Проект "Креативное рукоделие"
Пояснительная записка
- Направленность программы – художественная;
- Профиль – декоративно-прикладное творчество;
- Вид деятельности – художественные работы;
- По форме организации - групповая;
- По широте охвата и содержанию деятельности - профильная;
- Срок реализации программы – 2 года;
- Кол-во обучающихся в группе – 19 человек;
- Недельная нагрузка на 1 год обучения –9 часов в неделю, 306 часов.
Рабочая программа «Креативные виды рукоделия» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
Введение
Рукоделие как вид декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства.
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты.
В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна народное мастерство передавалось из поколения в поколение. И в настоящее время занятия рукоделием возрождают былые традиции умельцев, привнося современные способы декоративно-прикладного искусства. Программа «Креативные виды рукоделия» является программой художественной направленности. Программа включает в себя такие подразделы: основы ручного шитья, изготовление интерьерных игрушек, основы скрапбукинга, валяние, основы мыловарения.
Новизна программы:
- программа «Креативные виды рукоделия» позволяет одновременно осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся;
- в основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства;
- в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества.
Актуальность программы:
В современном мире постоянно происходит поиск новых форм рукоделия, чтобы мотивировать интерес детей к данному виду творчества. Сейчас в моду вошли такие направления как «Изготовление интерьерных игрушек», «Скрапбукинг» и многие другие. Изделия с маркой «хендмэйд» (ручная работа) имеют огромную ценность и популярность. Сейчас принято украшать дома куклами, игрушками, предметами, сделанными своими руками, растет популярность фотоальбомов в технике «скрапбукинг», открыток ручной работы, валяных изделий.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Программа соответствует потребностям детей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся, приходящих в студию креативного рукоделия «Мир рукоделия». Гибкость и многоуровневая структура позволяют заниматься детям с различным уровнем психического и физического развития, и в то же время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.
Цель данной программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе постижения мастерства современного рукоделия.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- изучение современных видов рукоделия;
- обучение мастерству ручного шитья;
- освоение технологии самостоятельной разработки выкройки;
- изучение технологических процессов шитья игрушки, скрапбукинга, валяния, мыловарения.
Развивающие:
- знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- знакомство детей с современными популярными видами рукоделия;
- развитие у детей склонности и способности к художественному творчеству, художественного и эстетического вкуса, творческого потенциала;
- развитие образного мышления, внимания, фантазии.
Воспитательные:
- формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание;
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- формирование самостоятельности;
- создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету творческому общению учащихся.
Отличительные особенности программы:
Программа «Креативные виды рукоделия» - авторская. Она стала результатом углубленного изучения и освоения автором таких техник и направлений современного рукоделия как изготовление интерьерных игрушек, скрапбукинг, валяние и другое. Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного формирования творческих способностей учащихся через овладение креативными видами рукоделия.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Объединение комплектуется из учащихся 14-17 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.
В этом возрасте все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Важно правильно направить ученика в этот период. Значительное влияние на формирование личностных ценностей учащегося оказывает общественно полезная деятельность. В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества.
Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность, в данном случае, причастность к детской студии «Мир рукоделия» будет являться для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создает возможность реализации своей индивидуальности.
Учет их возрастно-психологических особенностей предполагает следующую организацию образовательного процесса:
Набор учащихся для занятий проводится исключительно по желанию. Психологическая атмосфера носит неформальный характер и не регламентируются обязательствами и стандартами. Учащимся предоставляется возможность сочетать и менять направление деятельности в пределах предусмотренной программы. Учащиеся могут работать в группах, объединяясь по интересам.
Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 10 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный.
Вид группы – профильный. В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Время, отведенное для дополнительных занятий, можно использовать для знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства, для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы.
Формы и режим занятий
Форма групповая, режим: продолжительность занятий 1 час 45 мин. 5 раз в неделю, учебные занятия с конкретным видом деятельности составляют 2 часа, организационные мероприятия и короткие перерывы – по 15 мин.
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты освоения программы кружка «Мир рукоделия»:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- стремление внести красоту в домашний быт;
- желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы кружка «Мир рукоделия»:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области;
- использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности;
- с учителем и сверстниками;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой;
- деятельности и созидательного труда;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Предметные результаты освоения учащимися программы кружка «Мир рукоделия»:
- формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия;
- развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов ручных и машинных работ;
- формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ;
- способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна.
