Статистические данные по буллингу
Статистические данные по буллингу
Публикации на тему школьной травли - буллингу появились довольно давно (Dukes, 1905), но первыми систематически изучили проблему скандинавские исследователи. Первыми занялись изучением проблемы школьной травли несколько скандинавских исследователей (Heinemann,1973; Olweus, 1984; Pikas, 1975; 1976; 1989; Roland, 1983; 1988; 1989), они и внесли наибольший вклад в решение этой проблемы.
Подходы к решению этой проблемы, которые были ими выработаны, постепенно получают признание в Великобритании. Предпринимались разрозненные попытки привлечь к проблеме школьной травли внимание общественности (Оrton, 1982). Были опубликованы результаты единичных случаев вмешательства (Lane, 1973; 1975), затем появились данные исследовательского проекта (Lowenstein, 1978).
Отношение к проблеме изменилось с выходом в свет первой в Великобритании книги, посвященной травле (Tattum & Lane, 1988), а также работы Роланда и Мунте (Rolland & Munthe, 1989), содержащих описание общепринятых в других странах подходов к решению данной проблемы.
Обе книги широко обсуждались в средствах массовой информации, как в самой Великобритании, так и за рубежом. Теперь уже никто не сомневается в существовании такой проблемы, как школьная травля, а призывы к выработке единой стратегии ее решения стали раздаваться даже от официальных лиц (Еlton, 1989).
Совсем недавно всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала исследование "Взрослеющие в неравных условиях: гендерные и социально-экономические различия в здоровье и благополучии молодежи. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья", из которого следует, что российские дети установили мировой рекорд по жалобам на кибербуллинг (кибермоббинг).
Это общеевропейское многонациональное опросное исследование, проводимое раз в четыре года, содержит данные о факторах поведения детей школьного возраста (11-15 лет), влияющих на их здоровье, и статистику по более чем 40 странам из регионов Европы и Америки. Данные по России для 262-страничного доклада за 2013-2014 годы подготовил доктор педагогических наук, профессор Олег Чурганов из Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры.
Опрос, проведенный среди тысяч подростков, касался различных аспектов их здоровья, включая самооценку состояния психического здоровья, ожирение и восприятие собственного тела, а также буллинг.
11-летние дети вывели Россию на первое место в мире по жалобам на кибербуллинг: 11% девочек и 8% мальчиков признались, что два или три раза за месяц подвергались такой травле. На это пожаловались 6% девочек и 8% мальчиков 13-летнего возраста, и 5-7% 15-летних, но здесь лидерство у России перехватили Гренландия и Литва.
Отметим, что аналогичные данные были получены в ходе исследования "Дети России онлайн", которое показало, что в нашей стране 40% детей в возрасте от девяти до 16 лет сталкиваются с порнографией в интернете, а около 11% становятся жертвами кибербуллинга (психологического давления, агрессии или издевательств со стороны других пользователей), тогда как в Европе дети подвергаются кибербуллингу вдвое реже - там факт психологического давления признали 5% детей, опрошенных в рамках исследования EU Kids Online.
По данным ВОЗ, в России оказался высокий процент 11-летних детей, которые жалуются на травлю в школе. 23% девочек и 27% мальчиков объявили, что подвергались унижениям два или более раз в месяц за последние два месяца. Хуже показатели только в Литве (29-35%) и Латвии (24-26%). Судя по опросу 15-летних подростков, Россия занимает четвертое место по буллингу среди европейских стран после Литвы, Латвии и Бельгии. Согласно опросу 13-летних россиян, - у России пятое место (здесь к перечисленным странам добавилась Австрия).
Полученные данные показывают "устойчивую связь между этим показателем и достатком семьи, что дает основание предполагать, что привычка к курению только отчасти обусловлена социально-экономическими факторами". Общий уровень удовлетворенности жизнью понемногу снижается по мере того, как дети становятся взрослее, и те из них, кто воспитывался в менее обеспеченных семьях, обычно сообщают о более низком уровне удовлетворенности, отметили в ВОЗ.
"Влияющие на здоровье модели поведения, а также социальные привычки и установки, формирующиеся у подростков на протяжении критического второго десятилетия их жизни, могут быть перенесены во взрослую жизнь и оказать воздействие на все ее этапы, - отметила доктор Жуданна Якаб, директор европейского регионального бюро ВОЗ. - Хорошее начало может определить дальнейший ход жизни".