Проект "Часы из древесины своими руками"

Часы из древесины своими руками
Тематика: 
Автор: 
Бахтин Александр Максимович
Руководитель: 
Черданцева Елена Михайловна
Учреждение: 
МКОУ "СОШ № 1"  п. Михайловка Иркутской обл.
Класс: 
11

Предложенный проект по технологии на тему "Часы из древесины своими руками" представляет собой рассмотрение учеником 11 класса вариантов изготовления оригинальных часов из древесины, выполненных в технике выпиливание.

Автор творческого проекта по технологии на тему "Часы из древесины своими руками" ставит целью изготовить часы для кабинета технологии в технике выпиливания лобзиком.

В творческой работе по технологии "Часы из древесины своими руками" ученик 11 класса излагает историю появления техники выпиливания, предлагает рассмотреть вариативность изделий, выполненных в данной технике, в зависимости от дизайна и от материала, из которого она выполнена, а также на практике демонстрирует этапы изготовления часов из дерева.


В творческом проекте по технологии о работе над деревянными изделиями автором представлены математические расчеты и план работы, которые демонстрируют поэтапное изготовление предмета, а также его экономическую выгодность.

Данный проект рассчитан на учащихся 9, 10, и 11 класса школы, может быть использован в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам технологии и на внеклассных занятиях, а также полезен всем, кто увлекается работой по дереву.

Содержание

Введение
1 . Изучение исторических сведений
1.2 История выпиливания.
1.2.1 История художественной обработки древесины в России.
1.2.2 Виды резьбы по дереву.
2. Практика выпиливания часов из древесины.
2.1 Выбор идеи и обоснование.
2.2 Выявление параметров и ограничений.
2.3 Работа над формой часов (варианты).
2.4 Дизайн-анализ выпиливания часов из древесины.
2.5 Требования к изделию.
3.Технология изготовления.
3.1 Инструменты и оборудование.
3.2 Материалы (Исследование свойств).
3.3 Технологическая последовательность изготовления деревянных часов.
3.4 Техника безопасности при выпиливании.
3.5 Описание окончательного варианта.
3.6 Эколого-экономичекое обоснование.
3.7 Реклама.
3.8 Оценка изделия из дерева.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение


Актуальность: В этом году Михайловской школе №1, в которой я учусь, исполняется 40 лет. Я решил сделать подарок для кабинета технологии, в котором нет часов. Можно было бы купить часы, но скорее всего это будет изделие массового производства, а мне бы хотелось подарить что-нибудь оригинальное, необычное. Ведь огромную роль в воспитании хорошего вкуса и эстетических качеств личности играет окружающий мир и среда, в которой находится человек.

Когда-то на уроках технологии мы занимались выпиливанием лобзиком, я подумал, что смогу сделать в данной технике красивую вещь, пусть она даже будет и не очень больших размеров. Данная техника привлекает меня простотой изготовления, небольшим количеством материала. Лобзиком можно выпиливать самые разнообразные формы изделия, которые можно придумать самому или внести изменения в уже увиденную модель. Важно чтобы эта модель соответствовала декору и цветовому оформлению помещения, тогда она может стать истинным украшением помещения.

И после недолгих раздумий, я остановил свой выбор на изготовлении корпуса для часов в технике выпиливания лобзиком.

Поэтому я поставил перед собой цель: изготовить часы для кабинета технологии в технике выпиливания лобзиком.

Для этого мне нужно было решить задачи:

  1. изучить историю ремесла;
  2. разработать экономичную, технологичную, прочную и надежную конструкцию корпуса для часов;
  3. изучить свойства фанеры и выбрать наиболее подходящий материал для изделия;<
  4. изготовить изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время.

Гипотеза: изделия выполненные по индивидуальным заказам – уникальны и неповторимы.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ
  • Анкетирование
  • Практическая работа

1. История выпиливания

Самый распространенный материал для художественных ремесел, конечно же дерево. Люди придумали массу способов художественной резьбы по данному материалу. Некоторые мастера придают мистический смысл своим изделиям и даже одухотворяют дерево. Самым простым, но от этого не менее красивым считается сквозная резьба, или выпиливание. Пропильная (сквозная, или ажурная) орнаментальная резьба — один из самых красивых видов художественной обработки дерева. Как известно, пропильной резьбой называют такой вид декоративной обработки древесины, при котором заранее размеченные на плоской поверхности узоры выпиливают с помощью лобзика (пилы). Результатом пропильной резьбы является, как правило, нарядное ажурное кружево (часто с ритмичным чередованием орнаментальных мотивов).