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование. По итогам года оформляется портфолио в электронном варианте в программе PowerPoint.
Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.
Способы определения результативности:
- Педагогическое наблюдение
- Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, участие в мероприятиях, защита проектов, активность обучающихся на занятиях
- Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы
- Мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося, оформление фотоотчета
Формы контроля и подведения итогов
Начальный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.
Анкетирование, беседы, опросы.
Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, контроль за качеством изделий.
Зачеты по разделам, проверка тетрадей, уроки-конкурсы, текущие выставки, заполнение индивидуальной карточки воспитанников.
Промежуточный контроль: определение результатов обучения.
Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения.
Итоговый контроль: Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Открытые уроки, защита творческих проектов, виртуальные экскурсии, выставки.
Результаты работы каждого воспитанника оформляются в портфолио творческих достижений
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I год обучения
№ | Содержание программы | Количество часов |
Формы контроля/
аттестации |
||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||
1. | Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. Игры и упражнения на знакомство. | 9 | 7 | 2 | Наблюдение | ||||||
2. | Рукоделие: история, виды, техники, стили, материалы и инструменты | 20 | 20 | - | Тестирование | ||||||
3. | Основы ручного шитья | 18 | 5 | 13 | Практическая работа | ||||||
4. | Основы скрапбукинга | 80 | 6 |
74 |
Практическая работа, выставка работ | ||||||
5. | Шитье интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда. | 90 | 10 | 80 | Практическая работа, выставка работ | ||||||
6. | Искусство топиария | 12 | 2 | 10 | Выставка работ | ||||||
7. | Основы валяния | 30 | 4 |
26 |
Опрос, практическая работа | 2 | 16 | ||||
8. | Основы мыловарения | 28 | 2 | 26 | Опрос, практическая работа | ||||||
9. | Праздники, экскурсии, выставки | 12 | - | 12 | Отчеты об экскурсиях, выставках | ||||||
10. | Итоговое занятие. Подведение итогов работы. | 7 | 7 | - | Опрос | ||||||
11. | ИТОГО: | 306 | 65 | 241 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
II год обучения
№ | Содержание программы | Количество часов |
Формы контроля/
аттестации |
||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||
1. | Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. | 9 | 7 | 2 | Наблюдение | ||||||
2. |
Ручное шитье |
24 | 3 | 21 | Практическая работа | ||||||
3. | Скрапбукинг | 84 | 3 |
81 |
Практическая работа, выставка работ | ||||||
4. | Шитье интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда. | 80 | 6 |
74 |
Практическая работа, выставка работ | ||||||
5. | Искусство топиария | 18 | 3 | 15 | Выставка работ | ||||||
6. | Валяние | 40 | 4 |
36 |
практическая работа, выставка работ | ||||||
7. | Мыловарение | 32 | 2 |
30 |
практическая работа, выставка работ |
2 | 16 | ||||
8. | Праздники, экскурсии, выставки | 12 | - | 12 | Отчеты об экскурсиях, выставках | ||||||
9. | Итоговое занятие. Подведение итогов работы. | 7 | 7 | - | Опрос | ||||||
10. | ИТОГО: | 306 | 37 | 269 |
Содержание учебного плана
I год обучения
I. Вводное занятие (9 часов).
1. Введение в дополнительную общеобразовательную программу.
Запись в творческое объединение. Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы, таблица «Золотые правила» (7 час).
Практическая работа №1: Игры и упражнения на знакомство (2 час).
II. Рукоделие: история, виды, техники, стили, материалы и инструменты (20 часов).
1. История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда (2час).
2. Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы (1часов).
3. Техники рукоделия: краткая характеристика техник рукоделия. Материалы и инструменты, используемые в рукоделии (5час).
4. Шитье интерьерных игрушек, скрапбукинг: характеристика, особенности, принципы (5 часов).
5. Валяние, мыловарение, искусство топиария: характеристика, особенности, принципы (5 часов).
6. Стили современного рукоделия (2 час).
III. Основы ручного шитья (18 часов).
1. Основные виды ручных швов (13часов).
Практическая работа №1: Швы «смёточный», «назад иголку», «потайной». Отработка навыков ручного шитья (13 часов).
2. Охрана труда при работе с иголкой, ножницами. Правила безопасности дорожного движения. (13 часов).
