Практическое выполнение народной вышивки
2.1. Из истории при выборе вариантов для выполнения вышивки
В барабанчики-то бьет,
Голубой ширинкой машет,
Заливается-поёт:
«Я плясунья, я певица, Ворожить я мастерица».
А. С. Пушкин, «Колокольчики звенят…», 1833 г. .
Для нашей работы я выбрала выполнение вышивки в русских народных традициях - платка ширинки (размером 36 X 52 см) .
Ширинка - полоса холста, отрезанная по ширине, маленький платок, часто вышитый. (Приложение 3. Фото1.)
Украшенное полотенце всегда висело в «красном углу», иным отирали новорожденного ребенка, а разузоренный плат-ширинка необходим был в свадебной обрядности. Молодых и всех остальных участников свадьбы соединяли друг с другом только через этот плат, ведь голая рука, по народным представлениям, сулила бедность. Обернув ширинкой свою руку, отец брал за руку дочь и передавал ее жениху - и так на всех этапах свадьбы/ [4,с.10]
Ширинки дополняли женский головной убор, имели разнообразное применение. На свадьбе ширинки (размером 36 X 52 см) выполняли роль салфеток, их расстилали гостям на колени. Ширинки служили подарками — невеста одаривала ими гостей на свадьбе — или играли роль платочка и затыкались за пояс [3,c.14] Ширинки-подножники делали из тонкого беленого холста, отделывая по краям тонкой строчной вышивкой (строкою),с геометрическим, нередко зооморфным и антропоморфным орнаментом.
Ширинку размером (55 X 57 см) в Черевковской вол, сплошь или частично вышитую, клали в шапку жениха, когда он приезжал за невестой в день свадьбы, или же в знак почтения ею покрывали шапку гостя. Ширинку-блинник,вышитую по углам, «молодая» дарила родне мужа в знак благодарности за угощение блинами на масленицу [8,с .28] (Приложение 3.Фото2.)
2.2 Подготовка к вышиванию
В традиционной вышивке концы нитей нужно закреплять. Ни в коем случае не следует делать узелки. Нити закрепляются в стежках, которые образуют линию, например в местах входа иглы в ткань в нескольких последних стежках. Эти стежки будут началом обратного ряда, образуя линию. Новую нить вдеваем петелькой на конце.
Нить должна быть длинной (два локотка), чтобы она сохранила свой первоначальный вид, а поверхность вышивки имела аккуратный и привлекательный вид. При работе с хлопчатобумажной нитью, типа мулине, пользуются нитью в 2-3 сложения, для этого отрезают нужное количество нитей подходящей длины и продевают одновременно в ушко иглы [8,с.12]
2.3 Репродуцирование узоров народной вышивки
Ширинка (размером 36 X 52 см).
1. Способ вышивания: счетная техника выполняемая по счету нитей ткани двусторонним швом - роспись.
2. Узоры из птиц в виде ряда, где они ритмично следуют одна за другой.
Древо с птицами.
3. Ткань для вышивания использую хлопчато - бумажную, поверхность который легко делится на квадраты благодаря переплетению нитей.
4. Нитки для вышивания выбираю в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки – мулине красного цвета.
5. Ткань смочить и поутюжить. Далее следует выровнять лоскут по основе и утку, обозначить «швом вперёд иголку» осевые и диагональные линии, для более ровного расположения узора. При разметке предусмотреть поля для обработки края. Найти положение точки закрепки.
6. Закрепить рабочую нить петелькой и начать работу.
7. Рисунки для вышивки использую фрагмент орнамента[5,с .28]
И вот что получилось: (Приложение 6)
В процессе работы я задумалась над вопросом, многим ли людям интересна народная вышивка? Провели опрос. На вопросы анкеты отвечали обучающиеся МОУ «Ухотская СШ» и жители деревни, всего было опрошено 25 человек. Анализ опроса представлен в приложении. Как известно, вышивкой занимались девушки, для которых вышивание было обязательной формой поведения. Современным аналогом служат занятия в кружках.
Чтобы привлечь внимание одноклассников к изучению истории возникновения, развития традиционной вышивки и ее изменений мы в рамках « Неделя технологии» провели мастер классы по традиционной народной вышивке. Ребята с удовольствие посетили мастер класс и выполнили элементы вышивки. При беседе с участниками кружка «Рукодельца» , Кокушина Антонина Степановна 1957г.р рассказала: «У нас до сих пор дома хранятся бабушкины вышивки фартук, полотенце и столешник (бабушка собеседницы, Курзина Анна Петровна1895г.р).
