Творческая деятельность дошкольников в ДОУ
Согласно современным требованиям ФГОС творческая деятельность дошкольников в ДОУ является ведущим методом обучения и развития детей дошкольного возраста.
Творческой деятельностью принято считать такой вид активности ребенка, в процессе которого осуществляется творческое познание и преобразование самого себя и окружающей действительности.
Среди типов творческой деятельности дошкольников можно выделить два: декоративно-прикладная и художественно-эстетическая.
К декоративно-прикладным относятся такие виды творческой деятельности: рисование, шитье, макраме, конструирование и лепка.
К художественно-эстетической творческой деятельности относятся такие виды: музыка, вокал, хореография, театральные игры и устное творчество.
Помимо того, что творческий процесс увлекает ребенка и занимает его свободное время, художественная деятельность также позволяет дошкольнику выразить свои интересы и переживания.
Творческая деятельность детей в ДОУ
Творческая деятельность дошкольников состоит из классических видов деятельности ребенка. Самой первой и основной является рисование, на втором месте лепка и конструирование. Также распространенным видом художественной деятельности в ДОУ является пересказ детских произведений и участие в театрализованных представлениях.
Изобразительное творчество в ДОУ
Детские рисунки – это отображение действительности глазами ребенка. В изобразительном творчестве дошкольник реализует свои фантазии и эмоции. Анализируя цвета, которые ребенок использует для создания своего рисунка, можно сразу понять к чему он испытывает симпатию, а что ему не импонирует.
К изобразительному искусству также относится лепка из пластилина и глины, аппликации и декоративное творчество. Благодаря такой деятельности ребенок учится воплощать замысел в реальность, осязательно воспринимать форму, объем и размер предметов.
Методом проб и ошибок, обдумывания того, каким же образом воссоздать в реальности задуманное, ребенок приобретает опыт и формирует навыки работы с тем или иным материалом или инструментом.
Конструирование в ДОУ
Конструирование – самостоятельная творческая деятельность дошкольника, в процессе которой он создает новый продукт. Конструктивное творчество ребенка заключается в формировании замысла и этапах его реализации. Дошкольникам нравится сам процесс сборки деталей конструктора и получение в результате этого маленьких моделей реальных предметов – мебель, автомобили, здания.
В отличие от работы с конструктором, где творчество осуществляется только по инициативе ребенка, конструирование из бумаги – это творчество по образцу, инициатива которого принадлежит взрослому. В художественном конструировании из бумаги ребенок принимает участие совместно с воспитателем, наблюдает и повторяет каждое его действие.
Техника работы с бумагой может быть разной: вырезание, разрывание, сгибание, сминание.
Самыми популярными видами поделок из бумаги являются оригами и бумажная скульптура.
Оригами – техника складывания бумаги, в результате которой создаются бумажные фигурки птиц, животных, предметов.
Бумажная скульптура – вид художественного творчества, в процессе которого создается поделка из комбинации разных бумажных форм, объединенных одной тематикой или конструкцией, сделанных детьми собственноручно.
Художественно-речевая деятельность дошкольников
В младшем дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка состоит из восприятия на слух детского художественного и поэтического текста.
В среднем и взрослом дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка становится активной и выражается в пересказе прослушанного произведения или рассказе о том, что происходило с главными героями, какие черты их характера или внешности обратили на себя внимание ребенка.
Пересказ может быть построен в форме диалога, где воспитатель задает вопросы, а дошкольник дает на них ответы.
Более сложной формой художественно-речевой деятельности ребенка является постановка перед ним задачи самостоятельно придумать историю, создать сюжет и выбрать героев.
Театрализованные игры всегда с восторгом принимаются детьми и составляют большую ценность в развитии творческо-речевых способностей дошкольников. Процесс распределения ролей, изучения характера своего персонажа и само выступление очень увлекает ребенка, позволяет реализовать ему свои фантазии, самовыразиться.
Танцевально-музыкальная деятельность в ДОУ
Танцевально-музыкальные занятие необходимы дошкольникам для развития у них чувства такта и ритма или уже заложенных природой музыкальных способностей.
