Роль компьютера в современной жизни
Роль компьютера в современной жизни
Мои родители уже давно купили персональный компьютер, но тогда я еще не задумывалась, зачем он нужен. А когда подросла, стала интересоваться, что же это такое.
Это и не удивительно, ведь компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.
Компьютер в нашей жизни. Исследование
Мной был проведён социологический опрос среди учащихся 2 - 4 классов нашей школы. Как показал опрос, почти у всех дома есть персональный компьютер. На вопрос: «Сколько времени ты проводишь за компьютером?» ребята отвечали по-разному. Интервал времени работы за компьютером был от 30 минут до 5 часов. На следующий вопрос: «Помогает ли вам компьютер в учебе?» большинство учеников ответили: « Да».
Все ответы я проанализировала и подвела итоги:
- вопрос № 1 «есть ли у вас дома персональный компьютер? »
- вопрос № 2 «сколько времени вы проводите за компьютером? »
- вопрос № 3 «помогает ли вам компьютер учиться? »
Вывод по работе: В наше время компьютер не роскошь, а средство для получения и обработки информации. Ребята из нашей школы активно используют его. Но еще не все дети понимают, что увлекаться работой за компьютером не стоит, это может привести к различным проблемам со здоровьем.
Персональный компьютер и психика ребёнка
Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства.
Пользователям с синдромом Интернет–зависимости и компьютерной игроманией необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.
На рисунке 5.1 показаны последствия зависимости человека от персонального компьютера.
Первые признаки развития зависимости у ребенка:
- если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
- провел хотя бы одну ночь у компьютера;
- прогулял школу – сидел за компьютером;
- приходит домой, и сразу к компьютеру;
- забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
- пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры), а также:
- заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы);
- нужно постараться максимально оберегать психику от воздействия жестоких сцен в играх.
В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.
Рекомендации при работе за компьютером
1. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа рисунок 6.1.
2. Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см.
3. Если ученик носит очки, их нужно надевать и во время работы за компьютером. Также можно использовать специальные защитные очки с линзами-светофильтрами.
4. Помещение, где расположен компьютер, должно быть хорошо освещено. В солнечную погоду прикрывайте окна шторами, чтобы монитор не отсвечивал.
5. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть, ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.
6. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.
7. Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, делать перерывы. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.
8. Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз рисунок 6.2.
9. Очень полезно принимать витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения. Только в точности следуйте инструкции: избыток витамина А ни к чему хорошему не приводит.
Нормы работы за персональным компьютером для детей
Вариант 1 - это стандартные нормы, разработанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы, оборудованные обыкновенной школьной мебелью и компьютерами выпуска ранее 1997 года — с устаревшими дисплеями, простым программным обеспечением и отсутствием динамических игр.
Вариант 2 - это более современные нормы, ориентированные на лицеи и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора.
Вариант 3 - это вариант экстра-класса, предусматривающий работу на компьютере с жидкокристаллическим дисплеем.
Таблица 6.1 – Нормы работы за персональным компьютером для детей
Класс | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1 | Работа на компьютере запрещена | 30 минут в неделю | 45 минут в неделю |
2—3 | 30 минут в неделю | 45 минут в неделю | 45 минут в неделю |
4—6 | 1 час в неделю | 1,5 часа в неделю, не более 45 минут в день | 2 часа в неделю, не более 1 часа в день |
7—9 | 2 часа в неделю | 2,5 часа в неделю, не более 1 часа в день | 2,5 часа в неделю, не более 1 часа в день |
10—11 | 4 часа в неделю | 6 часов в неделю, не более 1 часа в день | 7 часов в неделю, не более 1 часа в день |
Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
Ребенку дошкольного возраста разрешается проводить за компьютером не более 30 минут в день.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: применение компьютера школьником возможно и необходимо. Компьютерные технологии способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, развивают ребенка всесторонне, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют знания и умения. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
В наше время школьникам приходится за время обучения усваивать огромные объемы знаний. И, конечно же, в этом им может помочь компьютер. С его помощью можно легко получить необходимую информацию, с помощью специальных обучающих программ облегчить и обновить процесс обучения... Однако никто не станет спорить с тем, что прочитать «вытащенный» из internet пусть даже великолепный материал о литературном произведении и послушать вдохновенный рассказ учителя - суть вещи весьма разные.
Так не будем же бросаться в крайности: не надо отвергать компьютер в учебном процессе, но и не следует перекладывать на него то, в чем он никогда учителя заменить не сможет. В творческом сочетании различных методов и способов осуществляется обучение учащихся.
Отлучить детей от компьютера невозможно и не нужно. Современное образование предполагает общение с компьютером «на короткой ноге». Но соблюдать правила поведения у компьютера обязаны все от мала до велика. Главное правило: компьютер - не игрушка, а орудие труда.
Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может доставить массу проблем.Я надеюсь, что каждый будет искать золотую середину в общении с компьютером, и получит не механического противника, а друга, помогающего решать различные задачи.
Компьютер – не помощник ученику тогда, когда он единственный его друг…
Список литературы
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер.- М.: ВАКО, 2007.
- Коляда М. Г. Окно в удивительный мир информатики:- М. Д.: Сталкер, 1997 г. – с.3-12.
- Компьютер и здоровье ребёнка.
- Компьютер и ребенок: все за и против.
- Нормы работы за персональным компьютером для детей.
- Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области современных технологий//Естествознание в школе.-2005.-№4.
- Рольф Лоберг, Тео Лутц Домашний компьютер: - М. «Детская литература». – 1990 г. – с.4, с. 51.
- Родительское собрание «Компьютер – не забава».
Перейти к содержанию
проекта "Компьютер в жизни людей"