Заключение творческого проекта
Заключение
Таким образом, рассмотрев компоненты, составляющие характеристику орнамента вышивки, познакомившись с художественным языком орнамента, его символикой, можно сказать, что он гораздо сложнее, чем, кажется при первом восприятии.
Выяснив значение символов в орнаменте русской вышивки, я поняла, что красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом.
Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках: женщины с воздетыми руками, не отцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине...
Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. А верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице (по-старому кЬко-ши), лебеде («кичет лебедь белая»).
Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская красавица представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит.
Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур — земледельческая.
Им русский человек служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме, в его стремлении единения с природой.
Литература
Т.И. Еременко «Рукоделие»
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Русская народная вышивка"