На танцевально-музыкальных занятиях ребенок становится активным и организованным. Во время ритмичных упражнений организовывается движение ребенка, формируется его пластика, побуждается интерес к двигательной активности.
Во время слушания музыкальных произведений с помощью воспитателя у ребенка развиваются навыки ассоциативного и образного мышления, вызванного звучанием мелодии.
Очень важно для педагога проводить непринужденные беседы с дошкольником, просить его делиться впечатлениями, вызванными у него музыкальным произведением. Также можно совместить музыкальное занятие с ИЗО и предложить воспитанникам нарисовать те ассоциации, которые у них возникли.
Исполнительное детское творчество выражается в выразительности и индивидуальной манере исполнения дошкольником песен и танцев. В случае, когда ребенок является автором танца или музыкальных мотивов, творчество дошкольника носит композиционный характер.
Зачем нужна творческая деятельность в ДОУ
Творческая деятельность детей дошкольного возраста оказывает влияние на развитие и формирование эстетического и познавательного восприятия ребенком окружающего его мира.
Через творчество у ребенка складывается впечатление о том, как выглядит предмет, о его форме, размере и содержании, формируются базовые сведения о вкусе, цвете, текстуре и звуке, развивается художественное восприятие произведений музыкального, литературного и изобразительного искусства.
Организация художественно-творческой деятельности дошкольников
Художественно-творческая деятельность благотворно влияет на воспитание у дошкольников самостоятельности. Первые шаги в этом направлении представляются организацией изобразительной деятельности. С помощью рисунка ребенок самостоятельно выражает свои впечатления и представления о действительности, полученные при разных обстоятельствах.
Чтобы организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, в группах ДОУ должно быть оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное:
- изобразительными и пластическими материалами;
- бумагой разного цвета, формата, фактуры;
- аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки);
- трафаретами, силуэтами;
- дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками.
Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка в рамках дошкольного образования.
Организация творческой деятельности ребенка через игру считается педагогами самой успешной. Во время ролевой игры дошкольник копирует и подражает тому, что он наблюдает в реальной жизни, и в то же время подвергает собственные впечатления творческой переработке, дает выход своему воображению, реализует художественную задумку в жизнь, учится смотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Творческая деятельность дошкольника организовывается педагогом, который должен:
- четко поставить перед воспитанниками проблему;
- создать ситуацию, в которой ребенок сможет самостоятельно выделить имеющиеся проблемы;
- создать ситуацию с более или менее четко поставленной проблемой и позволить ребенку самостоятельно найти способы ее решения.
При проведении творческих занятий с дошкольниками педагог должен занимать позицию наблюдателя и ненавязчиво корректировать действия ребенка, если возникнет такая необходимость. В творческой деятельности дошкольник должен иметь свободу самовыражения, а не перенимать шаблоны мышления у взрослого.
Интересные способы организации творческой деятельности в ДОУ
Игры-путешествия
Позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д.
Занятия-сказки
Мир ребенка – это мир фантазии и сказки, ведь детство наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями.
Воображение – это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир, толковать его смысл. Сказочные образы одновременно оказывают влияние и на сознание, и на подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения.
«Праздник сказки» в детском саду является действенным способом снятия психоэмоционального напряжения, и увлечь ребенка. Во время театрализованных представлений дошкольник может примерить на себя образ сказочного персонажа и скорректировать его действия, руководствуясь собственным видением ситуации.
Детское экспериментирование
Экспериментирование очень интересно детям. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Так, например, дети могут предложить свой вариант концовки сказки. Но больше всего заинтересовывают детей реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух ) что помогает ребенку освоить основные признаки неживой природы и растительного мира.
Выставка мастеров
Организация деятельности дошкольников, направленной на создание предметов декоративно-прикладного искусства и проведение их выставки, всегда положительно воспринимается детьми, стимулирует их к созданию интересных поделок, аппликаций и рисунков, позволяет реализовать ребенку свои творческие потребности.