Эмпирические исследования буллинга
Методика "Рисунок человека"
Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Методика «Рисунок человека» — отличный способ узнать ребёнка получше. Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты.
Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту.
В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху. Тест выполняют на листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший формат. Лист располагают перед обследуемым вертикально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют. Рисунок, выполняют простым карандашом.
Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро затупляется и сильно размазывается, оставляя на рисунке грязные пятна. Удобно использовать карандаш с резинкой.
Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования.
Однако наш опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они и отказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердой резинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает обследуемого.
Анализ результатов исследования по буллингу
Проведя анализ теста «Рисунок человека», я выявила, что у многих подростков в возрасте от 15 до 17 лет присутствуют такие черты, как:
- На всех рисунках присутствуют голова и лоб, эти две черты олицетворяют сферы интеллекта, место локализации «я» ребёнка, его психического центра.
- На всех рисунках подростки стремятся подчеркнуть волосы, что говорит о раннем сексуальном созревании девочек, и он стремлении мальчиков подчеркнуть мужественность мужской фигуры.
- Почти никто не нарисовал, такую черту, как подбородок.
- У всех нарисованы аккуратные брови, что говорит об ухоженности и заботе о собственной внешности.
- Все нарисовали большие глаза с хорошо прорисованными зрачками, что говорит о любознательности, но и о страхе или тревоги перед чем-то.
- Многие подростки нарисовали пухлые губы, что говорит о повышенной чувствительности и добродушии, такие люди стремятся к популярности.
- Все подростки нарисовали короткую шею, что говорит о прямолинейности и естественности.
- Половина подростков нарисовала руки, которые разведены в стороны, что означает признак общительности и активного взаимодействия с окружающем миром. Другая же часть нарисовала руки, спрятанные за спиной или плотно прижатые к телу, что в свою очередь означает замкнутость и необщительность. Мальчики же, нарисовали большие, мускулистые руки, это означает, что они признают приоритет силы и стремятся стать сильными.
- Девушки нарисовали женственную фигуру, а мальчики мускулистое тело.
- Все подростки хорошо прорисовали ступни ног, что говорит о их устойчивости и уверенности в себе.
- Все рисунки расположены в середине листа, и имеют средний размер, что говорит он завышенной самооценки и чувстве безопасности, и спокойствии.
На основании вышесказанного можно сказать, что большинство подростков имеют хорошую самооценку, но имеют чувство тревожности, которое не даёт им беззаботно жить. Некоторые из детей не хотят идти на контакт и остаются замкнутыми и необщительными, другая же часть детей стремится к популярности и общительности, они располагают к себе. Все подростки имеют добродушный характер.
Заключение
В заключение проделанной работы можно сделать следующие выводы, что буллинг является очень актуальной проблемой для современного общества, так как по результатам ВОЗ можно заметить, что в каждой стране имеются случаи школьной травли.
Так же можно сказать, что у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности и понижение самооценки. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде и появлению различных психологических расстройств личности.
В процессе работы с этой темой я приобрела для себя важный опыт и поняла то что надо уделять больше внимания нравственному развитию детей. Данной работой я хотела бы привлечь общественность к проблеме травли - буллингу в школах, и чтобы она в скором времени бы решилась.
Литература
- Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа, 2006 ─ № 11.
- Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб, 2001.
- Маланцева О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. — 2007. — № 4.
- Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О.А. Мальцева // Тюменский государственный университет — 2009. — № 7.
- Нечаева М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2008. — № 1.
- Реан А.А Психология подростка / А.А. Реан ─ Санкт-Петербург: Еврознак, 2008.
- «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Дэниэл Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки (2002 год)
- Карл Роджерс «Становление личности: Взгляд на психотерапию» (1961)
Приложение
Перейти к содержанию
проекта "Влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка"