Ткани для сарафанов
Ткани для русского народного сарафана
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.
Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.
Женская рубаха, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.
В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32—42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.
Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана.
Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. На рис. 2 изображен девичий костюм Московской губернии середины XIX в. Он состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.
На рис. 3 — прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками, застроченными на 3—5 см от края спереди и на 10—20 см сзади. Прямые сарафаны шили из набивной ткани: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.
В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис.4 — костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.
На рис. 5 — костюм крестьянки Орловской губернии: домотканая холщовая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор — «сорока» с платком сверху.
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья. Женский костюм в северных и центральных областях дополняли сережки, низанные жемчугом, и нашейные украшения разнообразных форм, которые, так же как и головные уборы, очень ценили и берегли. Жемчуг в большом количестве добывался в северных реках. Его продавали на ярмарках, как и золотосеребряные нити.
Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.
Традиционный костюм как целостный гармоничный ансамбль, наделенный утилитарными и эстетическими функциями, уходит из повседневного крестьянского быта. Сельский житель, окруженный новой предметной средой, предпочитает носить модную городскую одежду. Лишь в отдельных местностях сохраняются в быту предметы традиционной одежды, незаменимые в определенных климатических условиях.
Есть села, где на праздник „обряжаются" в старинную „снаряду" и выходят на улицу, водят хороводы, поют приуроченные к этому празднику „протяжные" песни. На Печоре, в Усть-Цильме, каждую весну проводят „горку". Женщины и девушки в шелковых рубахах с золотыми поликами, в широких сарафанах с кружевными нашивками по подолу, в больших, повязанных по-особенному старинных платках собираются из разных деревень на древний праздник с песнями и хороводами.
В Курской и Воронежской областях еще бытуют сельские песенные обряды, где можно увидеть старинные домотканые шерстяные сарафаны с многочисленными ровными складками на спине, широкие пояса с бантами, яркие клетчатые поневы, белоснежные рубахи, расшитые тончайшими черными графическими узорами, горящую на солнце кумачовую с золотом „сороку".
Ежегодно Государственная консерватория имени П.И.Чайковского, Дом композиторов проводят в Москве большие концерты народных исполнителей и фольклорных коллективов, где слушатели знакомятся не только с памятниками песенной народной культуры, но и с народным костюмом во всей его полноте.
Подлинный костюм органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью. Фольклорные коллективы, собирая и записывая на местах старинные музыкальные произведения, также уделяют большое внимание народному костюму.
Линии кроя, приемы декора народного костюма - неиссякаемый источник творческих поисков и для современных модельеров. Последние годы модное направление в женском костюме определил народный стиль. Модельер В. Зайцев, чья творческая индивидуальность получила развитие на основе разностороннего изучения традиционного костюма, замечает: „Национальный костюм обладает необычайной силой долговечности, помогающей выстоять и блистать в любой обстановке, он подчеркивает в человеке такие качества, как достоинство, элегантность, изысканность".
Широкий показ как у нас в стране, так и за рубежом образцов старинного русского народного костюма послужил импульсом к созданию моделей в русском стиле.
Известный представитель французской школы Ив Сен-Лоран во второй половине 1970-х годов создает русские фантазии, вдохновляясь образами северного костюма XVIII - начала XIX века.
Народный стиль оживляет стереотипную городскую одежду нарядными островками рукотворных ансамблей, обогащенных вышивкой, вязаным и плетеным кружевом, ситцевыми аппликациями, подлинными народными украшениями, шалями.
Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, наполненное могучей животворной силой.
Собрание русского народного костюма в Государственном Историческом музее представлено материалами XVIII -начала XX века. Оно включает отдельные предметы, костюмные комплексы, всевозможные дополнения: головные уборы, украшения, обувь и др. - всего около 9,5 тысячи экспонатов - и отражает традиционные формы праздничного, будничного, обрядового костюма во всем многообразии его бытования на различных территориях европейской части России. Коллекция включает образцы преимущественно крестьянской одежды.
Крестьянская одежда при всей общности принципов кроя и орнаментации не едина в своих формах. Она отличается разнообразием устойчивых комплексов, бытовавших в определенных географических и историко-культурных областях. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже XVII-XVIII веков.
Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник. Эта одежда была более характерной для северных и центральных губерний. Со временем она проникает и к югу, вытесняя традиционные формы. Уже в конце XVIII -начале XIX века именно она ассоциировалась в России с национальным костюмом. На полотнах И.Аргунова, Шибанова, Венецианова русская женщина предстает в сарафане.
В гравюре, лубке тип народной женской одежды чаще других отражен сарафанным комплексом. Сарафан стал своего рода униформой кормилиц. „Русский" костюм в маскарадах, ставших популярными еще в XVIII веке, имел форму сарафана. Сарафан носили не только крестьянки, - на протяжении длительного периода, начиная с XVIII века, он был одеждой мещанок, купчих и других групп населения, придерживавшихся русских обычаев.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.
Так, на отдельных женских портретах конца XVIII - начала XIX века встречается праздничный костюм с сарафаном и кокошником, составленный из разновременных частей, чем подтверждается и длительность ношения одежды, передаваемой по наследству, и достоверность портретов как этнографического источника.
Сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами. Пояс был обязательной принадлежностью народного костюма, без него невозможно было появиться перед людьми. Только в особых случаях, чтобы не смять ткань сарафана до начала праздника, пояс надевали под сарафан, опоясывая им рубаху. К шелковым сарафанам надевали галунную ленту или выплетенный из золотосеребряных и шелковых нитей поясок, использовали также узкую полосу шелковой ткани, расшитой золотными нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосами с шитьем, вставками разноцветной фольги, перламутровыми плашками.
Рассмотренные памятники XVIII - первой половины XIX века характеризуют главным образом одежду сарафанного комплекса.
Сарафанные комплексы этого времени представлены в основном одеждой из домотканых льняных и шерстяных материалов, украшенных набивными, ткаными и вышитыми узорами.
С появлением в деревне хлопчатобумажных нитей их стали употреблять для изготовления полотен праздничных рубах и сарафанных клетчатых пестрядей. Сочетание в основе и утке нитей разного цвета создавало сложную красочную гамму.
Для рубах предпочитали ткать двухцветную красно-белую или бело-синюю пестрядь. Рубашечные клетки - мелкие, сарафанные - более крупные, но в комплексе костюма они хорошо сочетались. Примером такого сочетания может служить праздничный костюм конца XIX -начала XX века, привезенный в 1969 году из Архангельской области.