Бабушка вышивала двусторонним швом, набором, и крестиком, она мне больше показывала свои вышивки, а не учила вышивать, она не очень разговорчивая была, но все показывала – ткацкий станок в сарае, все, что хранила в сундуках. Говорила, «это традиция, что надо это все сохранять, что это ценность, семейное». Теперь сама занимаюсь вышивкой, но уже крестиком по канве не переняв бабушкиного мастерства, но постараюсь передать внукам свои умения ».
Заключение
В нашей работе мы коснулась небольшой части в изучении вопроса сохранения элементов народного творчества. Привлекли внимание хоть небольшого количества людей к проблеме возрождения и изучения культурного наследия нашего народа, его традиций, но это всё- таки вклад. Можно с уверенностью сказать, что сегодня, как и сотни лет назад, вышивка продолжает успешно развиваться и совершенствоваться.
Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные приемы остаются неизменными. Поэтому можно сделать вывод, что вышивка останется любимым занятием еще многих поколений рукодельниц. В ходе работы над темой мы дали общую характеристику элементов русской народной вышивки, рассмотрели историю развития вышивки, выявили региональные особенности, что является важной теоретической и практической основой исследовательской части работы.
При выполнении практической части нам удалось выполнить изделие с элементами вышивки, изучить историю использования в русских обрядах, какая отделка была свойственна, выяснить, какие функции выполняла, почему и зачем ее украшали разными орнаментами. Наша работа ценна тем, что её можно использовать на уроках краеведения, окружающего мира, технологии.
Считаем важным для себя в дальнейшем продолжать работу по изучению и восстановлению элементов народной вышивки. Гипотеза подтвердилась, народная вышивка действительно является самобытным элементом русской культуры. Зная традиции, историю наших предков мы научимся ценить и передавать их из поколения в поколение.
В процессе работы создан альбом фотографий различных иллюстраций старинных народных вышивок с описанием выполненных элементов.
- Выгонов, В. Д Учителю на заметку. Вышивка. Журнал «Начальная школа», № 19.- 2000.-с 9-11
- Бубнова, О.Н. Вышивки [Электронный ресурс].- М., 1933. - 33с .
- Дурасов,Г Узоры русской вышивки. Журнал «Юный художник». №3.-1985.-с.12-14
- Дурасов,Г Тайны русского узора. Журнал « Юный художник», №8.- 2005.-с 10-11
- Кирсанова,Т.В. Традиционный орнамент Уфтюги ткачество и вышивка[Электронный ресурс]/ Сост. Т.В. Кирсанова, О.Ф. Оленева; Вступ ст. О.Н. Коншин. – Вологда: ОНМЦК и ПК,-2006. - 96 с.:
- Климова, Н.В Ручная и машинная вышивка[Электронный ресурс] /Учебное пособие для училищ.- М:-Легкая промышленость.-1980.- с.224
- Клетнова, E.H. Символика народных украс Смоленского края[Электронный ресурс] // Тр. Смоленского Гос. Музея / Вып. I. - Смоленск, -1924.- с.126
- Мартюшова, Н.К. Северная народная вышивка. Каргопольский педагогический колледж. г.Каргополь,- 2006,-с.43
- Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник[Электронный ресурс]- М., Наука, 1978,-с.205.
- Панин, Г.Л. Рукомесло Г.Л. Панин.- Вельск, 2008. - с.52
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Ширинка подножная, техника строчевая. Солъвычегодский уезд. (опредено Г. С. Масловой; Ростовский музей.
Приложение 4
Приложение 5
Респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Знакомы ли вы с вышивкой?
Оказалось, что вышивать умеют и любят не только девочки, но и мальчики, и даже взрослое население.
2. Интересует ли вас занятие народной вышивкой?
Не большая часть обучающихся занимается народной вышивкой, многие хотят и с удовольствием приняли участие в мастер классе по вышивке.
3.Знаете ли вы, что обозначает, и для чего выполняют узоры и орнамент в вышивке?
Порадовало, что ребята знают роль орнамента в вышивке.
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Народная вышивка"