Эпоха железного века в истории украшений

1. Эпоха железного века

Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий. Обыкновенные вещи — предметы быта, инструменты, рабочая одежда, — простые и незаметные, какими важными станут они через много лет для грядущих поколений, желающих узнать свои истоки и обнаружить собственную неповторимость.


В фантастических образах и в сугубо реалистичном виде отражаются эстетические представления, психический склад и жизненное кредо некогда многочисленной северной народности — карел. Культура этого народа тесно связана с русской культурой и одновременно сохранила уникальные черты. Период XII-XIV вв. — время расцвета древнекарельской культуры. К этому периоду относится большинство археологических памятников: поселения и могильники, клады и петроглифы (наскальные изображения), позволяющие в деталях представить картину далекого прошлого.

Нам остается один путь - путь аргументированной гипотезы, основанной на следующих основных группах источников информации:

· этнографическая - древние устройства и методы, сохранившиеся в традициях современных цивилизаций или используемые примитивными племенами;

· археологическая - находки украшений или их деталей;

· художественная - изображения в произведениях искусства соответствующего периода (вазовая или настенная живопись, рельефы и т. д.);

· литературно-фольклорная - исторические описания из различных литературных памятников соответствующего периода или описания, сохранившиеся в фольклоре;

· аналитическая - основанная на анализе социально-экономических условий, сохранившихся украшений, их возможного распределения по географическим регионам.

1.1. Исторические находки археологов

История карельской археологии начинается в 1880-х годах с исследований этнографа и археолога Теодора Швиндта, который в течение десятилетий проводил раскопки в западном Приладожьи и в Ладожской Карелии. В это же время Хьялмар Аппельгрен-Кивало занимался исследованиями побережий Ладоги и Карельского перешейка, исследовал городища и укрепленные острова. Были найдены захоронения викингов по обряду кремации, могильники, жертвенные камни, клады, отдельные предметы на территориях Сортавала, Куркиеки, Ряйсяля, Саккола, Метсяпирти. Около двух десятков предметов, главным образом украшений времен викингов найдено в Приозерске во время раскопок 1976, 1989-1990 годов. Наиболее ранними находками в этой группе являются равноплечая фибула и фрагменты фибулы эпохи меровингов.

1.2. Обработка железа и изготовление предметов из него


Суровые условия земледелия не всегда могли обеспечить карел зерном. Зерно ввозилось из Новгорода, особенно в неурожайные годы. Торговые связи с Новгородом быстро переросли в культурные и политические. Карелы переняли у новгородцев приемы обработки железа и изготовление предметов из него. Железные предметы производились и для своих нужд и на внешний рынок. Железо добывали из местной болотной руды. В небольшие доменки помещали болотную руду вперемешку с древесным углем и использовали сыродутный процесс. В результате получалось неплохое железо и сталь. Производство железа получило такое широкое распространение, что в писцовой книге 1500 г. упоминаются деревни целиком занятые производством железа. Практически все украшения карельских женщин были изготовлены из железа.

1.3. Древние украшения карельских женщин

Каждое изделие занимало в женском наряде определенное место. Головной платок прикреплялся к волосам уникальной застежкой, сплетенной из тонких серебряных или медных нитей (рис. 1). Сюкерё. Заколка, которой женщины закрепляли платок на волосах. Изготавливалась из серебряной проволоки.

Древние карельские украшения

Рисунок 1

Наплечная накидка застегивалась крупной подковообразной фибулой (рис.2), орнаментированной растительным узором. Их так и назвали в специальной литературе – фибулы карельского типа [5], так как они встречены на территории расселения древних карел. Древние карельские украшенияРисунок 2
Круглые, слегка выпуклые броши, украшенные стилизованными изображениями деревьев, листьев, геометрическими узорами, скрепляли ворот льняной или тонкой шерстяной рубашки Древние карельские украшения

