Заключение к проекту о выпиливании часов из дерева

Заключение

Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то свое, внести поправки и дополнения, изменить конструкцию или рисунок орнамента, то такое изделие особенно дорого.


Выпиливание лобзиком развивает художественный вкус, точность, аккуратность и позволяет овладеть некоторыми инструментами.

При работе над проектом «Уникальные часы»- решены все поставленные задачи:

  1. разработана экономичная и технологичная, достаточно прочная и надежная конструкция изделия из фанеры с декоративной ажурной отделкой;
  2. на основе изученных технологий обработки древесины разработан несложный технологический процесс изготовления рамки;
  3. согласно разработанной технической документации изделие изготовлено в установленный срок.

Часы получились действительно необычными, они отличаются от оригинала, который был взят за основу часов, поэтому я считаю, что моя гипотеза подтвердилась: изделия выполненные вручную – уникальны и неповторимы.

Я считаю, что цель по разработке и изготовлению из фанеры красивого и недорогого корпуса для часов достигнута.

Моё изделие понравилось многим моим знакомым и у меня появились заказы, которые я уже воплотил в жизнь. Так появилось ещё трое часов, представленных на выставке, и ещё несколько находятся в процессе изготовления. Следовательно, мой проект был выполнен не напрасно!

Литература

  1. Технология 5-11 класс. Проектная деятельность на уроках. Рабочая тетрадь для учащихся/ автор –составитель Пономарева Н.А. –изд.2-е, Волгоград: Учитель,2013.-107с.
  2. Технология 9 кл. Под ред. Симоненко В.Д. –М.: Вентана-Граф,2008,-176.
  3. Технология. Технический труд. 6 кл. Под ред. Симоненко В.Д. –М.: Вентана-Граф,2012,-176.
  4. Технология. Технический труд. 7 кл. Под ред. Симоненко В.Д. –М.: Вентана-Граф,2012,-176.
  5. Выжигание и выпиливание лобзиком. Серия: уроки мастерства и рукоделия для мальчиков и девочек. Изд-во: Новый диск, 2008 -1000с.
  6. bizinformatsiya.ru/www.lobzik4you.ru
  7. umelye-ruchki.ucoz.ru/publ/derevo/podelki/74

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОРАБОТКА ЭСКИЗА ИЗДЕЛИЯ

эскиз часов из дерева

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Готовое изделие

готовые часы из дерева

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Словарь терминов

Верстак - специально оборудованный рабочий стол для столярной, слесарной или другой работы

Лакирование — это один из способов отделки готовых изделий. При лакировании на поверхности образуется прозрачная пленка, через которую просвечивается натуральный цвет и текстура древесины. Пленка также предохраняет поверхности от проникно­вения влаги и гниения. Перед лакированием древесины ее поверхности обрабатывают шлифовальной

Лобзик - тонкая обрамлённая пилка для фигурного, узорного выпиливания. Лобзик (от нем. Laubsage) - это универсальный ручной инструмент, который предназначен для прямого и фигурного резания различных материалов (дерева, пластика, алюминия, стали, керамики, стекла), выпиливания круглых и прямоугольных отверстий

Морилка – тёмная жидкость для пропитывания поверхности дерева с целью окраски.

Ножовка – 1) узкая ручная пила с остро нанесённым полотном,

2) ручная машина с таким полотном.

Сверло – режущий вращающийся инструмент для получения отверстий.

Наждачная бумага – гибкий абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесенным на нее слоем абразивного зерна (порошка). Предназначен для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр

Шуруповерт - ручной электрический инструмент, обычно аккумуляторный. Предназначен для заворачивания или отворачивания шурупов, винтов и сверления отверстий. Обычно имеет одну или две скорости вращения шпинделя, что расширяет круг его возможностей: заворачивание шурупов (прямое предназначение) на низких скоростях, и сверление на больших.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ

Лобзик состоит из рамки 1 с ручкой 2, верхним 3 и нижним 4 зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.

Рис.1 Лобзик: / — рамка; 2 — ручка; 3 — верхний зажим; 4 — нижний зажим

Сжимают рамку вручную. Для этого один конец рамки упирают, например, в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.

При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик

выпиливание из дерева часы

Рис.2 Выпиловочный столик

Заготовку укладыва­ют на столе и придерживают, левой рукой, а правой выпиливают.

Если выпиливается внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают, не прекращая движений лобзи­ком. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части.

Лобзиковые пилочки - узкие и тонкие стальные полоски с острыми зубчиками с одной стороны, поэтому они легко ломаются. Концы пилочки закрепляют в зажимах лобзика, отвернув винты; потом винты снова завертывают. Пилочка должна быть туго натянута, иначе она будет плохо пилить и быстро сломается.

В зависимости от назначения пилок насечка зубьев бывает различная - мелкая и крупная, сплошная и прерывистая. Для выпиливания простых узоров и деталей, контурных и черновых пропилов используются пилки с крупной насечкой. При выпиливании более тонких и ажурных работ, а также деталей из твердых пород древесины или таких материалов, как органическое стекло, эбонит и кость, необходимо пользоваться пилками с мелкой специальной насечкой. Однако необходимо помнить, что эти пилки имеют повышенную закалку, а поэтому работать с ними нужно осторожно, без особых усилий, через каждые 15 - 20 минут работы нагревшуюся пилку следует охлаждать влажной тряпочкой, что увеличивает продолжительность ее использования в работе.

Зачищают вырезанные участки заготовки наждачной бумагой, надфилями и рашпилем.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ВИДЫ РЕЗЬБЫ

Сквозная резьба
Сквозная (ажурная) резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

· Прорезная резьба (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)

· Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Плосковыемчатая резьба
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

· контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.

· скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглойстамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза.

· геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.

· чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

8. плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.

9. плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.

10. абрамцево-кудринская резьба(кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных.

11. резьба «Татьянка» — этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент. Характерной особенностью является отсутствие фона как такового — один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.