История художественного выпиливания в России

Выпиливание - старинный вид декоративно-прикладного искусства, традиции которого живы и в наше время. Дерево с незапамятных времен является источником вдохновения и любимым материалом мастеров всего мира. Оно стало верным спутником человека на долгие времена и люди платят ему любовью и уважением. Красота линий, глубина цвета, неповторимый запах дерева не оставит равнодушных, не даром дерево остается самым востребованным материалом в таком деле, как изготовление мебели или отделка дома.

Традиция украшения деревянных изделий резьбой, видимо зародилось в те далекие времена, когда первые мастера только научились осваивать самые несложные инструменты вроде ножа и топора.

Освоив самые первые нехитрые инструменты, люди начали строить из дерева дома и делать простейшую мебель. Быть может, тяга к прекрасному зарождается вместе с первыми проблесками сознания, а искра таланта освещает путь не только художнику, но и всем, тем, кому посчастливится наслаждаться плодами его искусства.

В России, существуют древнейшие традиции резьбы по дереву, идущие из глубины веков. Деревянные избы, терема, дворцы щедро украшались ажурными наличниками, резными карнизами. Практически все накладные и выступающие части строения покрывались резными узорами. Стоит вспомнить сказочные терема и избушки и перед глазами встают искусно вырезанные коньки крыш с петушками, да жар-птицами и столбы крыльца. Внутреннее убранство домов на Руси ничем не уступало внешней их красоте.

Резное дело, как раньше называлась резьба, возводилась в ранг искусства, а мастера, им владевшие, пользовались людским уважением и любовью.

Основной темой рисунка, или как его еще называли вызорочье, ознаменка или узорочье были различные узоры в виде косиц, зубчиков, прямей, грибков, звездочек и маковок. Очень часто встречались растительные орнаменты.

В XVI веке русские мастера перенимают у своих итальянских собратьев по ремеслу узоры, основанные на большом количестве различных переплетений – травяные узоры, или «фряжские травы». В это время резной орнамент, например на мебели обильно украшался серебром или позолотой.

В XVII веке большое влияние на работу отечественных резчиков оказали немецкие и голландские мастера. С этого времени используется большое количество новых инструментов, а в обиход резчиков входят заимствованные из немецкого языка слова и термины. Большое распространение получили книги с готовыми эскизами узоров, по которым велась резка.

Середина XVIII века в России была ознаменована резким изменением моды, которая, конечно же, затронула и деревянную резьбу. Массивность и кряжистость уступили место легкости и изяществу. Резное дерево окрашивается различными красками, покрывается позолотой и серебром. Основными мотивами резных орнаментов становятся различные цветы, раковины, большое количество всевозможных завитков.


Конец XVIII века, принесший в Россию моду на классицизм, вытеснил пышные рококо и барокко. Линии стали прямыми и четкими, за основу были взяты образцы античной скульптуры и живописи. Теперь резчики украшали свои изделия розетками, резными бантами, лентами, вазами, венками, гирляндами. Резные украшения располагались в строгом соответствии с пропорциями и конструкционными параметрами декорируемого предмета. В это же время приобретает декорирование наборным деревом, в котором древесина темного и светлого оттенка располагалась различным способом. Рисунок мог иметь вид чередующихся в различных направлениях полос, ромбов, шашечек.

Ампир, пришедший на смену классицизму, привнес в резное дело свои сюжеты. Грифоны, сфинксы, львы, птицы, а также военные щиты, пики, стрелы стали основными героями резных орнаментов.

Последние годы в России стали началом возрождения интереса к резной мебели и предметам интерьера. Мебель из массива стали делать на заказ, резные украшения используются во внешней и внутренней отделке домов, в убранстве городских квартир. Эксклюзивная мебель, выполняемая по частным заказам, поражает разнообразием стилей, форм и способов декорирования. Лидирующие позиции в украшении мебели, конечно же, занимает резьба.

Прорезная резьба стала одним из элементов украшения русских деревянных построек, который сохранился во многих городах и селах Сибири и других районов России до настоящего времени. Применяется она и в настоящее время при возведении новых построек.

Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, долотами различного профиля, а также выкружными пилами, лобзиками, дрелью или. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика.

Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами резьбы она менее трудоемка.

Виды резьбы по дереву

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить четыре основных типа:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).

Условная классификация видов резьбы приведена в приложении 5.

Перейти к разделу: 2. Выбор идей и обоснование