Индивидуальный проект "Школьных поколений поэтическая нить"
Данный исследовательский проект по литературе на тему "Школьных поколений поэтическая нить" ученицы 9 класса был создан с целью проведения сравнительного анализа стихов местных поэтов двух поколений с точки зрения их взгляда на родной край и тему нравственных ценностей.
Предложенный автором проект по литературе "Школьных поколений поэтическая нить" углубит ваши знания о том, что тема природы, любви к родному краю, размышления о предназначении поэта, любовная лирика - все это остается актуальным в поэзии поэтов XX - XXI веков.
Оглавление
Введение
Основная часть.
Творчество Т.А. Окуньковой и В.А. Веркина.
Творчество Политова Сергея.
Творчество Алейникова Михаила.
Сравнительная таблица
Продолжение поэтического наследия. Проба пера.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение
Введение
Поэзия - это не только имена и целые эпохи, рождающие великих поэтов, таких как Гомер, Данте, Шекспир, Пушкин, Блок, Ахматова, Бродский...
Поэзия - не только органичная часть человеческой культуры, несущая в себе нравственное и духовное начало .
Поэзия — не только безграничный космос и не просто отдельное стихотворение, которое ,по словам Осипа Мандельштама, должно быть «событием». Поэзия — это и то, что существует вокруг нас. Поэтична природа, окружающая человека:
Еще чернеют чащи бора,
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной.
Так говорил Иван Бунин. А на другом краю земли японец Басе написал:
О сколько их на полях! Но каждый цветет по-своему, — В этом высший подвиг цветка!
Поэзия рождается вместе с ребенком, поэтому дети так любят сказки, стихи, все . волшебное, что заключено в поэзии. Детству посвящены и эти строки Владимира Набокова:
Стой, стой, виденье! Но бессилен мой детский возглас.
Жизнь идет, с размаху небеса ломая, идет...
ах, если бы навек остаться так, не разжимая росистых и блаженных век!
А сколько поэтических строк посвящено любви!
Природа самого этого чувства несет в себе поэзию, и об этом писал Арсений Тарковский:
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла..
Поэзия отражает не только красоту окружающего мира. Истинный поэт никогда не бывает равнодушен к тому трагическому, что в нем происходит:
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черед,
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
«Поэзия - это не «лучшие слова в лучшем порядке», это высшая форма существования языка»,— говорил Иосиф Бродский. И если слово для поэта — это возможность выразить свое отношение к миру, то поэтическое слово дает читателю силу не стать рабом этого мира.
Поэзия - это еще и дар. Как небо, солнце или дождь, как воздух... Просто не каждый может увидеть и не всякому дано выразить себя в слове. Но чувствовать поэзию может каждый человек, даже прежде чем он научится по-настоящему понимать ее.
Актуальность исследования обосновывается тем, что сегодня возникла необходимость обратить пристальное внимание молодежи не только на общечеловеческие ценности: доброту, чувство любви к родному краю, на умение понимать прекрасное, но и бережное отношение к слову.
В своей исследовательской работе я хочу показать, что именно поэзия служит главным источником энергии и вдохновения.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в возможном использовании материала на уроках литературы в школе, то есть носит краеведческий характер.
Гипотеза: тема природы, любви к родному краю, размышления о предназначении поэта, любовная лирика - все это остается актуальным в поэзии поэтов XX –XXI веков.
Цель исследования: провести сравнительный анализ стихов местных поэтов двух поколений с точки зрения их взгляда на родной край и тему нравственных ценностей.
Задачи:
- Изучить творчество поэтов-земляков: Т.А. Окуньковой, В.А. Веркина, Политова Сергея и Алейникова Михаила.
- Исследовать сходство взглядов на описание природы и нравственных ценностей.
- Показать, что именно эти темы вдохновляют поэтов на творчество.
В данной исследовательской работе использованы стихи из сборников данных поэтов, вышедших в разные годы.
Этапы исследования:
- Знакомство с биографией поэтов - земляков XX –XXI вв.
- Изучение документально-информационных материалов, отзывов на их творчества.
- Анализ поэтических произведений. Вывод.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- сравнение;
- обобщение;
- обработка и оформление результатов.
Анализ источников
В своей работе я использовала много источников. В центральной районной библиотеке мне предоставили литературный альбом с вырезками из газеты « Вперёд».
Так стихотворение В.А. Веркина "Полынь" посвящено тяжелому периоду его жизни, оно опубликовано произведение в газете "Вперед". (1984 г., 13 октября). В другом литературном альбоме я нашла сведения о Т.А. Окуньковой, поэтессе Милославского района.
Также мной был использован школьный сборник « Ранний рассвет» , выпуск №4 , 2016 г.
С Алейниковым М.. я побеседовала о его литературном творчестве.
О творчестве Политова Сергея узнала, используя страничку «ВКонтакте».