История жанра русской колыбельной песни
История возникновения и особенности жанра русской колыбельной песни
С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое, что слышит и ощущает ребёнок, только что появившийся на свет, это ласковый голос мамы и её тёплые руки. В культуре всех народов принято было укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь колыбельные песни. Мать словно сопровождала ребенка в сон, помогала преодолеть страх. Малыш, закрывая глаза, уже не видел ее, но продолжал слышать ее ласковый голос. Мать словно говорила: «Все хорошо, я с тобой, засыпай, а когда ты проснешься, я снова буду рядом. Я люблю тебя!».
Колыбельная песня – это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности. Именно материнская колыбельная песня несет ребенку здоровье и спокойствие, снимает тревожность, возбуждение, действует на него успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, служат как обереги.
Появились колыбельные песни в глубокой древности. В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Понравившуюся песню повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя мелодию. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.
Посредством этих песен в момент засыпания происходило очень интенсивное опосредованное обучение ребенка всему тому, что его окружает. При этом в детское подсознание буквально “впечатывалась” позитивная программа его будущей деятельности в течение всей жизни. Именно этим фактором современные ученые объясняли статистику, согласно которой дети, засыпавшие под колыбельные песни, по достижении взрослого возраста становятся более успешными и устойчивыми в жизни (они в меньшей степени подвержены различным психическим расстройствам), чем те, кто колыбельных не слышал.
Русские народные колыбельные песни складывались веками и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся как раз в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки, без которых он просто не выживет. Не случайно основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.
Слово «колыбель» этимологически происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку или – как исторически более поздний вариант – зыбку (ящик, изготовленный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте. Снизу и сверху прикреплялась веревка, позволявшая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. Таким образом «колыбель» – это обобщенное название всей данной конструкции.
Колыбель (зыбка, качка, коляска, люлька) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева, ивовых прутьев, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Ещё одна разновидность колыбели — коляска.
Зыбка совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Пока все органы чувств новорожденного не разовьются в полной мере, он познает мир через прикосновения – посредством тактильного чувства. Ребенок, лежащий в раскачиваемой люльке, подсознательно осваивает все 3 вектора нашего трехмерного пространства (длина, высота, ширина). Этим самым ребенок как бы исподволь готовится к тому, что он в ближайшем будущем должен будет в таком пространстве ориентироваться (т.е. посредством данных гармоничных раскачиваний активно развиваются его координационные способности, пространственное мышление, тренируется вестибулярный аппарат).
В старинных колыбельных песнях мы часто встречаем добрые языческие существа: Сон, Дрёма, Угомон, Упокой, считавшиеся носителями сна. Дрёма — вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам.
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.
Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.
* * *
Очень часто в колыбельных песнях мы встречаемся с мягким, пушистым, навевающим дрёму котом. Прежде чем впервые положить в люльку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало общенародное поверье о том, что кот – большой друг домового. Если кота не обижать, то он «при случае» непременно доложит «домовому» о «доброте хозяйской». А уж «дедушка», наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой, русские народные колыбельные песни изобилуют образами кота.
Котя, котенька -коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Я тебе, коту, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Платок беленький свяжу
И на шейку повяжу;
Шубку новую куплю
И сапожки закажу.
Баю-баю, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Баю-баю, баю-бай,
Поскорее засыпай.
В колыбельных песнях часто встречаются рассказы о животных. Весёлые зайцы, злой зубастый волчок – частые гости колыбельных.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю: Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок. Он ухватит за бочок
И потащит во лесок.
В основе жанра колыбельных песен — ритм качания. Многие особенности колыбельных связаны с их основным предназначением – убаюкать ребенка. Младенец, не понимая слов, воспринимает, в первую очередь, мелодию и близкий к биению сердца ритм, плавность и размеренность которых успокаивают его и постепенно погружают в сон.
На это же нацелен и звуковой рисунок песен: частое повторение одних и тех же слов похожего звучания, большое число мягких звуков в словах колыбельных. Мелодия колыбельной надолго западает в подсознание. Колыбельные песни пишут, используя нотки самой чистой любви, собирая их в гармонию нежности. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребенку особую «личную» песню, которая бы сопровождала его всю жизнь.
Колыбельные песни есть не только народные. Стихи для колыбельных есть у В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, М.И. Цветаевой, В.Я.Брюсова и многих-многих других. Не счесть хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов: А. Барто, С.Я. Маршака, А. Майкова и др. Музыку к колыбельным писали Шуберт и Мендельсон, Брамс и П.И. Чайковский, Д. Шостакович и И. Дунаевский. Современные композиторы А. Пахмутова и Д. Крылатов.
У каждой современной звезды эстрады, бардов, и даже рок - исполнителей найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у В.Высоцкого, А. Розенбаума, у Тани Булановой, Кристина Орбакайте, Анжелики Варум, Алсу и Полины Гагариной). Сравнивая традиционные и современные колыбельные песни, можно сделать вывод, что в современных колыбельных песнях изменились образы, форма исполнения, поэтика, ритм, мелодия.
Таким образом, колыбельные песни появились давно, под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире. Колыбельная песня содержит сведения о проблемах и радостях взрослого мира, дает первые представления о родном языке, знакомит с народной музыкой.
Дети, которым мама с младенчества пела песни более спокойные, здоровые, как будто колыбельная их действительно защищала и оберегала. А всё дело в установленной эмоциональной связи между матерью и ребёнком. Вот и получается, что тесная связь и материнская любовь – это и есть защита малыша от невзгод, а колыбельная – невидимый талисман, изготавливаемый любящим материнским сердцем.
Невидимая сила колыбельных песен таится в особенном диалоге между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности.