История витражного искусства
1. История витражного искусства
Витраж (фр. vitre — оконное стекло) – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, предназначенное для заполнения проёма и рассчитанное на сквозное освещение. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов.
Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».
Витраж Нотр-Дам, Франция.
Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Главный собор Аугсбурга называется Mariendom — собор, в котором сохранились самые ранние цветные витражи в мире.
Во Франции первым собором, построенным в готическом стиле, был Нотр-Дам, большие витражные окна этого собора заполнены историческими и библейскими сюжетами.
Витраж Аугсбургского собора, Германия.
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр. Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян.
Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
2. Витражное искусство в России
В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В начале 19 века и в Западной Европе витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения.
Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков французские, немецкие и швейцарские.
«Воскресение Христа», Исаакиевский собор.
Также алтарный образ Воскресшего Спасителя Исаакиевского собора был заказан за границей — в Мюнхене, по эскизу Г. М. фон Хесса. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия.
В конце 19 века в России наладилось производство витражей на Императорском крестьянском заводе. Эти работы представляли собой картины на стекле. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» и «Святое семейство».
Русские витражи конца XIX — начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли, композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн.
«Программным» произведением русского витражного искусства, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте, в С-Петербурге. Классическим примером стиля Модерн – является дом-Особняк С. П. Рябушинского в Москве.
Витраж Дома-Особняка С. П. Рябушинского , Москва.
3. Вариативность витражей
Каждый из нас хочет жить в красивом и уютном доме. Знания о красоте и удобстве зданий и вещей и составляют основу Дизайна. Нас заинтересовала история возникновения и развития этого древнейшего вида искусства. Мы захотели больше узнать о видах витражного искусства и технологии его изготовления.
Ведь человек всегда стремился внести красоту в свое жилище.
Свинцово-паечный витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.
Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
Мозаичный витраж - наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон.
Спечной витраж (фьюзинг) - витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Пескоструйный витраж - вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.
Имитация витража. Имитация – это процесс подражания чему-либо или выполнение похожей работы из других, часто более простых материалов.
Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
Транспарант - просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу.
Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).
Витражная роспись по стеклу - на поверхность стекла наносится рисунок специальными красками по заранее заготовленному трафарету.