Практическая работа №2: Изготовление игольницы «Фантазия». Выбор дизайна игольницы. Изготовление, декор (5 часов).
IV. Скрапбукинг (80 часов).
1. Скрапбукинг.
Практическая работа №1: Открытка ко Дню учителя. Изготовление тематической открытки по образцу, декор (9 часов).
Практическая работа №2: Подарок маме: открытка. Изготовление открытки по образцу, декор различными элементами - полубусинами, лентами, бумажными цветами, кружевами. (9 часов).
2. Основы скрапбукинга (10 часов).
Практическая работа №3: Техника работы с дыроколами, фигурными ножницами. Изготовление декоративных элементов для украшения открыток (13 часов).
3. Работа со скетчами (1 час).
Практическая работа №4: Изготовление открыток ко Дню всех влюбленных и к 8 Марта. Выбор образца открытки. Изготовление основы для открыток. Декор. (8 часов).
4. Практическая работа №5:Корзинки для пасхальных яиц из картона (скрапбукинг) (6 часов).
5. Великая Отечественная война. Подарок ветеранам (9 час).
Практическая работа №6: Подарок ветерану – открытка. Выбор образца открытки. Изготовление основы для открыток. Декор. (5 часов).
Практическая работа №7: Изготовление основы для открыток. Декор. (2часа).
6. Техника скрапбукинг. Коробочка в технике «Скрапбукинг» (4 часа).
Практическая работа №8: Изготовление коробочки по шаблону. (2 часа)
Практическая работа №9:Расположение декора на коробочке. Приклеивание деталей. Финальное декорирование (2 часа).
V. Шитье интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда. (90 часов)
1. Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек (чердачные, тильда, примитивные) (10 часов).
Практическая работа №1: Чердачный кот без пришивных элементов. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание и набивка. (3часа)
Практическая работа №2:Приготовление раствора для окрашивания игрушки «Кот». Технология покраски чердачных игрушек. Покраска и сушка игрушки (4 часа).
Практическая работа №3:Разрисовывание мордочки для игрушки «Кот». Итоговое оформление. (4 часа)
2. Чердачная игрушка «Сердечко в стиле «Винтаж»: основные принципы пошива и декора (4 часа).
Практическая работа №4: Изготовление чердачной игрушки «Сердечко в стиле «Винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей. (4 часа)
Практическая работа №5: Сшивание деталей и набивка изделия. Приготовление раствора для окрашивания. Покраска изделия и сушка. (5 часов).
Практическая работа №6:Оформление игрушки «Сердечко» в винтажном стиле. Принципы пришивания кружев, бусин и декоративных элементов. (5 часов).
3. Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер (3 часа).
Практическая работа №7:Изготовление игрушки «тильда-стрекоза». Выбор тканей и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка изделия. Финальное оформление игрушки «тильда-стрекоза» (5 часов).
4. Новогодние игрушки (эксклюзивные елочные игрушки) (3 часа).
Практическая работа №8: Елочные текстильные игрушки в технике «чердачная игрушка» в стиле «винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей. (5 часов)
Практическая работа №9:Сшивание деталей. Набивка игрушек. Приготовление раствора для окрашивания игрушек. Покраска и сушка игрушек. (4 часа)
Практическая работа №10:Декорирование игрушек бусинами, кружева, блестками, стразами, акриловыми красками (5часов)
5. Практическая работа №11: Текстильная елочка. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка (5 часов)
Практическая работа №12: Изготовление и декор основы для елочки (ствол и горшочек). Установка елочки в горшок, имитация почвы из чайной заварки. Финальное декорирование с помощью блесток, пайеток (4 часа).
6. Символ года. (3 часа).
Практическая работа №13: Текстильная игрушка-символ года в техниках «примитивная игрушка», «чердачная игрушка». Выбор ткани и выкраивание деталей (5 часов).
Практическая работа №14: Сшивание деталей. Набивка игрушки. Приготовление раствора для окрашивания. Покраска игрушки. Сушка (5 часов).
Практическая работа №15: Финальное декорирование. (4 часа).
VI. Искусство топиария (12 часов).
1. Искусство топиария: история возникновения, особенности изготовления (2 часа).
Практическая работа №1: Выполнение топиария из искусственных цветов. Подготовка основы для топиария (3 часа).
