Изготовление дымковских игрушек
Изготовление дымковских игрушек самостоятельно
Получив знания, я была готова применить их на практике. И я приступила к работе.Так как у меня не было глины я попробовала сделать игрушку из соленого теста. На слайде мы можем увидеть этапы моей работы.
Первый этап моей работы: - приготовление соленого теста из муки, соли и воды.
Мне понадобилась:
- мука- 2 ст.
- соль «Экстра» — 1 ст.
- вода – 2/3 ст.
- пищевые красители (по желанию).
Здесь есть ряд важных нюансов. Так соль должна быть обязательно мелкой, марки «Экстра». Если вы добавите в замес крупную соль, то поделки не получатся гладкими. Мука должна быть только высшего сорта, белая. Вода, которую вы добавляете в тесто, должна быть очень холодной. Сначала перемешайте муку с солью, а затем добавляйте постепенно воду.
Хорошо вымесите тесто. Оно не должно прилипать к рукам. Если получится слишком жидкое тесто, добавьте в него еще немного муки и соли, если оно будет крошиться – долейте воды.
Пропорции могут немного изменяться и в зависимости от качества муки. Тесто не должно липнуть к рукам, на ощупь оно похоже не современные массы для лепки, которые продаются в канцелярских магазинах.
По желанию тесто можно сделать цветным. Для этого красители добавляют либо во время замеса, разбавляя их предварительно в воде, либо кладут уже непосредственно в готовое тесто и тщательно его вымешивают. Мне больше нравится последний вариант, поскольку это более удобно.
Следует иметь в виду, что на воздухе соленая масса для лепки сохнет очень быстро. Потому обязательно храните ее в целлофановом пакете и в холодильнике. Во время работы отщипывайте маленькие кусочки теста, делайте из них поделки, а остальное пускай будет временно закрыто целлофаном.
Второй этап моей работы: - лепка.
Я решила слепить коней.Сначала скатала жгут, надрезала стекой на задние и передние ноги, туловище сгибаем, выложила на ячейку. Затем слепила голову и шею. А ушки сделала защипыванием. Дальше прикрепила голову и шею к туловищу. А потом изготовила и прикрепила к основной форме гриву, хвост, чтобы фигурка стала выразительной и красивой.
Следующие этапы моей работы: - сушка и роспись.
После того как мои лошадки высохли в духовке (это заняло около 2,5 часов при температуре 100 градусов), я его расписала акриловыми красками. Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги.
Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.
Чтобы реализовать цели и задачи, поставленные в проекте, я провела следующую работу:
- провела анкетирование в своем классе
- провела беседы о Дымковской игрушке в своём классе
- читала литературу о Дымковской игрушке
- сама изготовила и расписала Дымковские игрушки
Я провела анкетирование, чтобы выяснить:
Вопросы для анкетирования:
- Знаете ли вы дымковскую игрушку?
- Есть ли у вас дома эта игрушка?
- Нравиться ли вам Дымковская игрушка?
- За что вам нравится Дымковская игрушка?
Как вы думаете, какую пользу принесет Дымковская игрушка? Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся моего класса и их родителей.
Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте игрушки в жизни моих одноклассников.
Рассмотрим результаты данного этапа исследования. Для анкетирования мы взяли пять вопросов. Всего в опросе участвовала 18 человек Вот так разделились ответы на заданные вопросы.
1. Знаете ли вы дымковскую игрушку?
Ответы опрашиваемых: 1) да-100% среди детей Этот ответ можно было предугадать. Ведь на уроке изобразительного искусства и технологии мы рисовали и наносили роспись. Поэтому нас заинтересовал другой вопрос.
2. Есть ли у вас дома эта игрушка?
Ответы: 1). Да - так ответило 1 человек нашего класса из 18. 2). Нет - 17 человек.
3. Нравится ли вам Дымковская игрушка?
Ответы: 1). Да, очень.-5 человек 2). Да - 6 человек 3). Ничего особенного - 7 человек
4. За что вам нравится Дымковская игрушка?
1. Очень красивая, оригинальная - 5 человек
2. С ней можно поиграть.- 6 человек
3. Она веселая. – 5 человек
4.Не знаю (затрудняюсь ответить ) – 2 человека
5. Как вы думаете, какую пользу принесет Дымковская игрушка?
1)это игрушка, с ней можно поиграть.- 6 человек 2) если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время.- 10 человек 3) не ответили - 2 человека
Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в Дымковской игрушке мои одноклассники, как оценивают ее предназначение.
Итак, мы видим, что Дымковская глиняная игрушка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее.
Заключение
Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой.
Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации.
Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь. Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать, лепить, расписывать игрушку, при этом рассматривая её со всех сторон. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности.
Итак, о Дымковской игрушке я узнала очень много. Не только, как и из какого материала, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, но и многое другое. Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания.
Для меня работа была интересной, увлекательной. Я не только много узнала, но и в результате своих исследований научилась делать дымковскую игрушку.
На основе проведенного исследования установлено, что работа над изготовлением дымковской игрушки может:
- Развивать творческие способности человека;
- Благотворно влияет на нервную систему – успокаивает, снимает психическое напряжение, восстанавливает положительно- эмоциональный настрой;
- Развивает моторику ребенка.
Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.
Данная работа может использоваться на уроках технологии, изобразительного искусства.
Практический материал может послужить хорошим наглядным пособием по изготовлению дымковской игрушки для детей и учителей технологии и изобразительного искусства.
В результате всех своих исследований я пришла к выводу, что Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Изготовление настоящей глиняной дымковской игрушки - процесс длительный, творческий, требующий определенных навыков и художественного вкуса.
В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками.
Используемая литература
- В. С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.
- Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
- Использование Интернет ресурсов.
- Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
- И. Я. Богуславская Русская глиняная игрушка.- Л., 1975
- Н. М. Конышева Лепка в начальных классах.- Книга для учителя. Из опыта работы. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1985.
- Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах – М.: Просвещение, 1982.
- Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные.- Л.: «Художник РСФСР»,1965.
- Википедия. Дымковская_игрушка
Приложение 1. Анкета
- Знаете ли вы дымковскую игрушку?
- Есть ли у вас дома эта игрушка?
- Нравится ли вам Дымковская игрушка?
- За что вам нравится Дымковская игрушка?
- Как вы думаете, какую пользу принесет Дымковская игрушка?
Приложение 2. Разнообразие Дымковских игрушек
Перейти к содержанию
проекта "Дымковская игрушка своими руками"