Познавательная творческая деятельность в дошкольном возрасте
В ДОУ (детском саду) одной из форм работы с детьми дошкольного возраста является организация их познавательно-творческой деятельности, рассчитанной на всестороннее развитие ребенка и его подготовку в дошкольном образовательном учреждении к школе.
Также, смотри:
Дошкольное образование рассчитано на формирование и развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления, формирование начальных знаний и способностей. Педагоги ДОУ используют разные методы в воспитательно-образовательном процессе для творческого развития дошкольника, но основными являются игра и сказка.
Сказка позволяет развить воображение ребенка, дать основание для проявления фантазии, реализовать его творческие потребности.
Сказки благоприятно влияют на эмоциональный фон ребенка, развивают в нем чувство добра и сострадания, учат определять добро и зло, дарят веру в чудеса.
Виды развивающих сказок:
- Психотерапевтические
- Психокоррекционные
- Дидактические
- Художественные
Психотерапевтические сказки: мифы, притчи, истории. В сказках этого типа олицетворяются неодушевленные вещи, несущие смысл и важность конкретного знания. Эти сказки рассказывают о действиях и их последствиях, учат принимать правильное решение.
Психокоррекционные сказки демонстрируют неправильный стиль поведения в определенной ситуации и предлагают альтернативу через изображение поведения персонажей. Такие примеры положительно корректируют поведение ребенка.
Дидактические сказки представлены ненавязчивым обучением новым знаниям и умениям, которыми ребенок должен овладеть. Такие сказки подразумевают нестандартное изложение того, как и где следует переходить дорогу, как и зачем следить за порядком в своей комнате, кому можно открывать двери. Такие сказки могут сопровождаться показом рисунков или мультика.
Художественные сказки – это сказки, в которых представлена вся накопленная веками народная мудрость, воспитывающие духовность и нравственность, призывающие к совершению добрых дел.
Анализ сказок с воспитанниками тоже может происходить по-разному. Воспитатель может задавать вопросы по содержанию сказки, на которые дети должны самостоятельно найти ответ. Еще одним вариантом работы над сказкой может быть составление воспитанниками историй по прослушанной сказке, пересказ сказки от лица одного из героев или придумывание своего персонажа.
В качестве изучения произведения также выступает метод постановки театрализованного представления или организации кукольного театра по мотивам сказки. Работа с куклой дает возможность ребенку оценивать ситуацию и поведение со стороны и корректировать свои действия.
Сочинение собственных сказок положительно воспринимается детьми, позволяет реализовать их фантазии, развивает творческое мышление.
Любознательность ребенка к изучению окружающего мира и формирование личного представления о нем реализуется в игре, позволяющей проводить эксперименты по установлению ребенком причинно-следственных связей и зависимости определенных предметов и явлений.
Поиск ответов на вечные Как? Почему? и Зачем? представляется в виде занятий, на которых детям рассказывается о геометрических фигурах, природных явлениях, даются первые представления о физике – горячее-холодное, твердое-жидкое, рассказывается о правилах личной гигиены, формируется первый трудовой опыт, направленный на конструирование, выращивание растений, уход за питомцем.
К окончанию дошкольного образовательного учреждения у будущего первоклассника должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, ребенок должен быть осведомлен базовыми знаниями в области естествознания, математики, истории и языка.
Познавательно-творческая деятельность в детском саду предполагает мотивацию и помощь ребенку в его желании изучать, познавать и творить.
Педагог в ДОУ должен заинтересовать ребенка в творческой деятельности, используя современные педагогические технологии помочь ребенку самовыразиться и развить свои творческие способности. Индивидуальная познавательно-творческая деятельность в детском саду может чередоваться с совместным творчеством воспитанников и педагогов.
Рекомендуем перейти к:
проектам в ДОУ