Практическая работа №2: Выполнение ствола для топиария, закрепление кроны, выполнение кроны из искусственных цветов (3 часа).
Практическая работа №3: Выполнение кроны из искусственных цветов, финальное декорирование (4 часа).
VII. Основы валяния (30 часов).
1. Валяние: виды, основные принципы, материалы и инструменты (4 часа).
Практическая работа №1: Технология сухого валяния. Отработка навыка (5часов).
Практическая работа №2: Изготовление колобка в технике «сухое валяние» (9 часов).
Практическая работа №4: Изготовление животного в технике «сухое валяние. (12 часов)
VIII. Основы мыловарения (28 часов).
1. Мыловарение: виды, основные принципы, материалы и инструменты (2 часа).
Практическая работа №1:мыловарение «фрукты». Выбор видов фруктов, декора, запаха (4 часа).
Практическая работа №2: Приготовление раствора для мыловарения. Сушка (11 часов).
Практическая работа №3: Финальное декорирование. Сушка (11 часов).
IX. Праздники, выставки, экскурсии (12 часов).
1. осенний бал (3 часа).
2. фестиваль семейных ценностей (3 часа).
3. Новогодний огонек (3часа).
4. Выставка работ учащихся студии креативного рукоделия «Мир рукоделия» (3 часа).
X. Итоговое занятие. Подведение итогов работы (7 часов).
Содержание учебного плана
II год обучения
I. Вводное занятие (9часов).
1. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год (7 часа)
2. игры и упражнения (2 часа)
II. ручное шитье (24 часов).
1. Основные виды ручных швов (3 часа).
Практическая работа №1: Швы «смёточный», «назад иголку», «потайной». Отработка навыков ручного шитья (5 часов).
2. Охрана труда при работе с иголкой, ножницами. Правила безопасности дорожного движения. (1час).
Практическая работа №2: Изготовление игольницы «Фантазия». Выбор дизайна игольницы. Изготовление, декор (15 часов).
III. Скрапбукинг (84 часа).
1. Скрапбукинг. Принципы разработки скетчей (повторение). Составление цветовой гаммы для открытки (3 часа).
Практическая работа №1: Изготовление открыток ко Дню учителя по самостоятельно разработанным скетчам и в составленной цветовой гамме. Разработка скетчей. Составление цветовой гаммы. (2 часа).
Практическая работа №2: Подбор основы и декоративных элементов для открыток. (3 часа).
Практическая работа №3: Расположение всех элементов на открытке. Приклеивание деталей. Финальное декорирование. (4 часа).
2. Принципы и особенности изготовления личного фотоальбома в технике «скрапбукинг» (5 часов).
Практическая работа №4:Изготовление личного фотоальбома в технике «скрапбукинг». Подготовка основы для страниц. Покраска с помощью акриловых спреев. (5 часов)
Практическая работа №5: Изготовление переплета для фотоальбома. Изготовление обложки. (10 часов)
Практическая работа №6: Подбор декоративных элементов, фотографий для каждой страницы. (15 часов)
Практическая работа №7: Расположение фотографий и декора на страницах. Приклеивание. Финальное декорирование фотоальбома. (8 часов).
3. Скрапбукинг в различных стилях (2 часа).
Практическая работа №8:Самостоятельная разработка скетчей (3 часа)
Практическая работа №9: Изготовление открытки по самостоятельно разработанному скетчу в соответствии с выбранным стилем. Изготовление основы для открытки, подбор декоративных элементов. Расположение деталей в соответствии с разработанным скетчем. Приклеивание деталей. Финальное декорирование. (5часов).
Практическая работа №10: Изготовление открыток в различных стилях по самостоятельно разработанным скетчам. Разработка скетчей. Изготовление основы для открытки, подбор декоративных элементов. (7 часов)
Практическая работа №11: Расположение деталей в соответствии с разработанным скетчем. Приклеивание деталей. Финальное декорирование. (5 часов).
4. Практическая работа №12: Изготовление открыток и тэгов на Новогоднюю тему. Разработка скетчей. Изготовление основы для открытки или тэгов, подбор декоративных элементов. (3 часа).
Практическая работа №13: Расположение деталей в соответствии с разработанным скетчем. Приклеивание деталей. Финальное декорирование. (4 часа).
IV. Шитье интерьерных игрушек (80 часов).
1. Чердачные игрушки: краткая характеристика, принципы раскроя и пошива. Способы покраски (6 часов).
