Ткани для сарафанов

Ткани для русского народного сарафана

Основными тканями, применявшими­ся для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть про­стого полотняного переплетения, а с се­редины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветоч­ных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачест­во, вышивка, набойка. Полосатые и клет­чатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, гео­метрические контуры, отсутствие округ­лых очертаний в узоре.


Наиболее рас­пространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стили­зованные фигуры женщины, птицы, ко­ня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, ко­нопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, корич­невый, желтый, зеленый. Многокрасоч­ность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые тка­ни вытесняются фабричными с набив­ными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

Женская рубаха, была прямого покроя, с длинным рука­вом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположен­ной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным ри­сунком (фантастические женские фигу­ры, сказочные птицы, деревья), дости­гавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орна­ментальное решение.

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуще­ствлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соеди­няли четыре полотнища холста шири­ной 32—42 см каждый. Ко­сые полики (в форме трапеции) соеди­нялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины. Оба конструктивных реше­ния подчеркивались декоративно.

сарафан 1


Холщовые белые рубахи и передни­ки северные крестьянки носили с сара­фанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасоч­ная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана.

Косоклинный покрой сарафа­на имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным круже­вом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. На рис. 2 изображен девичий костюм Московской губернии середины XIX в. Он состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пугови­цами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.

На рис. 3 — прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мел­кими складками, застроченными на 3—5 см от края спереди и на 10—20 см сзади. Прямые сарафаны шили из на­бивной ткани: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цве­точным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.

В одежде Русского Севера от древ­нерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис.4 — костюм крестьянки Тверской губернии: сара­фан, «епанечка», парчовая рубаха и на­рядный кокошник.

На рис. 5 — костюм крестьянки Орловской губернии: домотканая хол­щовая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узор­ной тесьмой по подолу; головной убор — «сорока» с платком сверху.

сарафан 3

Рис.2-3.

сарафан 4

Рис.4 – 5.

Из ювелирных украшений применя­ли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья. Женский костюм в северных и центральных областях дополняли сережки, низанные жемчугом, и нашейные укра­шения разнообразных форм, которые, так же как и голов­ные уборы, очень ценили и берегли. Жемчуг в большом количестве добывался в северных реках. Его продавали на ярмарках, как и золотосеребряные нити.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.


Традиционный костюм как целостный гармоничный ансамбль, наделенный утилитарными и эстетическими функ­циями, уходит из повседневного крестьянского быта. Сель­ский житель, окруженный новой предметной средой, предпо­читает носить модную городскую одежду. Лишь в отдельных местностях сохраняются в быту предметы традиционной одежды, незаменимые в определенных климатических усло­виях.

Есть села, где на праздник „обряжаются" в старинную „снаряду" и выходят на улицу, водят хороводы, поют при­уроченные к этому празднику „протяжные" песни. На Печоре, в Усть-Цильме, каждую весну проводят „горку". Женщины и девушки в шелковых рубахах с золотыми поликами, в широких сарафанах с кружевными нашивками по подолу, в больших, повязанных по-особенному старинных платках собираются из разных деревень на древний празд­ник с песнями и хороводами.

В Курской и Воронежской областях еще бытуют сельские песенные обряды, где можно увидеть старинные домотканые шерстяные сарафаны с многочисленными ровными складками на спине, широкие пояса с бантами, яркие клетчатые поневы, белоснежные рубахи, расшитые тончайшими черными графическими узо­рами, горящую на солнце кумачовую с золотом „сороку".

Ежегодно Государственная консерватория имени П.И.Чай­ковского, Дом композиторов проводят в Москве большие концерты народных исполнителей и фольклорных коллекти­вов, где слушатели знакомятся не только с памятниками песенной народной культуры, но и с народным костюмом во всей его полноте.

Подлинный костюм органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью. Фольклорные коллективы, соби­рая и записывая на местах старинные музыкальные произ­ведения, также уделяют большое внимание народному ко­стюму.

Линии кроя, приемы декора народного костюма - неисся­каемый источник творческих поисков и для современных модельеров. Последние годы модное направление в жен­ском костюме определил народный стиль. Модельер В. Зай­цев, чья творческая индивидуальность получила развитие на основе разностороннего изучения традиционного костюма, замечает: „Национальный костюм обладает необы­чайной силой долговечности, помогающей выстоять и бли­стать в любой обстановке, он подчеркивает в человеке такие качества, как достоинство, элегантность, изыскан­ность".

