Технология создания анимационных фильмов
3. Технология создания анимационных фильмов
Для создания своего мультфильма, мне предстояло выяснить их технологию создания. Перечитав справочники, выяснил, что существует несколько видов создания мультипликационных фильмов.
Графическая анимация
Графическая анимация (рисованная)– в фильме действуют рисованные герои. В графической мультипликации кадры — это последовательные фазы движения рисованных объектов (графических, теневых), основанные на плоских марионетках и «перекладках», включая и фотовырезки.
Кукольная анимация.
По популярности она уступает лишь рисованной мультипликации. Здесь снимают любые объемные предметы, «оживленные» художником. При этом куклы создаются из самого разнообразного материала: ткань, дерево, стекло, камень, пластилин, бумага, нитки, вата, соломка, металл, пластик.
Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется покадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения. Этот тип анимации возник в России, где В.А.Старевич начал делать кукольные фильмы еще в 1911. Среди наиболее выдающихся его последователей - А.Л.Птушко, чей Каменный цветок (1946) является одним из шедевров кукольной анимации.
В последнее время среди кинолюбителей всего мира получает большое распространение мультипликация, в которой персонажи изготавливаются из пластилина.
Особую популярность у нас в стране мультипликация с применением пластилина получила после появления на экране фильма "Пластилиновая ворона", созданного на Центральном телевидении в объединении "Экран" молодым режиссером А. Татарским и художником И. Ковалевым.
Перекладная анимация
Перекладная анимация — фильмы, в которых персонажами являются плоские марионетки.
Марионетки двигаются только в плоскости, а не вглубь кадра. Их движения проще по сравнению с кукольными и рисованными персонажами. Развитие техники плоской марионетки началось в 20-е годы в жанрах рекламы, плаката, политической карикатуры. Таким способом был снят первый советский фильм-киноплакат «Китай в огне». В этом фильме фигурки состояли из нескольких частей, которые скреплялись проволочными шарнирами — шарнирная марионетка (рис. 33), замаскированными кружками бумаги. Среди первых перекладных лент — фильм-«кинокнижка» «Почта» Цехановского, созданный по книжным иллюстрациям к стихотворению Самуила Маршака.
Игольчатый экран
Игольчатый экран — техника анимации, изобретённая в 1931 году Александром Алексеевым (патент № 387554 от 11 июля 1935 года).
Игольчатый экран представляет собой вертикальную плоскость, через которую проходят равномерно распределенные длинные тонкие иглы. Иглы могут перемещаться перпендикулярно плоскости экрана. Число игл может быть от нескольких десятков тысяч до миллиона. Иглы, обращенные острием к объективу — не видны, но неравномерно выдвинутые иглы отбрасывают тени разной длины. Если выдвинуть их — картинка темнеет, если втянуть — светлеет. Полностью втянутые иглы дают белый лист без теней. Перемещением источника света и двигая иглы, получают интересные картины.
Метод «Эклер»
Эта техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, который использовал её в серии своих фильмов «Из чернильницы».
В СССР ротоскопирование (известное также под названием «Эклера») широко использовалось с конца 30-х до 50-х годов, в таких фильмах, как: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Каштанка».
Теневая анимация
Теневая анимация, идущая от традиций китайского театра теней, основана на съемке силуэтных, теневых, изображений на плоскости.
Ее основоположница — немецкий режиссер Лотта Реинигер. Лучший из ее фильмов «Приключения принца Ахмеда», который она делала три года, с 1923 по 1926 (рис.34), поставлен по сюжетам «Сказок 1001 ночи». В нем созданы утонченно-удлиненные фигурки людей, летающих лошадей, волшебников и ведьм, фантастических птиц, джиннов, вписанных в изящные ажурные фоны, изображающие дворцы, таинственные острова, пышно вьющуюся растительность.
Живопись по стеклу
Перво-наперво, конечно, смотришь на эту чудо-технику — масляная живопись на стекле — благодаря которой мультфильмы Александра Петрова столь разительно отличаются от остальных. Получается что-то вроде картины, переложенной на пленку, по силе воздействия, присутствию воздуха и света сравнимой с полотнами импрессионистов. Каждый кадр уникален: будучи заснятым на кинопленку, он тут же стирается и на его месте возникает другой. Такую живопись я наблюдал при просмотре телепередачи «Минута славы».
Силуэтная и коллажная анимация
В силуэтной анимации вырезанные из картона или другого материала фигурки накладываются на целлулоидную пленку, причем для каждого следующего кадра их положение слегка меняется. В коллажной анимации используется тот же принцип, однако вместо фигурок применяются вырезки из книжек, наклейки, иллюстрации.
Анимация объектов заставляет неживые предметы казаться одушевленными. Могут использоваться как предметы повседневного обихода (спички, вилки, часы), так и фотографии и различные изображения.
Компьютерная анимация
Компьютерная анимация, наиболее распространенная на сегодняшний день. В компьютерной анимации (появилась в 70-е годы) после того, как нарисованы основные позы, автоматически рассчитываются промежуточные положения героев. В электронной анимации на компьютере мультфильм создается весь целиком. Но дело это весьма трудоемкое и дорогое, например, первый полнометражный (т.е. длительностью более часа) компьютерный мультфильм "История игрушек" (США, вышел в 1995 году) создавался долгих четыре с половиной года.