Формы творческой работы
Творческая работа в школе подразумевает деятельность учащихся, направленную на развитие их личностных качеств и способностей. Благодаря творческой работе у школьников формируется собственное восприятие образа мира, свое мироощущение (в слове, изображении, действии) и самого себя в этом мире посредством выполнения творческой работы.
Постараемся определить, какие формы творческой работы могут использоваться в деятельности с учащимися, практиковаться с творческими детьми и какие формы работы педагог может использовать в творческой деятельности с детьми на уроках, дополнительных занятиях и в воспитательной работе.
Формы творческой работы с детьми
Итак, можно выделить следующие формы творческой работы:
- рисование, аппликация, лепка, поделки;
- творческие игры;
- музыка, поэзия;
- дискуссии;
- письмо, развивающее творчество.
Также ознакомьтесь с видами и типами творческой работы.
Рассмотрим подробнее каждую форму творческой работы учащихся:
Рисование и аппликация
Рисование и аппликация - форма творчества, которая является наиболее распространенной и достаточно широко и разнообразно применяется в педагогической практике. Индивидуальная или коллективная работа по созданию иллюстрации или поделки по заданной теме позволяет развить образное мышление учащегося и закрепить в памяти информацию по изучаемой теме.
Творческая работа в форме рисования может проводиться на классном часе, на уроках по изобразительному искусству, во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий и в качестве внеурочной деятельности школьников.
Письмо, развивающее творчество
Письмо, развивающее творчество - форма творческой работы, которая может выражаться в проведении учащимся интервью и дальнейшем написании статьи, составлении резюме, написании отзыва о каком-либо человеке, его творчестве, поступке, или о событии, оставившем неизгладимые впечатления.
Пение
Пение является той формой творческой работы, которая способствует снятию напряжения и поднимает настроение. В этом направлении можно расширить круг деятельности школьников, не ограничиваясь только исполнением песенных произведений. В рамках творческой работы можно дать детям задание заменить слова в песне в соответствии с тематикой занятия или сочинить собственные стихи на мотив известных композиций.
Дискуссия
Как ни странно, но дискуссия также относится к формам творческой работы с учащимися. В рамках этой формы работы школьники формируют навыки общения в разных ситуациях, разыгрываемых по ролям, учатся лучше понимать ту или иную позицию в предложенных обстоятельствах.
Творческие игры
Творческие игры, как одна из форм творческой работы, выражаются в разыгрывании в художественной форме сценки по заданной теме. Сценарий сценки подготавливается учителем заранее. Учащиеся получают свои роли уже непосредственно во время урока. Чем больше в сценке действий, тем она интереснее для учащихся.
Педагог должен принимать активное участие в творческих играх, помочь учащимся лучше вникнуть и осмыслить свою роль, прийти к правильным выводам. Рекомендуется, чтобы школьники самостоятельно создавали основной реквизит — одежду, обстановку, персонажей. Участие педагога в творческих играх способствует правильной и слаженной организации творческой деятельности учащихся в школе.
Интересный педагогический ход во время организации творческих игр может заключаться в том, что характер персонажа не всегда должен соответствовать личным качествам учащегося. Таким образом, роли второстепенных персонажей могут быть отданы лидерам и заводилам класса, а главные – детям, нуждающимся в раскрытии своего потенциала.
Следует помнить, что не настолько важна форма творческой работы в школе, насколько цель, реализуемая с ее помощью.