Рисунок 3

Шерстяная женская одежда, состоявшая из длинной юбки, у которой задние лямки соединялись с передними на предплечьях. В местах соединения (справа и слева) лямки крепились овально – выпуклыми фибулами, покрытыми узорами из кружков, плетёнки, клешней рака, так называемым звериным и растительным орнаментом. От фибул спускались пронизки, своей формой напоминающие букву «Ф». Через них пропускался шнур, к которому снизу привязывался цепедержатель (рис.4). Древние карельские украшения

Рисунок 4

Серебряные цепедержатели придавали этим изделиям неповторимое своеобразие. К ушкам цепедержателя подвешивались миниатюрные украшения треугольной, ромбовидной и сердцевидной формы, в виде бубенчиков, лапок водоплавающей птицы. Цепедержатели соединялись друг с другом нагрудными, чаще всего железными цепочками.
От них спускались ещё обрезки цепей с висевшими на концах копоушкой, ножом, шумящими украшениями и т.д. Копоушки (рис.5) использовались одновременно и для украшения костюма и в гигиенических целях – для чистки ушей. Они делались из серебра, медных сплавов и железа. Рис. 5 Древние карельские украшения
Немногочисленные шумящие украшения – коньковые подвески. На одежде женщины в древности было так много шумящих подвесок (рис.6), что, при движении создавался красивый перезвон, отгонявший злых духов. Люди в древности верили, что эти украшения оберегали владельцев от всего плохого. Древние украшения карельских женщин

Рисунок 6

Ножи с медными орнаментированными рукоятями (рис.7) носились в ножнах и прикреплялись к одной из нагрудных цепочек. Нарядные, искусно украшенные изделия производили впечатление парадности. Конечно же, такие ножи исполняли, скорее всего, декоративную функцию, так как маленькое лезвие, составлявшее 0, 4 – 0, 48 [5] всей длины ножа, вряд ли годилось для каких – либо серьезных операций. Рис. 7

Древник украшения карельских женщин

Наряд женщины дополнялся спиральными украшениями, нашивавшиеся на передник. Для карел характерен способ аппликации, при котором спиральки длиной 1 – 1, 5 см нанизывались на нить, конскую или шерстяную, пришивались к полосе ткани, который потом прикреплялся к подолу передника. Такой орнамент виден только с лицевой стороны, известны сложные композиции в виде крестообразных фигур, демонстрирующий вершину мастерства рукодельницы.

1.4. Основные элементы карельской вышивки

Традиция вышивки имеет у карельского народа многовековую историю. Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Первоначально узоры имели магическое значение и выполнялись на шерстяной ткани медно-бронзовой спиральной проволокой (рисунок 8).

Древние карельские узоры

В дальнейшем мистический смысл орнамента был утрачен, да и сами узоры стали выполняться по льняным тканям из обычных шелковых или хлопчатобумажных нитей (рисунок 9).

Древние карельские узоры

До начала XX века, в условиях патриархального хозяйства вышивание было массовым занятием и являлось обязательным навыком каждой женщины. Вышитые изделия являлись неотъемлемыми атрибутами свадебного, погребального и поминального ритуалов.
Для карельской вышивки характерны лаконичные геометрические узоры (согласно традиции, оберегавшие от порчи) (рисунок 10).

Древние карельские узоры

Растительные и животные мотивы также схематичны; при этом довольно часто встречаются изображения фантастических существ: дерево-человек, птица-животное, двухголовый конь... (рисунок 11).

Древние карельские узоры

Женская фигура всегда связана с символами плодородия. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево (рисунок 12).

Древние карельские узоры

Все это говорит об исключительно древнем, архаическом характере этого искусства. Основным цветовым решением в карельских вышивках являлось бело-красное сочетание. Среди северных карел преобладающими были чисто геометрические мотивы. По композиционному смысловому и магическому значению карельские узоры вполне можно сравнить с петроглифами, созданными далекими предками карельского народа. Древние карельские узоры

Перейти к разделу: 2. Различные техники лепки