Чувашские народные костюмы в музее с. Першино.

2. Чувашские народные костюмы в музее с. Першино

Нас заинтересовал женский костюм. Для исследования старинного чувашского костюма мы выбрали два платья из Першинского краеведческого музея и одно платье моей бабушки, Пырковой Розы Александровны, 1951 года рождения, уроженки Вурнарского района деревни Анаткас - Абызово.


Она приехала в деревню Сединкино Заводоуковского района в 80 – ых годах 20 столетия и осталась здесь навсегда, сейчас моей бабушки нет в живых. Всю свою жизнь она проработала на ферме дояркой.

Первый костюм, подаренный музею Васильевой Лидией Васильевной интересен ручной вышивкой, кружевами и аппликацией. Все эти украшения находятся на подоле платья и рукавах ( Приложение I).

Второй костюм принадлежит Пичулевой Людмиле Александровне. Он заинтересовал нас своим покроем. В нем мы нашли сохранение традиций формы платья. Прослеживается силуэт туники, рукава заужены к кисти руки, клинья вставлены под мышками. Платье оформлено аппликацией и машинной вышивкой. Вышивка имеет символическое значение (огонь, солнце, вода, благополучие) (Приложение II).

Платье моей бабушки сшито на машинке из льняной ткани. Вышивка присутствует на подоле, рукавах и вороте. Бабушка сделала вышивку своими руками. Узор цветочный.

Все платья украшались фартуками или передниками. Фартук моей бабушки сделан из атласной ткани и украшен поясом из ленточек трех цветов: розового, белого, голубого.

Два современных костюма также были исследованы нами. Один костюм принадлежит Степановой Антонине Борисовне, а второй – Першинскому Дому культуры, костюм изготовлен в г. Чебоксары. В современных костюмах нет туникообразной формы, но сохраняется вышивка на груди, вороте, на поясе, рукавах и подоле (Приложения III и IV)

Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан – род длинного полотенцас вышитыми и обшитыми тесьмой концами.


Праздничными головными уборами были: у девушек – тухья – шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин – хушпу – шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками – тухланками.

Сзади к хушпу пришивали длинный хвост, который украшали бисером монетами, тесьмой и т.п. В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье, шейное украшение из монет, нагрудное украшение, перевязь, которую носили через плечо, наспинное украшение, подвески к поясом, нагрудные украшения и сурбанные подвесы. Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами – ужовками, тесьмой, кумачом и т.д.

Образцы головных уборов также исследованы нами. Тухья принадлежит Гилевой Алевтине Семеновне (Приложение V) , хушпу - Пичулевой Людмиле Александровне (Приложение VI).

Основной обувью у мужчин и женщин были лапти. Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из из семи лычек с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно – из более узких полосок лыка и большого их числа (из 9, 12 лычек). У верховых чувашек рядом с головкой пропускали тоненькую веревочку – по ней женские лапти легко отличить от мужских.

Верховые чуваши носили лапти с черными толсто намотанными онучами, поэтому оборы делали до 2 м длиной. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками. Обертывание онучей и плетение их оборами требовало времени и умения. Женщины юго – восточных районов носили также суконные гетры. Валенки в прошлом носили состоятельные крестьяне.

Интересный экспонат нашего музея – чувашские лапти, подаренные Васильевой Лидией Васильевной. Мы сделали вывод, что они женские, так как сплетены из 12 лычек, носок у них узкий, сами они неглубокие (Приложение VII).


Чувашский костюм моей бабушки украшен специальными нагрудными многослойными украшениями, которые называются щуха (щука), они действительно напоминают чешую рыбы.

Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. Он символизирует грандиозный путь древней культурной традиции и отражает художественно – эстетические вкусы чувашского народа.

Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Образ девушки в орнаментированной рубашке и нарядном головном уборе тухья прочно вошел в сознание как символ Чувашии.

Используемая литература

1. Маслова И.Н. /Взаимодействие русской и чувашской культур. – Издательство Тюменского государственного университета. - 2006. – 92 с.

2. Николаева К.И. /Чувашский язык. Начальный курс: учебник для русскоязычных учащихся и студентов. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во,2004. – 159 с.

3. Демина Л.В., Логинов В.Н., Маслова И.Н. и др./Бичуринские чтения: история, культура и религия чувашей: материалы IXрегиональной научно-практической конференции. – Тюмень: РИЦ ТГИК. – 2015. – 184 с.

4. Минеева В.А. /Чувашское узорное ткачество: Книга – альбом. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство. – 2008. – 182 с.

5. Иванов В.П. , Николаев В.В., Дмитриев В.Д./ Чуваши. Этническая история и традиционная культура. – Москва. Издательство ДИК. – 2000. – 94 с.

Перейти к разделу: Приложение I