Широкий показ как у нас в стране, так и за рубежом образцов старинного русского народного костюма послужил импульсом к созданию моделей в русском стиле.

Известный представитель французской школы Ив Сен-Лоран во второй половине 1970-х годов создает русские фантазии, вдохновляясь образами северного костюма XVIII - начала XIX века.

Народный стиль оживляет стереотипную городскую одежду нарядными островками рукотворных ансамблей, обогащенных вышивкой, вязаным и плетеным кружевом, ситцевыми аппликациями, подлинными народными украше­ниями, шалями.

Народный костюм - это бесценное неотъемлемое досто­яние культуры народа, наполненное могучей животворной силой.

Собрание русского народного костюма в Государствен­ном Историческом музее представлено материалами XVIII -начала XX века. Оно включает отдельные предметы, костюмные комплексы, всевозможные дополнения: голов­ные уборы, украшения, обувь и др. - всего около 9,5 тысячи экспонатов - и отражает традиционные формы празднич­ного, будничного, обрядового костюма во всем многообразии его бытования на различных территориях европейской части России. Коллекция включает образцы преимущественно крестьянской одежды.


Крестьянская одежда при всей общности принципов кроя и орнаментации не едина в своих формах. Она отличается разнообразием устойчивых комплексов, бытовавших в опре­деленных географических и историко-культурных областях. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже XVII-XVIII веков.

Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник. Эта одежда была более характерной для север­ных и центральных губерний. Со временем она проникает и к югу, вытесняя традиционные формы. Уже в конце XVIII -начале XIX века именно она ассоциировалась в России с национальным костюмом. На полотнах И.Аргунова, Шиба­нова, Венецианова русская женщина предстает в сарафане.

В гравюре, лубке тип народной женской одежды чаще дру­гих отражен сарафанным комплексом. Сарафан стал своего рода униформой кормилиц. „Русский" костюм в маскарадах, ставших популярными еще в XVIII веке, имел форму сара­фана. Сарафан носили не только крестьянки, - на протяже­нии длительного периода, начиная с XVIII века, он был одеждой мещанок, купчих и других групп населения, придер­живавшихся русских обычаев.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.

Так, на отдель­ных женских портретах конца XVIII - начала XIX века встре­чается праздничный костюм с сарафаном и кокошником, составленный из разновременных частей, чем подтвержда­ется и длительность ношения одежды, передаваемой по наследству, и достоверность портретов как этнографиче­ского источника.

Сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами. Пояс был обязательной принадлежностью народного костюма, без него невозможно было появиться перед людьми. Только в особых случаях, чтобы не смять ткань сарафана до начала праздника, пояс надевали под сара­фан, опоясывая им рубаху. К шелковым сарафанам наде­вали галунную ленту или выплетенный из золотосеребряных и шелковых нитей поясок, использовали также узкую полосу шелковой ткани, расшитой золотными нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосами с шитьем, вставками разноцветной фольги, перламутровыми плашками.

Рассмотренные памятники XVIII - первой половины XIX века характеризуют главным образом одежду сарафанного комплекса.

Сарафанные комплексы этого времени представлены в основном одеждой из домотканых льняных и шерстяных материалов, украшенных набивными, ткаными и вышитыми узорами.

С появлением в деревне хлопчатобумажных нитей их стали употреблять для изготовления полотен праздничных рубах и сарафанных клетчатых пестрядей. Сочетание в основе и утке нитей разного цвета создавало сложную кра­сочную гамму.

Для рубах предпочитали ткать двухцветную красно-белую или бело-синюю пестрядь. Рубашечные клетки - мелкие, сарафанные - более крупные, но в ком­плексе костюма они хорошо сочетались. Примером такого сочетания может служить праздничный костюм конца XIX -начала XX века, привезенный в 1969 году из Архангельской области.

сарафан 5

Праздничная одежда. Север России. Вторая половина XVIII в..

сарафан 6

Праздничная одежда. Центр России, Первая половина XIX в.

сарафан 7

Праздничная одежда. Север России. Конец XVIII-XIX в.

сарафан 8


Праздничная одежда. Новгородская губерния. 1860-е гг.

сарафан 9

Праздничная одежда. Тверская губерния. Первая половинаXIX в.

сарафан 10

Одежда крестьянки. Архангельская губерния. Конец XIX в.

сарафан 11

Праздничная одежда. Архангельская губерния. Начало XX в.