Карьера, рынок труда и образование в России
3. Понятие «карьера»
Прежде всего, в профессиональной карьере нужно опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело.
При планировании карьеры следует учитывать также и социально-экономические факторы.
План профессиональной карьеры должен учитывать следующие вопросы: смысл и цель жизни; планируемая профессия (основной и запасные варианты); предполагаемое образование (содержание и уровень); профессиональное мастерство (разряд, класс, категория); предполагаемые должность, пост; желаемый размер оплаты; место проживания, жилищные условия.
Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и конкретизироваться.
4. Рынок труда и профессий
К числу самых массовых профессий относятся парикмахер и продавец; самая престижная профессия — государственный чиновник, самая опасная — военный, самая редкая — космонавт (см. схему 3).
Если просмотреть информационные источники, в которых публикуются объявления о вакантных рабочих местах, можно увидеть огромное количество предложений работы. Однако одни из них предполагают низкий уровень оплаты труда, даже таким востребованным специалистам, как учитель или врач.
Другие предложения обещают весьма туманные перспективы и вызывают сомнения («Гербалайф» и его многочисленные последователи из числа фирм сетевого маркетинга). Небольшую группу составляют предложения, адресованные узкому кругу лиц — профессионалов высокого уровня квалификации.
Со стороны новых компаний наметился особый вид спроса — на менеджеров, которые могут полностью оснастить фирму компьютерным оборудованием, предоставить программное обеспечение, наладить системы охраны и различные виды теле- и радиосвязи.
Но для того чтобы получить соответствующую работу, необходим как минимум пятилетний опыт работы по разработке программного обеспечения и совершенные профессиональные знания.
В настоящее время повышенным спросом на рынке труда пользуются:
- квалифицированные рабочие различных профессий и специальностей: слесарь-монтажник, машинист экскаватора, слесарь-сантехник, монтажник технологического оборудования, автослесарь, машинист холодильных установок, слесарь-инструментальщик, закройщик, швея, портной, кондитер, слесарь-ремонтник, парикмахер;
- брокеры, секретари-референты, предприниматели, аудиторы, банковские работники, специалисты по маркетингу, социальные работники, преподаватели;
- специалисты по рекламе, маркетингу, менеджменту, в области упаковки и хранения продукции, в сфере агросервиса и экологии;
- организаторы фермерского хозяйства со знанием основ менеджмента и маркетинга, механизаторы широкого профиля, печники, профессионалы в области народных ремесел и промыслов и др.;
- специалисты, связанные с информационными технологиями, биотехнологиями, энергоснабжением, аудиторским контролем, управлением финансами и деятельностью в области налогообложения.
Рынку труда в зависимости от экономической ситуации (подъем экономики, спад, мировой финансовый кризис) требуются работники разных профессий и специальностей. Но требования, предъявляемые к ним со стороны работодателей во многом схожи.
Практически все работодатели хотят иметь специалистов с высшим образованием. Но главное условие — опыт работы на аналогичной должности не менее трех лет. Помимо этого, из дополнительных условий наиболее часты: знание иностранного языка (лучше — двух-трех), умение пользоваться компьютером, наличие водительских прав.
На российском рынке труда молодые люди (16-29 лет) представляют самую многочисленную группу среди официально зарегистрированных безработных. В основном это подростки и молодежь, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имеющие практических навыков.
Среди этой возрастной группы высок процент соискателей, обладающих повышенной самооценкой и при этом не умеющих вести диалог с работодателем. Отказываясь от вакансий, молодые люди обычно ссылаются на низкую заработную плату и неподходящие условия труда; наибольшее число подобных отказов наблюдается среди выпускников высших учебных заведений.
Центры профессиональной консультационной помощи. В связи с ситуацией на рынке труда учащимся необходима помощь при выборе профессии, определении профиля профессиональной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей. С этой целью в городах организованы центры профконсультационной помощи.
5. Виды профессионального образования в России
По уровню различают общееобразование, которое мы получаем в школе, и профессиональное образование — то, которое мы пока только планируете приобрести для получения профессии.
Виды образования | Учебные заведения |
---|---|
Начальное | Профессиональные училища |
Среднее | Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища) |
Высшее | Высшие учебные заведения (институты, университеты, академии) |
Послевузовское | Аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура высших учебных заведений |
Учащиеся должны знать, что консультации по профессиональной ориентации проводятся только по их собственному желанию. Они имеют право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному).
Начальное профессиональное образование необходимо для выполнения профессиональной деятельности рабочего или служащего в различных областях народного хозяйства.
Приобрести его можно в образовательных учреждениях начального профессионального образования — профессионально-технических училищах (ПТУ) и иных училищах данного уровня. Срок обучения в профессиональных училищах на базе неполного среднего образования 3 года, на базе среднего образования — 1 год.
Существует много профессий, с которыми мы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно.