Символическое значение цвета в орнаменте вышивки

2. Символическое значение цвета в орнаменте вышивки

Наряду с узорами-символами в процессе вышивки имело значение и цветовая гамма. Цвет в одежде был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли.

Белгородскими мастерицами в вышивке использовались следующие основные цвета ниток: красный, черный, зеленый, алый и синий.

  • Красный символизировал солнце, огонь, кровь и обозначал тепло, любовь, красоту, победу. На женской и мужской одежде он означал вечный союз с черной землей.
  • Черный цвет – излюбленный в нашем регионе. Под ним подразумевался вечный покой, чернозем, плодородная земля, которую ласково величали «матушкой-кормилицей».
  • Зеленый цвет олицетворял растительный мир окружающей природы, изобилие, надежду, спокойствие, радость и свободу.
  • Желтый цвет означал кратковременную разлуку.
  • Алый цвет – грусть неразделенной любви.
  • Красно-оранжевый всегда назывался в народе цветом солнечного тепла, а яркий малиновый – восход и закат солнца.
  • Белый, духовное начало, чистота, (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой).

    Так в прошлые времена русский народ, создавал свои традиции и обычаи, свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться своей красочностью и поэтичностью.

3. Природные объекты и явления их отражение в орнаменте русской вышивки.

  • Анализируя материальные источники содержащие вышивку, чаще всего встречаем следующие виды орнаментов:
  • геометрический орнамент символические изображения солнца, неба, земли, воды
  • растительный орнамент, изображения цветов, листьев, некоторых плодов, например рябины, винограда
  • зооморфный орнамент, изображающий животных, птиц,рыб.

Отражение природных объектов и явлений в орнаменте русской вышивки

Самым почитаемым природным объектом было Солнце. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица.


Солнце, почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой.

Отражение солнца в русской народной вышивке

К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). Этот символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.

Солярные знаки мы видим на многих предметах материальной культуры. Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков- славян имел форму круга. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца.

В процессе эволюции ромба в Белгородской области возникли множественные его варианты. Один из них «репей» - гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Именно такой ромб мы видим на изображении.

Свое название он получил из-за внешнего сходства с соцветиями лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни.

Если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, то обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу.

Пустой в середине - земля или твердь.

Отражение земли в русской народной вышивке

Цепочка вертикально расположенных ромбов - «древо» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли, плодоносящей, женского начала и матерью плодородия вообще. На женской одежде ромб встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом.

На фотографии изображение женской одежды, в частности, рубаха рукава которой богато украшена традиционной символичной вышивкой, которая в данном случае выступает оберегом. Ромб - это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живѐт в достатке и всегда будет многочисленна.

Второй самый значимый природный объект - Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля».

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери.

Плодородие в русской народной вышивке

Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.

По древней легенде коню отводилась почетная роль участвовать в передвижении солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки Вселенную.


Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Русская народная вышивка птица – пава

Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалась в виде водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Животворящая сила воды в русской народной вышивке

С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось еще время до полевых работ, русские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах и полотенцах. Вышивали они под благотворными лучами вешнего Солнца. А ведь слово «узор» звучит как заря… Быть может потому на серебристо-белом полотне, как заря, горит вышитый орнамент?

Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром Очень красив в исполнении растительный орнамент В данном случае он теряет свой символический смысл, и выступает как декоративный элемент.

МИФ: В поэтических представлениях всадник на коне освобождает весну от зимнего плена, отпирает Солнце, открывает путь вешним водам. Только после этого Весна вступает в свои права. Кроме того, вместе с всадником прилетают птицы.

Весна и птицы в русской народной вышивке

В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло. Наши предки верили, что загаданное обязательно сбудется, если желание изобразить.