Языческий праздник Коляда
Языческий праздник Коляда
Корни праздника Коляды уходят в далекую языческую веру. Праздник Коляды проложен культом солнца. Это праздник рождения нового солнечного года. Он приурочен к окончанию зимнего солнцестояния – 24 декабря, после которого с 25-го день начинает прибавляться. Происходит основной поворотный момент движения Земли вокруг Солнца, от которого зависит смена времен года.
А отсюда и Коляда – языческое божество народившегося солнца. В этот праздник славяне колядовали, то есть прославляли силы Солнца и его благодатное влияние на Землю, дарующее жизнь на Земле.
Колядники, собравшись группами, ходили ряженые. Они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия и изобилия, а хозяева готовили для них угощения: калачи и сласти. Колядники, согласно преданиям, тени предков, которые приходят из – под земли, где обитают божества смерти и щедрые покровители плодородия, проведать, как живут потомки, и приносят из подземного мира залог урожайного года, достатка и благополучия.
Об этом рассказывают мифы. Этому и был посвящен праздник Коляды на Руси. В ожидании момента посещения храма – торжественного ночного богослужения – пелись колядки, от дома к дому ходили колядники, переодетые в традиционные маскарадные костюмы (медведь, коза, смерть с косой) со звездой впереди. Им радовались, их одаривали и угощали. Не принять христо- славов считалось грехом для хозяев дома. В колядовании тесно переплелись языческие и христианские традиции.
Колядование
Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову, праздновали его ярко, весело, красиво. На улицах и площадях славили Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Христо-славов одаривали деньгами, пирогами, колядками, медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали участие в славлении. В Древней Руси праздник Коляда сопровождался величанием, поздравлениями, пожеланиями сказочного богатства, урожая и приплода скота.
В колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая, счастливого брака и т. д. постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием церкви, которая долго не праздновала Коляду, из колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские. Множество разнообразных народных примет и поверий связывалось с сочельником; вечере небо, звезды, погода как бы предсказывали виды на урожай.
К примеру, если небо усыпано звездами – ожидай много грибов и ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода домашнего скота. Если иней на деревьях – к обильным хлебам, метель – пчелы будут роится. В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора, кур не кормили – чтоб грядки не копали, пряжу в тугие клубки мотали – чтоб капуста уродилась. В южных областях России сохранился обычай зажигать костры накануне Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами, гревшимися у костров в рождественскую ночь.
В Брянской области колядники распевали хозяевам так:
Святый вечер.
Хоть он и дома, нам не кажется,
Нам не кажется – прибирается.
Вставай с постели, открывай двери,
Застилай столы, клади пироги!
Ой, будет тебе троечка гостей.
Первые гости – жаркое солнце,
Вторые гости – ясен месячка,
Третьи гости – дробен дождичек.
Ой, пройди, пройди тройчина в ночи.
Ой, смочи, смочи жито, пшеницу,
Ой, будем здоровы, да с Новым годом!
Да с Новым годом! Да со всем родом.
Святый вечер
Николай Васильевич Гоголь в «Ночи перед рождеством» так описывает обычай: «…Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остался дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат.
Говорят, что был когда – то болван Коляда, которого принимали за бога и что, будто оттого и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа, а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому». Колядующих полагалось угостить.
Если же хозяева были скупы, то в шуточной песне колядники высмеивали таких людей:
Кто не даст ножку – расколю окошко,
Кто не даст пирога – уведу корову за рога,
Кто не даст ветчины – расколю все чугуны.
Ряженые тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями, плясками. В величальных песнях славили Бога, поздравляли хозяев, желая долголетия, хозяйственного и житейского благополучия. Маскарад ряженых колядников продолжался до рассвета. А с рассветом наставал черед слово-славов, которые своими песнями славили Рождество Христово.
Христе Боже наш,
Воссиял миру свет разума…
Тебе кланяемся, солнце правды,
И тебя видим с высоты востока…
Господи, слава тебе!..
Ангелы с пасторами славословят,
Волхвы со звездою путешествуют:
Наш Бог родился!
Отроче ладно
Предвечный Бог!
Здорово ночевали! С праздником Христова Рождества!» - этими обязательными словами заканчивали свою песню славо-словы. К обеду у славословов набиралась целая сумка угощений. Сейчас взрослые славословить не ходят, а вот дети до сих пор 7 января до обеда ходят по квартирам со словами:
Принес Богу снопчик.
Христа величаю,
А вас с праздником поздравляю!
А праздник продолжался все последующие дни посещением представлений, гуляньями у ледяных гор, на катках, карнавалах, балах.