Индивидуальный проект "Рождественская деревня"

Рейтинг: 16

Рождественская деревня
Тематика: 
Автор: 
Иванова Ксения
Руководитель: 
Посохова Елена Валентиновна
Учреждение: 
ГБОУ "Гимназия № 426" Санкт-Петербурга
Класс: 
7

Предложенная автором творческая работа по технологии "Рождественская деревня" будет интересна для учеников 6 класса, 7 класса, а также для всех, кто любит своими руками создавать интересные декоративные элементы, увлекается прикладным искусством. Данная работа содержит в себе справочную информацию об истории праздника Рождество, о колядках и празднике Коляда, а также описание рождественских традиций разных стран.


Созданный ученицей 7 класса творческий проект по технологии "Рождественская деревня" содержит интересные факты о языческом празднике Коляда, традиции колядования и колядок, христианском Рождестве и дизайнерские варианты выполнения рождественского декора, список необходимых для работы над изделием материалов и инструментов, правила техники безопасности при изготовлении "Рождественской деревни", а также экономический подсчет затрат на изготовление изделия.

В представленном творческом проекте по технологии об изготовлении "рождественской деревни" автор по схеме изготавливает данное изделие, которое станет прекрасным украшение дома в новогодние праздники. В проекте исследуется праздник колядок Коляда, подбираются инструменты, принадлежности и оборудование для работы, грамотно составляется технологическая карта работы над изделием.

Оглавление

Введение
1. История Рождества

  • Языческий праздник Коляда
  • Колядование
  • Святый вечер
  • Христианский праздник рождество
  • Рождественские обычаи разных стран

2. Банк идей рождественского декора.
3. Технологическая карта изготовления рождественской деревни.
4. Экологическая оценка рождественской деревни.
5. Экономическое обоснование рождественской деревни.
6. Реклама
7. Самооценка
Библиографический список

Введение


Цели и задачи проекта:

  1. Изготовить русскую деревню из вторичного сырья и подручных материалов
  2. Сформировать у учащихся начальной школы представление о русских народных январских праздниках.
  3. Изучить ход ритуальных событий сочельника и Рождественской ночи
  4. Рассмотреть обычаи, обряды Рождества
  5. Воспитывать бережное отношение к русской старине, традициям своего народа, а также стимулировать желание продолжать эти традиции в своей жизни.

История Рождества

В сознании людей в старину время измерялось событиями, и народный календарь был размечен знаками событий от тяжелого труда к празднику.

Год начинал праздник Рождество своим сочельником. Праздничным ужином с ритуальным блюдом – сочивом.

На Руси в празднике Рождество объединялись языческий праздник Коляда – праздник рождения нового солнечного божества – Коляды (бога Солнца) и праздник рождения Бога – Иисуса Христа, принесшего людям мир и благополучие.

Так получилось, что после принятия христианства оба праздника – Коляда и Рождество – праздновались в один день. По смыслу оба праздника очень схожи: рождение бога Солнца и бога Мира. Народ полюбил новый христианский праздник Рождество, и не хотел забывать старый – Коляду, в то время как церковь была против. Поэтому традиции и обряды обоих праздников слились, воедино и дополнили друг друга.

Сочельнику и Рождеству предшествовали дни долгого поста. Готовится к ним начинали заранее. Иван Сергеевич Шмелев, великий мастер слова и образа, так описывает в книге «Лето господне» подготовку россиян в 19 веке к этому великому празднику: «Наше Рождество приходит издалека, тихо.

Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, - скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу.… Зато на Рождество – свинину ели все. В мясных, бывало до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи…На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь - хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а … тепло!»

Рождественский сочельник – это праздничный семейный ужин согласия и доброжелательности с обязательным ритуальным блюдом – сочивом.

Сочельник (сочевник) получил свое название от слова «сочиво». Это обрядовое кушанье, обязательное для рождественского вечера, играет в нем символическую роль. Первоначально оно готовилось из зерен пшеницы с медом, а в 16 веке с маком, в 19 веке для сочива брали рис с изюмом. Это кушанье было известно нашим предкам 1000 лет назад.

В обрядовом блюде «сочиво» зерно было символом воскрешающей жизни, а сладкая приправа означала сладость благ будущей жизни.

Сочиво – ритуальное кушанье, обязательное для этого вечера, для его приготовления сок миндальный, маковый с добавлением яйца и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже риса. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельник, на родинах, родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. На второй день Рождества готовили бабью кашу или бабкину кутью.

Сочиво из хлебных зерен олицетворяло непрерывность жизни, так как зерна олицетворяли связь поколений.


В подтверждение этого до сих пор обычай «бабкиной каши». Дети 6 января вечером носили своей повивальной бабке ужин из сочива (кутьи) и трех пирожков, а бабушка угощала их лакомствами, одаривала гостинцами и деньгами. Кутью с пирогами, взваром, рыбой в мисках или горшочках связывали в платок, ставили на санки и отвозили к крестным родителям, бабушкам, дядям и тетям, а те детей в ответ одаривали. С развоза кутьи и начинался Рождественский сочельник.

В сочельник устраивался праздничный ужин. Подготовка комнаты и стола состояла в следующем. По старинному обычаю. Стол посыпали сеном (в память о вертепе и яслях), затем сверху стелили белоснежную скатерть. В углу или центре комнаты устраивалась елка, которая напоминала о южной пальме, на которой волхвы в Вифлееме развесили свои дары младенцу Иисусу. Под елку каждому присутствующему клали подарок в память о подарках волхвов младенцу.

На елке всегда есть звезда – в память о Вифлеемской звезде, свечи – символ домашнего очага. Ужин в сочельник начинали после появления первой звезды на небе. Ее с нетерпением ждали у окна, особенно дети, и их радостное сообщении о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Начинали общей молитвой. Затем самый почитаемый член семьи – хозяйка поздравляла всех с праздником. Трапеза начиналась с приема сочива.

Порядок приема блюд строго регламентировался, а было их на столе 13: сначала закуски (селедка, салаты), затем щи, суп с сочнями (жареными лепешками) и под конец – сладкое: рулет с маком, пряники – медовики, кисель, яблоки, орехи. На праздничный ужин все члены семьи собирались вместе и одевались по- праздничному, и к столу должны были садится четное число человек. Если это было не так – на стол ставили свободный прибор.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными: без масла, мяса, молока и сметаны. Во время трапезы велась беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был семейный праздник, за стол усаживали каждого случайного гостя, даже нищего. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. В сочельник хозяин поздравлял с праздником и домашних животных – им выносилось угощение, а на крыльцо выставлялась миска с едой бездомным животным. Потом начиналась веселая часть сочельника – раздача подарков.

Один из домочадцев переодевался в Деда Мороза – святого Николая, который приносил подарки в мешке и, раздавая их, высказывал пожелания согласно требованиям, предъявленным к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, а в отношении он был окрашен долей шутки. Подарки разворачивали, радость и благодарность хозяйке переполняли всех. А все традиции сочельника были направлены на доброжелательность друг к другу.

В ночь с 6 на 7 января, с вечера и до рассвета по улицам, домам разгуливали и забавлялись колядовальщики. Слово «коляда» происходит от латинского «коларе», что означает «выкликать». В Древнем Риме главный жрец выкликал первый день каждого месяца. Колядование – праздничное увеселение с игровыми песнями, сценками, стихами, шутками, в которых звучит прославление Бога, поздравление хозяев и пожелание им богатства, счастья и урожая.

Перейти к разделу: 2. Языческий праздник Коляда

Содержание