Роль компьютера в современной жизни

Роль компьютера в современной жизни

Мои родители уже давно купили персональный компьютер, но тогда я еще не задумывалась, зачем он нужен. А когда подросла, стала интересоваться, что же это такое.


Это и не удивительно, ведь компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.

Компьютер в нашей жизни. Исследование

Мной был проведён социологический опрос среди учащихся 2 - 4 классов нашей школы. Как показал опрос, почти у всех дома есть персональный компьютер. На вопрос: «Сколько времени ты проводишь за компьютером?» ребята отвечали по-разному. Интервал времени работы за компьютером был от 30 минут до 5 часов. На следующий вопрос: «Помогает ли вам компьютер в учебе?» большинство учеников ответили: « Да».

Все ответы я проанализировала и подвела итоги:

- вопрос № 1 «есть ли у вас дома персональный компьютер? »

есть ли комп

Рисунок 4.1 - Диаграмма к вопросу №1

- вопрос № 2 «сколько времени вы проводите за компьютером? »

время за компьютером

Рисунок 4.2 - Диаграмма к вопросу №2

- вопрос № 3 «помогает ли вам компьютер учиться? »

компьютер и школа

Рисунок 4.3 - Диаграмма к вопросу №3

Вывод по работе: В наше время компьютер не роскошь, а средство для получения и обработки информации. Ребята из нашей школы активно используют его. Но еще не все дети понимают, что увлекаться работой за компьютером не стоит, это может привести к различным проблемам со здоровьем.

Персональный компьютер и психика ребёнка


Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства.

Пользователям с синдромом Интернет–зависимости и компьютерной игроманией необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.

На рисунке 5.1 показаны последствия зависимости человека от персонального компьютера.

дети и компьютер


Рисунок 5.1 - Зависимость человека от персонального компьютера

Первые признаки развития зависимости у ребенка:

  • если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • прогулял школу – сидел за компьютером;
  • приходит домой, и сразу к компьютеру;
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры), а также:

  • заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы);
  • нужно постараться максимально оберегать психику от воздействия жестоких сцен в играх.

В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

Рекомендации при работе за компьютером

1. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа рисунок 6.1.

компьютер и здоровье


Рисунок 6.1 - Правильное и неправильное положение человека при работе за персональным компьютером

2. Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см.

3. Если ученик носит очки, их нужно надевать и во время работы за компьютером. Также можно использовать специальные защитные очки с линзами-светофильтрами.

4. Помещение, где расположен компьютер, должно быть хорошо освещено. В солнечную погоду прикрывайте окна шторами, чтобы монитор не отсвечивал.

5. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть, ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.

6. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.

7. Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, делать перерывы. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.

8. Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз рисунок 6.2.

дети и пк

Рисунок 6.2 - Упражнения для глаз при работе за персональным компьютером

9. Очень полезно принимать витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения. Только в точности следуйте инструкции: избыток витамина А ни к чему хорошему не приводит.

Нормы работы за персональным компьютером для детей

Вариант 1 - это стандартные нормы, разработанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы, оборудованные обыкновенной школьной мебелью и компьютерами выпуска ранее 1997 года — с устаревшими дисплеями, простым программным обеспечением и отсутствием динамических игр.

Вариант 2 - это более современные нормы, ориентированные на лицеи и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора.

Вариант 3 - это вариант экстра-класса, предусматривающий работу на компьютере с жидкокристаллическим дисплеем.

Таблица 6.1 – Нормы работы за персональным компьютером для детей

Класс Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1 Работа на компьютере запрещена 30 минут в неделю 45 минут в неделю
2—3 30 минут в неделю 45 минут в неделю 45 минут в неделю
4—6 1 час в неделю 1,5 часа в неделю, не более 45 минут в день 2 часа в неделю, не более 1 часа в день
7—9 2 часа в неделю 2,5 часа в неделю, не более 1 часа в день 2,5 часа в неделю, не более 1 часа в день
10—11 4 часа в неделю 6 часов в неделю, не более 1 часа в день 7 часов в неделю, не более 1 часа в день

Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

Ребенку дошкольного возраста разрешается проводить за компьютером не более 30 минут в день.

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: применение компьютера школьником возможно и необходимо. Компьютерные технологии способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, развивают ребенка всесторонне, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют знания и умения. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

В наше время школьникам приходится за время обучения усваивать огромные объемы знаний. И, конечно же, в этом им может помочь компьютер. С его помощью можно легко получить необходимую информацию, с помощью специальных обучающих программ облегчить и обновить процесс обучения... Однако никто не станет спорить с тем, что прочитать «вытащенный» из internet пусть даже великолепный материал о литературном произведении и послушать вдохновенный рассказ учителя - суть вещи весьма разные.

Так не будем же бросаться в крайности: не надо отвергать компьютер в учебном процессе, но и не следует перекладывать на него то, в чем он никогда учителя заменить не сможет. В творческом сочетании различных методов и способов осуществляется обучение учащихся.

Отлучить детей от компьютера невозможно и не нужно. Современное образование предполагает общение с компьютером «на короткой ноге». Но соблюдать правила поведения у компьютера обязаны все от мала до велика. Главное правило: компьютер - не игрушка, а орудие труда.

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может доставить массу проблем.Я надеюсь, что каждый будет искать золотую середину в общении с компьютером, и получит не механического противника, а друга, помогающего решать различные задачи.

Компьютер – не помощник ученику тогда, когда он единственный его друг…

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер.- М.: ВАКО, 2007.
  2. Коляда М. Г. Окно в удивительный мир информатики:- М. Д.: Сталкер, 1997 г. – с.3-12.
  3. Компьютер и здоровье ребёнка.
  4. Компьютер и ребенок: все за и против.
  5. Нормы работы за персональным компьютером для детей.
  6. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области современных технологий//Естествознание в школе.-2005.-№4.
  7. Рольф Лоберг, Тео Лутц Домашний компьютер: - М. «Детская литература». – 1990 г. – с.4, с. 51.
  8. Родительское собрание «Компьютер – не забава».