Практическая работа №1: Разработка эскиза и составление выкройки по нему. (2 часа)
Практическая работа №2: Выбор ткани. Выкраивание деталей. Сшивание деталей. Набивка. Приготовление раствора. Покраска игрушки. (5 часов)
Практическая работа №3: Декорирование игрушки в соответствии с эскизом. Создание целостного образа (7 часов).
2. Практическая работа №4: Изготовление чердачной игрушки по самостоятельно разработанному эскизу: пошив, окрашивание, декор. Разработка эскиза и выкройки по нему. (3 часа)
Практическая работа №5: Выбор ткани. Выкраивание деталей и сшивание. Набивка. Приготовление раствора. Окрашивание игрушки. (3 часа)
Практическая работа №6: Декорирование игрушки в соответствии с эскизом. Создание целостного образа (3 часа).
3. Чердачная кукла-тыквоголовка: особенности раскроя и пошива (2 часа).
Практическая работа №7: Изготовление куклы-тыквоголовки. Создание целостного образа. Подбор ткани. Изготовление выкройки. (1 час).
Практическая работа №8: Выкраивание деталей. Сшивание деталей головы куклы-тыквоголовки. Набивка. (3 часа).
Практическая работа №9: Сшивание деталей туловища, ног и рук куклы-тыквоголовки. (3 часа).
Практическая работа №10: Набивка всех сшитых деталей. Прикрепление руг, ног к туловищу. Крепление головы куклы к туловищу. Подбор тканей для одежды. Выкраивание деталей одежды. (5 часов).
Практическая работа №11: Пошив одежды для куклы-тыквоголовки. Приготовление раствора для окрашивания куклы и одежды. Финальное декорирование куклы. Разрисовывание личика. (3 часа).
4. Примитивные игрушки: краткая характеристика, принципы раскроя и пошива (2 часа).
Практическая работа №12:Разработка эскиза и составление выкройки по нему. (1 час)
Практическая работа №13: Выбор ткани. Выкраивание деталей. Сшивание деталей. Набивка. Декорирование игрушки в соответствии с эскизом. (3 часа).
5. Игрушки «Тильда»: краткая характеристика, отличительные особенности (1 час).
Практическая работа №14: Изготовление игрушек «тильда». Самостоятельное создание образа с использованием авторских выкроек Т. Финангер. Выбор игрушки «тильда». Перенесение выкройки из книги Т. Финангер на кальку или бумагу. (2 часа).
Практическая работа №15: Подбор тканей для куклы. Выкраивание деталей. Сшивание. (5 часов).
Практическая работа №16: Сшивание деталей куклы. Набивка. Пришивание деталей друг к другу. Подбор ткани для одежды. Выкраивание деталей одежды. (8 часов).
Практическая работа №17: Пошив одежды для куклы. Самостоятельное создание образа на основе книг Т. Финангер. (3 часа).
6. Практическая работа №18: Елочные игрушки в технике «шитье игрушек» (свободный выбор): изготовление, декор. Выбор техники. Подготовка материалов для работы в выбранной технике. (3 часа).
Практическая работа №19:Изготовление елочных игрушек в выбранной технике (3 часа).
Практическая работа №20: Изготовление елочных игрушек в выбранной технике (3 часа).
V. Искусство топиария (18 часов).
1. Мини-топиарии для объемной композиции «Райский сад»: особенности изготовления (3 часа).
Практическая работа №1: Закрепление стволов в горшочках (или на основах), закрепление шаров или основы для нестандартной кроны на стволах. Выбор материалов для кроны (2 часа).
Практическая работа №2: Приклеивание декора на кроны, декор стволов (2 часа).
Практическая работа №3: Приклеивание декора на кроны, декор стволов (2 часа).
2. Топиарий «Ёлка из сизаля»: технология изготовления (4часа).
Практическая работа №4: Подготовка основы: закрепление ствола в горшке, декор горшка, закрепление пенопластового конуса на стволе (2 часа).
Практическая работа №5: Обматывание конуса волокном сизаля, декорирование (3
VI. Валяние (40 часов).
1. Панно в технике «мокрое валяние»: технология работы (4 часа).
Практическая работа №1: Выполнение (или выбор) эскиза для панно. Подбор материалов, согласно эскизу (8 часов).
Практическая работа №2: Раскладка шерсти по эскизу. Выполнение работы (18 часов).
