Изучение библейских образов: плод, агнец

Образ плода

Во многом противоположным по значению образу камня можно выделить образ плода. Он мыслится как нечто живое и дарующее жизнь, питающее.

Так, в выражении «бесплодная смоковница» подчёркивается то, что существование того, что лишено плодов, бессмысленно. Жизнь понимается как созидательный процесс, мы должны дать какой-нибудь результат, жизнь ради жизни. Плод- продукт созидания. И то, что не способно на созидание, как та смоковница, которую встретил Иисус, мертво, не достойно жизни.


Бесплодная смоковница. 1. Бездетная женщина. 2.Отом, чья деятельность не приносит результатов. И увидев по дороге одну смоковницу, [Иисус] подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Тот же смысл представлен в выражении «плодитесь и размножайтесь».

Плодитесь и размножайтесь. Обращение к новобрачным [Создав мужчину и женщину] Бог благословил их и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею.

Как источник жизни, деятельности исследуемый образ фигурирует в выражении «запретный плод».

Запретный плод (сладок). Заманчивое, желаемое, но запрещаемое или недоступное. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» В данном случае плод мыслится как источник греха.

библия

В значении результата какой-то деятельности образ плода фигурирует в фразеологизме «пожинать плоды», а также в выражении «по плодам узнаете их».

По плодам (делам) узнаете их. Книжн. Предостережение тем, кто простодушно доверяет призывам или уговорам, маскирующим недобрые замыслы. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.

Таким образом, мы видим, что образ плода, так же как и образ камня, неоднозначен: он может связываться как с добром, благом, так и со злым началом, грехом.

Образ плода характеризуется следующими чертами: это нечто живое, что может быть одновременно началом жизни, её источником и её результатом. То есть плод связан с представлением о бесконечном, изменчивом потоке жизни, с представлением о том, что всё, что не отдано( не дало плода) потеряно. Плод мыслится в тесной связи с представлением динамики, развития.

В то время как камень - нечто холодное, мёртвое, неподвижное, то есть то, что не способно к динамике, к развитию.

Образ агнца


Библейская фразеология очень богата образами животных: «валаамова ослица, «геенна огненная», «змий-искуситель», «конь бледный», «птица- небесная», «фараоновы тощие коровы».

Одним из самых частых является образ агнца (овцы) и козла. С образом овцы здесь связаны понятия наивности, чистоты, доверчивости, так например выражение «Волк в овечьей шкуре» в значении лицемер.

Волк в овечьей шкуре. Книжн. Лицемер, скрывающий пороки под маской добродетели. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. (Слова Иисуса из Нагорной проповеди Это выражение строится на противопоставлении образа хищника (волка) и добродетели , под маской которой он проникает куда-то. Образ овцы мыслится как нечто неспособное на зло в принципе, от чего нельзя ждать коварства.

В фразеологическом обороте «заблудшая овца» подчёркивается неискушённость, наивность, уязвимость образа.

Заблудшая овца. О беспутном, сбившемся с пути человеке. Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? (Название эпизода)

библейские сюжеты

В выражении «отделять овец от козлиц» это доброе начало подчёркивается в контрасте с чем-то вредным, плохим, непригодным, что выражено в образе козла.

Интересно отметить смысловую связь данного оборота с русскими народными выражениями (пустить козла в огород, как от козла молока, не учи козу, сама стянет с возу).

Козёл отпущения. Разг. Человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.

И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла и исповедает над ним все беззакония сыновей Израилевых и все преступления и все грехи их...; и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую...

Образ жертвы присутствует также в двух других библейских фразеологизмах «агнец божий» и «жертвенный агнец». Ключевые понятия здесь чистота, польза.

Перейти к разделу: Заключение