцев.
Такое же широкое и выгодное применение мотоцикл может найти и в сельском хозяйстве для перевозки мелких грузов и для доставки на поля ремонтеров и мелких запасных частей к полевым машинам. На мотоцикле легко и быстро может объехать поля агроном, инженер-механик, ветеринар, а также врач для оказания немедленной медицинской помощи. Пользуясь мотоциклами на селе, можно обойтись без специальных гаражей.
Районный работник, сам владея машиной, может быстро выехать на место и быстро вернуться назад или съездить еще и в другой пункт.
В такой же степени мотоцикл ценен для милиции, в особенности сельской. Милиционер с быстроходным, мотоциклом легко может обслужить большой район.
Широкое применение мотоцикл может найти в дорожном строительстве и в дорожном хозяйстве (объезд для осмотра дорог, разведка местности для их прокладки и т. п.).
При огромных размерах наших лесных участков и особо трудных условиях передвижения по просекам и тропинкам мотоцикл и в лесистой местности — необходимое средство сообщения.
Можно смело сказать, что нет такого участка хозяйственной, административной и культурной жизни страны, где бы мотоцикл не мог найти применения.
Внедрение мотоцикла резко снизит накладные расходы по перевозке мелкого товара и при поездках отдельных людей. Наркомат связи при объезде почтовых ящиков обычно отвозит корреспонденцию на полутонных грузовиках (а было время, когда для этой цели посылались полуторатонки). В городских условиях боковую коляску-ящик успешно повезет мотоцикл с одноцилиндровым двигателем, литражем в 500 см3, мощностью в 10–15 л. с.
Такой мотоцикл даст ту же эффективность, что и «Пикап», имеющий литраж 3,2 литра при мощности в 40–50 л. с. Эти данные показывают, насколько расточительно использовать даже полутонный автомобиль для перевозки почты.
Это только один конкретный пример, но их можно найти десятки. В борьбе за экономию горючего и смазочных материалов широкое распространение в стране современных мотоциклов — подвижного и экономного транспортного средства — должно сыграть очень большую роль.
Выполняя работу, я много узнал о мотоциклах. У меня тоже есть мотоцикл. Когда я начинал ездить на нем, то у меня случались поломки и мне приходилось его ремонтировать. А как я не знал. Во многом мне помогал отец. Многому пришлось учиться самому читая и изучая различную литературу по мотоциклам. Я научился: 1) снимать и заново ставить переднее колесо; 2) разбортовывать и поменять камеру; 3) Разводить масло в бензине, соблюдая пропорции; 4) менять и чистить свечи; 5) подключать и заряжать аккумулятор; 6) Мыть и чистить сам мотоцикл. Самое главное надо уметь ездить на мотоцикле и знать и соблюдать правила дорожного движения.
Таблица опроса
Фамилия Какие марки мотоциклов ты знаешь? Есть ли у вас в хозяйстве мотоцикл и какой марки? Знаешь ли ты правила дорожного движения для управления мотоциклом?
Орос Денис Харлей Иж-Юпитер 5 да
Туров Даниил Иж-Юпитер нет Да
Шадрин Максим Иж Иж-Планета 5 нет
Худанин Алек Иж-Планета Иж-Планета 5 нет
Лисков Иван Ява Иж-Планета5 да
Заключение
Я провел исследовательскую работу по истории создания мотоцикла и его марок; рассмотрел и изучил правила дорожного движения на мотоцикле; где и как применяют мотоцикл в селе; провел опрос среди старшеклассников, какие марки мотоциклов они знают, и какие мотоциклы есть у них; знают ли они правила дорожного движения для водителей мотоцикла.
Ребята знают много марок мотоциклов, но не все знают правила дорожного движения.
Выполняя работу я изучил марки мотоциклов и научился:
- снимать и заново ставить переднее колесо;
- разбортовывать и менять камеру;
- разводить масло в бензине, соблюдая пропорции;
- менять и чистить свечи;
- подключать и заряжать аккумулятор;
- мыть и чистить сам мотоцикл. Самое главное надо уметь ездить на мотоцикле и знать и соблюдать правила дорожного движения.
Можно смело сказать, что нет такого участка хозяйственной, административной и культурной жизни страны, где бы мотоцикл не мог найти применения.