Практическая работа №3: Корректировка панно. Финальное декорирование. Оформление рамы (10 часов).
VII. Мыловарение (32 часа).
1. «Мыловарение»: краткая характеристика, основные особенности (2 часа).
Практическая работа №1: мыло «сердечко»: подбор и расположение элементов. Рассматривание готовых образцов изделия. Выбор и изготовление основы. (5 часов).
Практическая работа №2: Расположение декоративных элементов в соответствии с выбранным дизайном. (3 часа).
Практическая работа №3: Сушка изделия. (2 часа)
Практическая работа №4: Корректировка. (1 час).
2. Объемная мыло «мышонок»: технология изготовления (3 часа).
Практическая работа №5: Подготовка основы для мыла, изготовление декоративных элементов для декораций (5 часов).
Практическая работа №6: Расположение декоративных элементов на основе, изготовление декоративных элементов (3 часа).
Практическая работа №7: Изготовление декораций, закрепление (4 часа).
Практическая работа №8: Корректировка и финальное декорирование (4 часа).
VII. Праздники, выставки, экскурсии (12 часов).
1. Осенний бал (3 часа).
2. Фестиваль семейных ценностей (3 часа)
3. Новогодний огонек и выставка новогодних работ (3 часа).
4. Выставка работ учащихся студии креативного рукоделия «Мир рукоделия» (3 часа).
VIII. Итоговое занятие. Подведение итогов работы (7 часов).
1. Итоговая выставка студии креативного рукоделия «Мир рукоделия» «Чему мы научились: от истоков к совершенству»: подготовка, оформление.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Iгод обучения
№
п\п |
Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Введение в дополнительную общеобразовательную программу | Беседа, практическое занятие | Наблюдение |
История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда.
Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы |
Лекция | Тестирование | ||
Основные виды ручных швов. Отработка навыков ручного шитья. | Рассказ, практическое занятие | Контрольная работа | ||
Охрана труда при работе с инструментами. Изготовление игольницы | Беседа, практикум | Практическая работа | ||
Техники рукоделия: краткая характеристика техник рукоделия. Материалы и инструменты, используемые в рукоделии.
Шитье интерьерных игрушек, скрапбукинг: характеристика, особенности, принципы |
Лекция | Опрос | ||
Скрапбукинг. Открытка ко Дню учителя. | Рассказ, практикум | Опрос, выставка работ | ||
Валяние, мыловарение, искусство топиария: характеристика, особенности, принципы. Стили современного рукоделия | Лекция | Тестирование | ||
История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда.
Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы |
Лекция | Тестирование | ||
Основные виды ручных швов. Отработка навыков ручного шитья. | Рассказ, практическое занятие | Контрольная работа | ||
Охрана труда при работе с инструментами. Изготовление игольницы | Беседа, практикум | Практическая работа | ||
2 | Октябрь | Основы цветоведения Понятия «основные цвета», «холодные цвета», «теплые цвета» | Рассказ, практическое занятие | Тестирование |
Цветовой круг. Понятие «контрастные цвета» | Рассказ, практическое занятие | Опрос | ||
Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек. «Чердачный кот» без пришивных элементов | Рассказ, практическое занятие | Опрос, выставка работ | ||
Искусство топиария: история возникновения, особенности изготовления. Топиарий из искусственных цветов | Рассказ-лекция, практическое занятие | Выставка работ | ||
3 | Ноябрь | Основы техники «мыловарения». | Лекция. Практическое занятие | Тестирование, выставка работ |
История Новогодних праздников. Правила поведения на новогодних мероприятиях | Беседа | Опрос | ||
Новогодние игрушки (эксклюзивные елочные игрушки). Елочные текстильные игрушки в технике «чердачная игрушка» в стиле «винтаж». |
Рассказ. Практическое занятие | Опрос, практическая работа | ||
4 | Декабрь | Символ года. Текстильная игрушка-символ года в техниках «примитивная игрушка», «чердачная игрушка» | Беседа, практическая работа | Выставка работ |
Текстильная елочка | Практикум | Практическая работа | ||
Новогодний праздничный огонек | Чаепитие | - | ||
Валяние: виды, основные принципы, материалы и инструменты | Лекция | Опрос | ||
Технология сухого валяния. Отработка навыка. | Рассказ, практикум | Тестирование | ||
5 | Январь | Колобок в технике «сухого валяния» | Практическое занятие | Практическая работа |
Мыловарение | Рассказ, практическое занятие | Опрос, выставка работ | ||
Основы скрапбукинга,. Техника работы с дыроколами, фигурными ножницами | Рассказ. Практическое занятие | Выставка работ | ||
