Творческая деятельность ребенка дошкольного возраста
Часто родители и педагоги ДОУ (детского сада) сталкиваются с вопросами: Что такое творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Что она должна собой представлять и как ее правильно организовать? Как развить творческие способности у дошкольников?
Творческой деятельностью в дошкольном возрасте принято считать деятельность ребенка, направленную на его развитие и позволяющую реализовать его потребности и желания в познании окружающего мира и самовыражении.
Творческая деятельность в дошкольном возрасте позволяет выявить творческие способности ребенка и развить их. Процесс развития творческих способностей детей может осуществляться дома с родителями, в детском саду, в кружках и секциях. Основной целью организации творческой деятельности в дошкольном возрасте является формирование у детей творческого подхода в решении поставленных перед ним задач.
В дошкольных образовательных учреждениях творческое развитие детей осуществляется посредством проведения выставок рисунков и поделок, тематических мероприятий и спектаклей с участием детей.
Дети дошкольного возраста любознательны и имеют нестандартное мышление, которое может проявляться в их творчестве, поэтому со стороны педагогов и родителей очень важно оказывать поддержку и содействие в творческих начинаниях ребенка. Восприятие ребенком художественных и поэтических образов происходит за счет его постоянного контакта с литературными произведениями и произведениями устного народного творчества, изучения живописи и музыки.
Выделяют такие типы творческой деятельности у детей дошкольного возраста:
- Игровая деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Театрализованная деятельность;
- Художественно-речевая деятельность.
Среди развивающей и творческой деятельности дошкольников в ДОУ особенно выделяют игры, направленные на развитие правого полушария ребенка, отвечающего за творческие способности.
Например, изучение необычных техник рисования, сочинение стихотворения или сказки, выражение эмоций без слов, изображение при помощи рисования или лепки необычного животного или воображаемого города и т.д.
В игре у детей формируется представление о реальной действительности, первый опыт проживания ситуации и решения задач без помощи взрослого. Чем разнообразнее игры, тем лучше происходит всестороннее развитие ребенка.
Продуктивная творческая деятельность детей раннего возраста позволяет детям развить навыки конструирования и изображения. Целью продуктивной деятельности ребенка является получение им определенного продукта: рисунка, поделки, сооружения из конструктора. Продуктивная деятельность у дошкольников способствует развитию у ребенка познавательных процессов, навыков и умений, необходимых для создания требуемого продута, формирует стремление к получению нужного результата.
Музыкальная деятельность играет важную роль в развитии у ребенка дошкольного возраста зрительно-пространственной координации, музыкального слуха и моторики. Игра на музыкальных инструментах, ритмика и пение позволяют ребенку гармонично развиваться в эмоциональном и рациональном направлении, адаптироваться в различных ситуациях.
Театрализованная деятельность детей в дошкольном возрасте имеет особую ценность, так как позволяет ребенку примерить на себя разные роли, дает ему возможность проявить свои способности в предлагаемых обстоятельствах, включает в себя разные виды творчества.
Художественно-речевая деятельность в дошкольном возрасте подразумевает прослушивание детьми художественных произведений и произведений устного народного творчества, знакомство с простыми литературными терминами, пересказы сказок, чтение стихотворений наизусть, освоение образной и выразительной речи, приобретение навыков рифмовки слов.
Вид деятельности может меняться в зависимости от личных интересов и настроения ребенка.
Творческое развитие ребенка осуществляется не только посредством занятий прикладным и другими видами искусства, но и во время прогулок по городским паркам, экскурсий в музеях и по достопримечательностям, походов на природу и т.д.
Во время занятий творчеством у ребенка формируется эстетический вкус, развивается мышление и моторика, усидчивость, смекалка, стремление к творческим достижениям.
Творчество позволяет дошкольнику наиболее полно выразить себя, проявить свою индивидуальность, при этом способ выражения не имеет значения, главное, чтобы он нравился ребенку.
Ключевым аспектом творческой деятельности у ребенка дошкольного возраста является его неподдельный интерес к творчеству и желание что-то делать и создавать.
Развитие творческой деятельности у детей дошкольного возраста
Предложенные методы развития образного мышления и воображения у детей дошкольного возраста могут применяться как в дошкольном образовательном учреждении педагогами, так и родителя при домашних занятиях.
1. Наблюдение за окружающим миром
Этот метод ссылается на познание и анализ окружающих ребенка предметов и явлений. Например, изучение растений и животных, природных явлений (ветер, дождь, роса) и прочее.
2. Развивающие игры
Развивающие игры могут иметь разный характер. Например, пазлы, мозаика, конструктор, игры с игровым полем и карточками требуют концентрации внимания и усидчивости. Выбор сложности игры должен соответствовать возрасту и развитию ребенка.
К развивающим играм, которые можно проводить с ребенком вне зависимости от места и времени, относятся игры в слова или города, съедобное/несъедобное и другие.
3. Художественное творчество
Занятие любым видом изобразительного искусства развивает творческие способности ребенка. Помимо классического способа рисования красками и карандашами ребенок может проявить фантазию, используя для создания рисунка самые разнообразные материалы и поверхности.
Лепка, как ничто иное, развивает мелкую моторику, помогает ребенку освоить простые геометрические фигуры, развить фантазию в способах изображения животных или обычных предметов.
Таким же образом раскрывается творческий потенциал ребенка во время его работы над аппликацией.
4. Чтение
Прослушивание сказок, детских стихов и рассказов формирует у ребенка активный словарный запас и развивает фантазию.
5. Музыка
Музыка позволяет вырабатывать у ребенка эстетическое восприятие мира и чувствовать себя гармонично и целостно. Фоновое сопровождение любой деятельности ребенка классической музыкой благотворно влияет на его психическое здоровье и эмоциональное состояние, развивает правильный музыкальный вкус.
Занятия музыкой обеспечивают овладение ребенком чувства такта и музыкального слуха, развивают вокальные данные.
Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей должно происходить в непринужденной игровой форме с учетом личной заинтересованности ребенка. Только в таком случае эта деятельность будет успешной и принесет в будущем свои плоды.