Как создаётся книга?

Творческий проект: 

Строение книги

В зависимости от типа книги (энциклопедия, словарь, учебник, монография и др.), её структура может меняться, но обычно в ней присутствуют следующие части:

  • Суперобложка — бумажная обложка поверх переплёта книги.
  • Переплёт — прочная, обычно твёрдая, крышка из картона, кожи, ткани, бумаги, в которую заключаются (вклеиваются) сброшюрованные листы книги.
  • Обложка (мягкая или полутвёрдая, на ней указываются название и автор книги).
  • Форзац — двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплётной крышкой. Соединяет блок с книжкой и защищает крайние страницы книги от загрязнений.
  • Корешок — место, где сшиты листы книги, тетради.
  • Титульный лист (содержит заглавие книги, её автора).
  • Выходные сведения (в советских и российских изданиях).
  • Шмуцтитул — отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием последующего раздела или части книги.
  • Аннотация (краткое описание издания для покупателей, продавцов и библиотекарей).
  • Вступление — раздел, предшествующий главной теме произведения или одной из его частей и подготовляющий её появление.
  • Текст самой книги — книжный блок.
  • Предметный указатель (глоссарий).
  • Содержание (литература) или Оглавление (иногда находятся в начале).

«Рождение» книги


Как рождаются книги сегодня? Автор сочиняет текст книги – рукопись. Пройдёт время, и рукопись превратится в книгу. Автор (писатель) передаёт рукопись издателю, который принимает решение о создании книги. Но прежде, чем книгу напечатают, её прочитает редактор, который посоветует и подскажет, как сделать книгу лучше.

Дальше рукопись попадает в руки корректора, который исправляет ошибки в тексте. Также над рукописью работают верстальщик и художник. Верстальщик создаёт макет страниц будущей книги на компьютере. Художник придумывает иллюстрации (рисунки) к тексту, оформляет обложку книги.

Следующий этап – типография. Печатник в типографии печатает текст книги на больших листах. Эти листы разрезает резчик, а переплётчики переплетают листы вместе с обложкой. Готовый тираж возвращается в издательство, оттуда попадает на оптовые базы, а затем – на прилавки магазинов.

Создание книги своими руками

Изучив информационные источники, мы отметили, что книга – это очень полезная, интересная вещь, которую вполне реально создать своими руками. Для творческой реализации своего замысла мы выбрали такой вид книги, как книжка-малышка.

Книжка-малышка – это собственноручно изготовленная книжка, которая может быть выполнена из различных материалов с различными видами крепления (крепление лентой, продетой в отверстия от дырокола; сшивание, механизм трансформации (гармошка, раскладушка) и т.п.) и содержать в себе интересный, доступный материал для детей младшего возраста. Причём, книжка-малышка, выполненная своими руками, будет неповторимой и особенной, ведь каждый автор – это кладезь эксклюзивных идей и возможностей.

Был разработан алгоритм создания книжки-малышки.

  1. Выбор текста для книжки (самостоятельное сочинение сказки о животных – создание рукописи).
  2. Редактирование и корректировка текста взрослыми (родителями).
  3. Подбор материала, из которого будет изготовлена книга.
  4. Выбор способа крепления.
  5. Оформление обложки, титульного листа.
  6. Оформление страниц (размещение текста и иллюстраций)
  7. Скрепление книги выбранным способом.
  8. Презентация произведения на уроке литературного чтения.

Работая по данному алгоритму, мы получили продукт проекта в виде книжки-малышки. (Приложение 1).

Таким образом, мы доказали, что ученик начальной школы действительно может самостоятельно создать и оформить художественное произведение в виде книжки-малышки, и работа эта является интересной и познавательной.

Заключение

В процессе работы над проектом мы изучили, что такое «книга», узнали историю её возникновения, познакомились с книгами древности и узнали, что собой представляет книга в наши дни, как создают печатные издания, и кто этим занимается.

На основе полученных знаний мы создали книжку-малышку, которую представили вниманию одноклассников на уроке литературного чтения и решили подарить будущим первоклассникам в новом учебном году.

Работа над книгой не только обогатила наши знания, но и позволила активизировать творческие способности.

Литература

  1. С. Г. Антонова, Издания для детей / С. Г. Антонова // Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под общ. Ред. С.Г. Антоновой. – М.: Логос, 2004. – С. 258 – 356.
  2. В. Дацкевич Как делают книгу. Фотокнижка. Москва. «Детская литература», 1987. 25с. ил.
  3. Н.И. Дереклеева Новые родительские собрания 1–4 классы, Москва, изд-во «Вако», 2006 год.
  4. Н.П. Дьяченко Рождение книги: книга для учащихся старших классов средней школы – М.: Просвещение, 1990.-111с.: с ил.
  5. С. Я. Маршак Дом, увенчанный глобусом // Собр. Соч. в 8-ми т. Т. 7. — М.. 1971. — С. 567.
  6. С. А. Карайченцева Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: Учебник. — М.: МГУП, 2004. — 424 с.
  7. А.Н. Чирва Книга в твоих руках: Кн. для учащихся. – М.:Просвещение, 1985. – 144с., ил.
  8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; «Издательский дом «Семейная библиотека», 1998. 512с., ил.

Интернет – ресурсы:

  1. Специальный проект журнала “Лицейское и гимназическое образование” и Портала школьной прессы России: Пособие по созданию книжки – малышки. Омелько С.Н. Воспитание интереса к чтению в начальной школе. Большая советская энциклопедия.

Приложение. Книжка-малышка

книжка 1

книжка 2

книжка 3

книжка 4