Работа со скетчами. Открытки к праздникам | Практикум | Выставка работ | ||
6 | Февраль | Подарок маме – открытка | Беседа, практическое занятие | Опрос, выставка работ |
Пасха. Пасхальные украшения в технике «чердачная игрушка» | Практикум | Выставка работ | ||
Корзинки для пасхальных яиц из картона (скрапбукинг) | Рассказ, практическое занятие | Опрос, практическая работа | ||
7 | Март | Чердачная игрушка «Сердечко» в стиле «винтаж»: основные принципы пошива и декора | Урок мужества, практическое занятие | Опрос |
Великая Отечественная война. Подарок ветерану – открытка | Лекция | Опрос | ||
Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер | Практикум | Выставка работ | ||
Изготовление игрушки «тильда-стрекоза» | Рассказ, практикум | Опрос, самостоятельная работа | ||
8 | Апрель | Техника «скрапбукинг». Коробочка в технике «скрапбукинг» | Выставка | Отчет об участии в выставке |
9 | Май | Выставка работ учащихся студии креативного рукоделия «Мир рукоделия» | Практическая работа | Опрос |
Итоговое занятие | Практическая работа | Опрос |
II год обучения
№
п\п |
Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Вводное занятие | Беседа | Опрос |
Принципы самостоятельного составления. Открытка ко Дню учителя | Рассказ, практическое занятие | Опрос, практическая работа | ||
Панно в стиле «Стимпанк» | Лекция-показ, практикум | Выставка работ | ||
2 | Октябрь | Чердачные игрушки: краткая характеристика, принципы раскроя и пошива. Способы покраски | Лекция-показ, практикум | Практическая работа |
Мыловарение. Техника и особенности изготовления. | Лекция-показ, практическое занятие | Опрос, конкурс | ||
Экскурсия на выставку рукоделия | Экскурсия | Отчет об экскурсии | ||
3 | Ноябрь | Примитивные игрушки: краткая характеристика, принципы раскроя и пошива | Рассказ, практикум | Тестирование, выставка работ |
Мини-топиарии для объемной композиции «Райский сад»: особенности изготовления | Лекция-показ, практическое занятие | Опрос, практическая работа | ||
Объемная композиция «Райский сад»: технология изготовления | Рассказ-объяснение, практическое занятие | Конкурс | ||
4 | Декабрь | Изготовление открыток и тэгов на Новогоднюю тему | Практическое занятие | Практическая работа |
Елочные игрушки в технике «шитье игрушек»: изготовление, декор | Практическое занятие | Практическая работа | ||
Топиарий «Елка из сизаля»: технология изготовления | Рассказ-объяснение, практическое занятие | Практическая работа | ||
Новогодний огонек и выставка новогодних работ | Чаепитие, практическое занятие | Выставка работ | ||
5 | Январь | Чердачная кукла-тыквоголовка: особенности раскроя и пошива | Лекция-показ, практикум | Опрос, конкурс |
Объемное мыловарение: технология работы. | Рассказ-объяснение, практическое занятие | Выставка работ | ||
6 | Февраль | Изготовление чердачной игрушки по самостоятельно разработанному эскизу: пошив, окрашивание, декор | Практическое занятие | Самостоятельная работа |
Композиция «Клетка для птицы» с цветами: технология оформления | Рассказ, практикум | Практическая работа, выставка работ | ||
Срапбукинг в различных стилях. Открытки. | Практическое занятие | Практическая работа, конкурс | ||
7 | Март | Панно в технике «сухое валяние»: технология работы | Лекция, практическое занятие | Практическая работа, выставка работ |
Принципы и особенности изготовления личного фотоальбома в технике «скрапбукинг». | Лекция, практическое занятие | Практическая работа, выставка работ | ||
8 | Апрель | Игрушки «тильда»: краткая характеристика, отличительные особенности | Рассказ, практикум | Практическая работа, конкурс |
Имитация древесины и технология работы с распечатками. Панно «Деревенское» | Лекция-показ, практикум | Опрос, выставка работ | ||
9 | Май | «Воздушный шар» в технике «папье-маше»: технология изготовления | Рассказ, практическое занятие | Выставка работ |
Выставка работ учащихся студии креативного рукоделия «Чердачок» | Практическое занятие | Отчет об участии в выставке | ||
Итоговое занятие | Беседа | Опрос |
Методическое обеспечение программы
На занятиях используется объяснительно – иллюстративный метод обучения, который реализуется через широкое использование информационной технологии. При изучении разделов используется частично поисковый метод обучения. Данный метод помогает ребятам найти правильный путь решения при выборе техники выполнения изделия. При проведении уроков практикумов на практике учащиеся могут реализовать себя. Широко применяются во время экскурсий методы наблюдения, для определения средств и условий труда рукодельниц. При изучении разделов используется исследовательский метод обучения труда.
