Отечественная мультипликация
2. Первые шаги отечественной мультипликации
Что же такое «Мультипликация»? Для ответа на этот вопрос я заглянул в словарь.
Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н) МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ – Киносъемка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съемкой. || прил. мультипликационный, -ая, -ое. Мультипликационное кино. М. фильм.
Большая советская энциклопедия – Мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
В чем же заключается секрет «оживания рисунков»?
В проекторе за секунду пробегает 24 кадра, и для глаза все они сливаются в одно движущееся изображение. Значит, для «оживления» нужно сделать множество рисунков одного и того же объекта, на каждом из которых он изображается чуть-чуть по-другому. Вот почему этот вид кинематографа получил название «мультипликация». В переводе с латинского это слово означает «умножение», а первые художники как раз тем и занимались, что размножали сделанные заранее рисунки[2].
Позднее, когда появились не только рисованные, но и кукольные мультфильмы, для них придумали другое название - «анимация» (от латинского слова «анима» - душа и означает «одушевление»). Но многим более близко старое и привычное понятие мультипликации.
Наиболее известны следующие виды мультипликации:
- графическая (рисованная) – действующие лица рисованные герои;
- предметная (объемная) – действующие лица предметы, куклы;
- перекладная – используются плоские марионетки, вырезки.
Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич, который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемной кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы.
1910 год – Первый объемно - мультипликационный фильм "Развитие головастика". Владислав Александрович осуществлял покадровую съемку живых головастиков в воде. Этот год можно считать годом рождения русской анимации.
1912 год – Открытие первой студии кукольных фильмов в России.
Премьера анимационного фильма Старевича "Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей". В фильме в качестве персонажей он использовал препарированных насекомых, добившись необыкновенной правдоподобности их движений.
В 1913 г. В.А.Старевич создает мультипликационный фильм: "Стрекоза и муравей". Это произведение, сделанное по известной басне Крылова, имело огромный успех и принесло ему мировую известность.
1913 г. – Возможно, Старевич был первым, кто совместил графическую мультипликацию с натурным изображением в фильме "Ночь перед Рождеством" (1913) с Иваном Мозжухиным в главной роли. Он делает мультипликационную вставку в фильм "Ночь перед рождеством" по повести Н.В.Гоголя. В ней было показано, как Черт и Солоха вылетают на метле из трубы хаты, путешествуют по звездному небу, крадут месяц и возвращаются домой.
1925 год – Первые опыты энтузиастов рисованного кино не остались незамеченными. В мультипликацию приходит группа талантливых художников. В работе над фильмом «Китай в огне» принимали участие такие художники, как И. Иванов-Вано, сестры В. и 3. Брумберг, В. Сутеев и многие другие, ставшие впоследствии крупными мастерами советской мультипликации и вписавшие немало интересных страниц в ее историю.
1927 год – И. П. Иванов-Вано начал ставить фильмы для детей: «Каток», «Сенька-африканец», «Похождения Мюнхгаузена», «Стрекоза и Муравей», «Три мушкетера», «Мойдодыр», «Краденое солнце».
Крупнейший мастер российских анимационных графических фильмов для детей и взрослых – режиссер Федор Хитрук. Его фильмы очень разные. Первый — «История одного преступления» — сатирический, «Фильм, фильм, фильм!» — искрометная юмореска. Добрый лукавый юмор в фильмах Хитрука сочетается с мудрым взглядом сказочника, любящего природу, детей и волшебство фантазии. Эти свойства в полной мере проявились в его лентах «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух»
Нельзя также не упомянуть известный анимационный фильм «Ежик в тумане» и его знаменитого режиссера Юрия Норштейна — ученика Иванова-Вано.
В 30-е годы больших творческих успехов достигает отечественная кукольная мультипликация. В 1927 году в анимацию пришел Александр Птушко, который сначала был конструктором кукол, а потом поставил несколько кукольных фильмов, в которых человека играл актер, а куклы изображали вымышленных персонажей. Такие фильмы называются синтетическими, или комбинированными.
В 1936 г. в Москве по решению правительства была создана специальная студия рисованных фильмов "Союзмультфильм", на которой производились любимые детьми СССР и других стран мультфильмы.
Художники-мультипликаторы начинают постепенно осваивать цвет. Выходят первые цветные детские фильмы "Красная шапочка" (1937 г., реж. В. и 3.Брумберг), "Маленький Мук" (1938 г., реж. О.Ходатаева).
