Художественное своеобразие и разновидности колыбельных песен

Художественное своеобразие и разновидности колыбельных песен народов ханты и манси


Прежде, чем мы изучим художественное своеобразие разновидности и колыбельных песен народов ханты и манси, хотелось бы сказать о том, что песня для малочисленных народов есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для нас – европейцев, песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно – музыкальное сопровождение обыденной жизни.

В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ханты и манси выражают свою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, какой он охотник, рыбак, оленевод, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Песня сопровождает северного человека повсюду: при воспитании ребёнка, во время катания по тайге, на рыбалке, на охоте, при ловле оленей, в играх детей, в часы рукоделия и долгого ожидания мужа или отца с промысла.

Сама бесконечная и таинственная полярная ночь способствует появлению новых мотивов и песен. Песня заполняет досуг северянина и удовлетворяет его потребность в отвлечении от тягот повседневных забот. С самого момента рождения младенец слышит пение матери. А появлялся младенец в короткие промежутки между перекочёвками. Маленьким ребёнок преодолевал многие километры пути, сидя на нарте матери. Малышу в люльке нельзя без колыбельной песни. Это выработанный веками понятный младенцу язык, с помощью которого он начинает познавать мир. Где и как рождается колыбельная песня? Скорее всего, в процессе общения матери и ребёнка, когда женщина ласкает младенца, играет с ним, пеленает или успокаивает его.

О чём мать поёт своему ребёнку? Слова колыбельных, как правило, незамысловаты. Это выражение радости, в связи с появлением малыша на свет, любви к нему и надежд, которые родители возлагают на своё дитя в будущем. Но нас заинтересовал вопрос: чем хантыйские и мансийские колыбельные отличаются от колыбельных песен других народов? Проанализировав литературу, мы нашли ответ: прежде всего отличие в том, что они индивидуальны, то есть каждому младенцу сочиняется своя, только ему посвящённая песня.

У каждой женщины ханты есть «ишкансяп» - песенка, которую поёт мать своему малышу. Сочиняет её мать, и потом она всю жизнь является оберегом ребёнка. Раньше у хантов было так: сколько в тайге детей, столько и колыбельных песен. Кроме того, это песни – импровизации: в зависимости от меняющихся жизненных обстоятельств, внешнего облика и поведения ребёнка слова и мелодия могут тоже изменяться. Мелодии хантыйских и мансийских колыбельных песен просты и легко запоминаются. Ведь они предназначены для убаюкивания, успокоения ребёнка. Характер исполнения может быть очень разным – от протяжного распева до ритмической скороговорки. Таким образом, колыбельные песни носят характер индивидуальных импровизаций. Такие песни слагаются спонтанно, и каждая мать (или бабушка) вкладывает в них свои чувства, желания, мечты.

Объектом воздействия (пассивным слушателем) колыбельных песен является ребёнок, возраст которого обычно с рождения до двух лет. Но содержание колыбельных песен народов ханты и манси зависит от того, кому они адресованы – мальчику или девочке. Общая направленность колыбельной для мальчика отличается в сторону пожеланий не красоты (это в первую очередь для девочки), и даже не силы (что само собой разумеется), а ума и благородства.

Говоря о колыбельных песнях, хотелось бы и сказать о колыбели, которая является характерной деталью для младенческого возраста. Колыбель была берестяная, в виде длинного ящика со спиной сзади, по бокам отделанная народными хантыйскими узорами. Удивляет и сама форма люльки, которая поразительно точно повторяла изгибы (очертания) родительских рук, держащих грудного ребёнка. Безусловно, ребёнок привыкая к тёплым родительским рукам, и к мягкой подстилке колыбели, одинаково чувствовал себя защищённым.

В зависимости от погодных и бытовых условий, они могли располагаться в подвешенном состоянии или на земле. Колыбель была местом, где ребёнок мог спать или просто лежать, она служила не только одному ребёнку, но и целому поколению. К колыбели ханты относились очень бережно: если ребёнок, спавший в ней, вырастал здоровым, то охотно передавалась другим детям, таким образом, она служила как бы символом большой семьи и преемственности в этой семье.

Итак, мелодичное исполнение колыбельной песни сопровождалось ритмичным покачиванием люльки. Словесно же ритм поддерживался использованием ласковых обращений, специфических междометий, повторов (которые сохраняются и в переводе). В хантыйских песнях вместо русского «баю-баю» употребляется междометие «тёй-тёй-тёй», которое на русский язык можно перевести как «укачиваю». Например, колыбельная песня Марии Вагатовой «Тёй-тёй-тёй».

Колыбельные песни народов ханты и манси можно разделить на 2 вида:


1. Бытовые колыбельные песни. В них отражается образ жизни народа, бытовые условия. Персонажами таких колыбельных могли быть животные, звери, которые действовали по образу и подобию человека.

Например, Как растущие зверушки,
Как мужающие в небе птички,
Мой маленький, миленький,
Мой ребёночек расти.
Для сравнения возьмём русскую колыбельную песню про бычка:
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок,
Сонный мишка лёк в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

2. Колыбельные заклинания, песни-заговоры, песни-обереги. В них мать выражает свои пожелания здоровья, счастливой жизни своему ребёнку. В таких песнях можно встретить обращения к духам-хранителям, покровителям, оберегающим семью, с просьбой беречь младенца. Также мы видим в них пожелания матери мальчику вырасти сильным, здоровым, быть хозяином в своей семье, а дочери – уметь беречь семейный очаг.

Мальчик мой, тебя я укачиваю,
Дитятко моё, тебя я укачиваю,
Укачиваю, укачиваю…
Из двухслойной бересты
Изготовлена твоя люлька
В ней я тебя укачиваю….

Таким образом, изучив художественное своеобразие и разновидности колыбельных песен народов ханты и манси, мы узнали, что народные колыбельные существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка народов ханты и манси, мелодический «интонационный словарь» определённой эпохи.

Существуют следующие колыбельные: песни – бытовые, песни – заклинания, песни-заговоры, песни-обереги, индивидуальные песни, которые сочиняет мать своему ребёнку, авторские колыбельные песни, созданные на основе народных.

А художественное своеобразие колыбельных песен народов ханты и манси состоит в следующем:

  1. Отражение в песне самой жизни «что глаз мой видит, о том и пою».
  2. Созерцательное и бережное отношение к природе, единение с ней.
  3. Отражение представления народа о роли мужчины и женщины в жизни общества.
  4. Сохранение в памяти народа старинных национальных имён.
  5. Воспитание нравственных качеств личности.
  6. Импровизациозность.

Перейти к разделу: 4. Практическая часть и выводы