Методы обучения
Методы обучения при организации занятий:
- Словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
- Наглядные (показ видеоматреиалов, иллюстраций, показ приемов работы, наблюдения, показ по образцу);
- Практические (тренировочные упражнения).
Метод «мозгового штурма» (эвристический метод) использование данного метода дает возможность активизации интереса учащихся во время занятий, данный метод актуально проводить во время выбора фронта исследования, выбора темы проекта и постановки цели проекта.
Вся работа занятий построена так, чтобы ребята могли глубоко усвоить данную программу через метод проектного обучения – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблемы выбора творческой работы и направленности прикладного искусства.
Формы проведения занятий
- Уроки – практикумы, где ребята разрабатывают личный план.
- Уроки путешествия, где ребята отправляются в заочное путешествие для знакомства с видами прикладного искусства.
- Диспуты, после проведения экскурсий.
- Умения применения техники делового общения, при сборе информации о видах прикладного искусства, что развивает способность работать по конкретному заданию. Данная форма занятия реализуется и при защите проекта.
- Интерактивное обучение (работа в парах, в группе). Проектное обучение (проектные работы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы). Элементы проблемного обучения.
- Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета–мастерской. Из дидактического обеспечения необходимо наличие швейного оборудования и принадлежности, мультимедиа, музыкального оформления: музыкальные и видео записи, технологических карт, принтера для распечатывания выкроек.
Технологии:
- Технология проектного обучения.
- Технология развивающего обучения.
- Технология проблемного обучения.
Формы обучения
Интерактивное обучение (работа в парах, в группе). Проектное обучение (проектные работы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы). Элементы проблемного обучения.
ГЛОССАРИЙ
Винтаж – «ложностаринный» стиль в интерьере и рукоделии. В моде и домашнем декоре под этим словом понимается стилизация под прошлые эпохи. Надо заметить, что речь идет чаще о периоде с 40-х до 60-х годов 20 века.
Декупаж – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.
Интерьерные игрушки – игрушки ручной работы, служащие не только для детских игр, но и преображают интерьер, и в отличие от детских игрушек, предназначенных для «игры», создаются для украшения, созерцания и любования.
Кардмейкинг – изготовление открыток своими руками. Техника кардмейкинг очень схожа со скрапбукингом.
Примитивные игрушки - это изготовленные вручную игрушки, намеренно стилизованные под примитивную, простую вещь.
Скрапбукинг – вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Стимпанк - это направление/стиль в искусстве. Научная фантастика, которая моделирует человечество, освоившее в совершенстве технологии и механику, а также паровые машины.
Тильда - это кукла, зверек или предмет интерьера, выполненный по выкройкам норвежской художницы Тони Финнангер (Tone Finnanger). Игрушки Тильда выполнены в примитивно-тряпичном стиле.
Шебби-шик - потёртый шик – это название стиля в интерьере, декоре и моде. Это стиль Викторианской романтики, рождённый в конце 1980-х годов 20-го века.
Список литературы
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс. М.: Дрофа, 2014. – 254с.
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 6 класс. М.: Дрофа, 2014. – 288с.
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 7 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 8 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.
- Маркуцкая С.Э. Технология в схемах, таблицах, рисунках. «Обслуживающий труд» 5-9 классы (к любому учебнику). М.: Изд-во «Экзамен», 2008.
- Методические рекомендации по курсу «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» (Занимательный материал для уроков технологии). Авт.-сост. О.Ю. Перцева, Е.А. Малиновская. Иркутск, 2003.
- Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.Ю. Зеленецкая. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013. – 150с.