В 1941-1943 гг. студия эвакуирована в Самарканд, многие сотрудники студии воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Послевоенные успехи "Союзмультфильма" - выпуск первого полнометражного (часового) рисованного фильма "Конек-Горбунок" И. Иванова-Вано (1947), картин В. и 3. Брумберг "Пропавшая грамота" (1945) и "Федя Зайцев" (1948), фильма Л. Амальрика и В. Полковникова "Серая Шейка" (1948), лент, созданных ленинградцами М. Цехановским ("Цветик-семицветик", 1948)
В 1940-50-е годы на студии появляются новые художники - выпускники ВГИКа и других учебных заведений - известные графики и книжные иллюстраторы - Е. Мигунов, А. Сазонов, Л. Мильчин, Л. Шварцман, Л. Азарх, А. Винокуров, В. Никитин, А. Савченко, П. Саркисян, П. Репкин, С. Русаков и др.
В 1950-е годы студия выпускает известные фильмы "классического" направления - преимущественно детские, часто основанные на применении "эклера" (ротоскопа) (особенно в 1950-55гг.). В этот период сняты такие знаменитые ленты, как "Каштанка" (1952), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1950) М. Цехановского, "Аленький цветочек" (1952), "Золотая антилопа" (1954), "Снежная королева" (1957) Л. Атаманова; "Волшебный магазин" (1953) Л. Амальрика и В. Полковникова; И. Аксенчука; "Когда зажигаются елки" (1950),
В 1953 году организовывается Объединение кукольных фильмов (первое в СССР после войны). Первый успех объединения - фильм Е. Мигунова "Карандаш и Клякса - веселые охотники”.
В 1957 году возрождается жанр мультплаката ("Чудесница" А. Иванова - 1957г. и др.).
На рубеже 1970-х годов возникает созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: “Маугли” (Р. Давыдов, 1967-71), "Малыш и Карлсон" (Б. Степанцев, 1968-70), "Умка" (1969-70, В. Пекарь и В. Попов), "Ну, погоди!" (В. Котеночкин 1969-93, Госпремия СССР 1988г.).
С 1969 года выпускается альманах “Веселая карусель”, где пробуют силы режиссеры, определившие "лицо" мультипликации в 1970-80 годы (А. Петров, В. Угаров, Г. Баринова, Л. Носырев, Г. Сокольский и др.).
1970-е годы – Кроме "Союзмультфильма", анимацией в России занимаются "студия Экран" и Свердловская киностудия.
Технической вершиной советской анимации 1970-х годов является мультфильм Полигон (1977) Анатолия Петрова.
В 1970-80 годы подчас уже каждый режиссер разрабатывает свое направление: И. Ковалевская - музыкальный фильм ("Катерок”, “В порту”, ”Как Львенок и Черепаха пели песню”), Р. Давыдов – исторические ”полотна” ("Василиса Микулишна'', “Детство Ратибора”), Ф. Хитрук – фильмы-притчи ("Остров”, “Икар и мудрецы”), Б. Дежкин – спортивный фильм и фильм-концерт (“Футбольные звезды”, “Метеор на ринге”), Г. Качанов – лирические детские картины ("Письмо", "Аврора").
К 1980-м годам списки режиссеров пoпoлняют имена Г. Бардина ("Конфликт", "Брак!", "Банкет", "Выкрутасы" и др.), Э. Назарова ("Жил-был пес”, "Путешествие муравья"), С. Соколова ("Догада", "Черно-белое кино") и других.
В 1981 году на студию «Экран» (впоследствии «Мульттелефильм») пришёл украинский аниматор Александр Татарский, который начал с экспериментов с пластилином («Пластилиновая ворона» (1981), «Падал прошлогодний снег» (1983)), потом перенёс эту эстетику на рисованный фильм (Обратная сторона Луны (1983)).
На Свердловской киностудии (впоследствии студия А - Фильм) активно используется живопись по стеклу (Сказочка про козявочку (1985), Добро пожаловать! (1986)). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров.
Заметное место в анимации 80-х годов занимает тотальная анимация.
С конца 80-х преобладает упрощённый рисунок с грубыми штрихами (Следствие ведут Колобки, Здесь могут водиться тигры (1989) и др.).