Особенности общения подростков

Особенности общения подростков

Общение для подростка – исключительно значимая деятельность и условия бытия, имеющие для него особенный смысл.

С самого раннего возраста складывается общение с окружающими людьми. Это могут быть как учителя, так и родители и конечно не маловажную роль имеют одноклассники и друзья. Общение подростка складываться под влиянием возникающего чувства «взрослости».


Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав. Но, несмотря на внешний протест, на самом деле подростки испытывают потребность в поддержке и необходимости поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни. Часто подростку очень трудно и некомфортно начинать общение первым. Подростки обычно воспроизводят поведение авторитетного для них взрослого, который уде достиг определённых достижений.

Связи с родителями, очень эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Когда подросток начинает расти то свои дела и планы доверяет уже не родителям, а своим друзьям или сверстникам.

При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу с ними, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств своих друзей. По отношению к родителям подросток, как правило, занимает отрицательную позицию.

Успехи в среде сверстников в подростковом возрасте ценятся более всего. У подростков высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, также могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Для детей большое значение имеет обретение лучшего друга (подруги). Часто дружеские отношения, которые сложились в детском возрасте, сохраняются на всю жизнь. К концу подросткового возраста возникает интерес к противоположному полу, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Особое значение в этой связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.


Мир подростка насыщен различными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни. Объект самых важных размышлений подростков становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими, как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Влияние сверстников

Для развития человека, как личности необходимо общество, именно в нём формируются многие человеческие качества, которые проявляются в будущем. Как говорил Шибутани “«социализация» относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах...

Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.”

По взглядам И.С. Кона, “Включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его “принадлежностей”, выражающийся словом “мы” усложняется и “образ Я”.

Поскольку дети и подростки живут в расширяющемся социальном мире, им важно учиться строить хорошие отношения с людьми. Плодотворные отношения способствуют научению и усвоению ценностей, и приобретению компетентности в разных областях и эффективной социализации.

Такие отношения могут быть со взрослыми и с другими детьми или подростками. В общении со сверстниками дети непосредственно перенимают и усваивают ценности, умения и знания, которые невозможно получить от взрослых, например, как вести себя в конфликтной ситуации или как побороть искушение. Сверстники эффективно объясняют друг другу, насколько и почему одни вещи являются правильными, а другие - неправильными, какими соц. знаниями и умениями нужно овладеть и почему.

Перейти к разделу: 4. Эмпирические исследования