История возникновения и развития вышивания

1.1 История традиционной русской вышивки

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати.


Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр.

Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слов населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок.

Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой [ 9,c.101]

Искусство вышивки является одной из важнейших по-своему художественному значению творчества русской деревни. Сложившаяся первоначально как домашний промысел, имевший своей хозяйственной базой обслуживание потребностей самого крестьянского дома и, в особенности, помещичьего хозяйства, на которое работал крепостной крестьянин, вышивка становится, по мере развития товарного рынка, объектом сбыта на широкий рынок.

Это оказывает сильнейшее влияние на художественные мотивы вышивки, испытывающей на себе влияние города. Одним из интересных типов русской крестьянской вышивки являются изделия северных районов России.

Вышивки Севера характерны своим прозрачным рисунком, сделанным двухсторонним старинным швом красной нитью или ажурной «строчкой» (посредством выдергивания нитей),«перевитью» и кружевом. Богатство сюжета уменьшается по мере передвижения с Севера на Юг, равно как упрощается и сложность узоров, которые в то же время становятся тяжелее, многоцветнее, колористически ярче и геометричнее, иногда проще и насыщеннее по занимаемой плоскости, цветы иной раз приобретают натуралистический характер, приближаясь к украинскому орнаменту, на который намекают розетки

Безусловно, вышивки Центральных областей, особенно ее юга, восходят своими геометрическими формами к древнейшим прототипам, известным в Азии. [2,c.4]

На Каргополье встречаются вышивки в разных техниках. Наиболее древняя – вышивка двусторонним крестом – росписью (или полукрестом). Распространены счетные глухие швы, встречаются строчные техники – белая строчка и северная цветная перевить. Использовался и тамбурный шов, называемый «мышиной тропкой».

Тамбурным швом каргопольские женщины вышивали подолы сарафанов, станы рубах. Встречается несколько вариантов вышивки. Белые портяные (холщовые) станы вышивали красной и разноцветной бумагой и шерстью. Другой вариант – к холщовому стану пришивали широкую полосу кумача с вышивкой белой, цветной бумагой и шерстью.

Чаще всего на рубахах встречается вышивка стилизованного вазона с цветами и бутонами и большие «павы». Нередко вышитые «мышиной тропкой» предметы подписывались. Например: «ВЫШИВАЛА ПАВЪ ПУХОВА АННА..». Подписи также вышивались тамбурным швом. Эти автографы, нередко с указанием года работы, стали бесценны (Приложение1.фото.3)

Но больше всего любили бранное ткачество. На подолах рубах, на концах полотенец «браньем» выполнялись сложные геометрические узоры красными нитями по белому полотну из пестряди. Позже каргопольские мастерицы стали делать многоцветные композиции, вышивая цветными шерстяными нитками по пробелам в ткачестве, или выполняя орнаментальные тканые полосы [10,c.24 ]

1.2. Символика в рисунках для вышивки


Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы.

Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки.

Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.) Слово «орнамент» означает «украшение». [6,c .65] По своим мотивам орнамент может быть: Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов; Меандровый-в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от реки Меандр;

Растительный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.; Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц; Человекообразный- с изображением человеческих фигур и полуфигур; Птица — один из любимых и наиболее распространенных образов русской северной вышивки.

На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид.

Птицы включаются в орнаментальную сетку (диагональную или прямую), сочетаясь с ромбическими фигурами или же с розеткой (Приложение 2.) [9,c .61]

Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом [6,c .65]

1.3. Значение цвета в вышивке

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Для русского Севера характерна вышивка росписью, выполненная красной ниткой по белому фону. В Крестецком районе Новгородской области сосредоточено изготовление различных изделий из белого полотна, украшенных белой ажурной вышивкой, называемой «крестецкая белая строчка».

В среднерусской полосе — в областях Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской — распространено вышивание цветной «перевитью». Рязанская вышивка выделяется своей многоцветностью с преобладанием красного цвета. Вышивка Владимирской области отличается от вышивок других русских областей растительным характером узора, выполняемым гладью [7,c .29]

1.4 Вышивка и современность

Современная мода вновь обращается к вышивке - декоративному изящному элементу, украшающему одежду и наш быт. С развитием новых технологий, выпуском новейшей вышивальной техники процесс создания вышивки значительно ускорился и упростился.

Сегодня, так же, как, сотни лет назад, процветает древнее искусство, которые являются традиционным украшением и оберегом народного жилища. А полотенце с вышивкой – неотъемлемый атрибут многих обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью и т. д. [1,c.9]

Далеко не последнее место в этом стремлении занимают современные технологии. К примеру, в сети интернет можно найти продажу необходимого оборудования, схемы вышивок, полезные советы и многое другое. Это лишний раз подтверждает тот факт, что это искусство принадлежит к вечным ценностям, передающимся из поколения в поколение

Перейти к разделу: 3. Выполнение народной вышивки