Проект по технологии на тему "Мир профессий"

Учебный проект по технологии на тему «Мир профессий» является групповым и творческим, выполнен учениками 9 и 8 классов. Проектная работа отражает сведения о таких профессиях в растениеводстве, как фермер и ландшафтный дизайнер, флорист и озеленитель. В ходе работы над проектом учащимися также были проведены открытые мероприятия: мастер-класс «Моя профессия-флорист», внеклассное занятие «Знатоки растениеводства».
Проводя творческий проект о мире профессий учащиеся 9 (8) класса пришли к выводу о том, что в настоящее время рынок профессий очень разнообразен и реализовать себя на рынке труда будущие выпускники смогут как в больших агропредприятиях, так и организовав личные подсобные хозяйства.
Оглавление
Введение
- Методологический аппарат
- Ожидаемые результаты проекта
- Этапы проекта
Заключение
Введение
В групповом творческом проекте по технологии на тему "Мир профессий" описывается профессиональное самоопределение обучающихся 8 и 9 классов через посещение организаций, которые направлены на развитие растениеводства.
Актуальность проекта
В настоящее время проблема профориентации является актуальной в учебных организациях. Ведь современное общество стремительно меняется, и в условиях изменений выпускнику образовательного учреждения предъявляются высокие требования работодателем. Выпускники нашей школы - это обучающиеся с ОВЗ (ИН), поэтому им еще сложнее определиться в выборе профессии. Участвуя в данном проекте, мы проводим профориентационные мероприятия, посещаем различные малые предприятия нашего района, чтобы обучающиеся могли успешно определиться в дальнейшем выборе своей профессии.
Проблема проекта
Проблема проекта заключается в том, что современный рынок профессий очень велик и обучающиеся с ОВЗ (ИН) не всегда знают, какую профессию им выбрать после окончания учебного заведения.
Кроме того, при выборе дальнейшей профессии у обучающихся наблюдаются малодифференцированные представления о мире профессий, отсутствие выраженных интересов и склонностей к конкретному виду профессиональной деятельности, психологическая неготовность при переходе в профессиональную деятельность, неадекватная самооценка и несформированная способность оценки своих возможностей. Обучающимся с ОВЗ (ИН) необходима помощь в выборе профессии. Поэтому мы решили создать и реализовать данный проект в нашей школе.
Методологический аппарат
Дидактическая цель учителя: создать условия для профориентации обучающихся посредством знакомства их с профессиями растениеводства через беседы, экскурсии, игры и ИКТ-технологии.
Цель учеников: решить проблему через анализ изученной литературы, знакомства с профессиями растениеводства посредством экскурсий в малые предприятия Бугурусланского района.
Задачи:
- Расширить представления обучающихся о профессиях в растениеводстве (фермер, ландшафтный дизайнер, флорист, озеленитель).
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся (посещение малых предприятий нашего района: плодопитомник, фермерское и тепличное хозяйства).
- Сформировать адекватную самооценку и способность оценивать свои возможности при выборе дальнейшей профессии (проведение открытых мероприятий: мастер-класс «Моя профессия-флорист», внеклассное занятие «Знатоки растениеводства»).
Проектная идея: провести профориентационные мероприятия для успешного профессионального самоопределения.
Участники проекта: обучающиеся 9 класса (Бектемиров Руслан, Калашников Богдан, Шевченко Анна).
Сроки проекта: с 01.09.2024 по 20.10.2024.
Этапы проекта:
1 этап. Поисковый (изучение, анализ научной литературы, анкетирование);
2 этап. Технологический (экскурсии);
3 этап. Заключительный (подготовка и проведение открытых мероприятий).
Методы исследования:
Теоретический: анализ научной литературы по проблеме исследования.
Практический: наблюдение, посещение профессиональных организаций и проведение открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты проекта
- Повышение мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей у обучающихся к профессиям сельскохозяйственного труда.
- Сформированность психологической готовности и адекватной самооценки в осознанном выборе будущей профессии.
- Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях (например, возможность ведения личного подсобного хозяйства).
- Повышение компетентности профессионального самоопределение выпускника школы.
- Налаживание сотрудничества с партнерами, заинтересованными в профессиональной подготовке школьников.
Этапы проекта
На первом этапе изучили литературу по таким профессиям как ландшафтный дизайнер, фермер, флорист, озеленитель.
Расширив знания о данных профессиях, мы провели анкетирование, которое позволило выявить интерес к профессиям флорист и фермер.
На втором этапе обучающиеся посетили плодопитомник, фермерское и тепличное хозяйства в г. Бугуруслане Оренбургской области.
Фермерское хозяйство
В фермерском хозяйстве ребята познакомились с сельскохозяйственной техникой. Узнали о подготовке машин к зиме и весенней посевной кампании.
Экскурсия в плодопитомник
Посетив плодопитомник, ребята познакомились с такими профессиями как озеленитель, садовод и цветовод. Узнали об устройстве и организации предприятия.
Увидели как размножают и выращивают различные растения: ягодные кустарники (малину, крыжовник, смородину), плодовые деревья (яблоню, грушу, черешню, вишню), хвойные и цветочные культуры (гортензию метельчатую, розы).
На третьем – контрольном этапе нашего проекта проведено открытое внеклассное мероприятие «Моя профессия-флорист», на котором обучающиеся поделились полученными знаниями и показали мастер-класс «Составление букета по образцу».

А так же провели внеклассное занятие с обучающимися 7 класса и раздали буклеты с рекомендациями об успешном выборе профессии.
Заключение
Результаты проекта
- Обучающиеся расширили знания о профессиях фермер, ландшафтный дизайнер, флорист, озеленитель.
- Сформирована адекватная самооценка, снижена тревожность при профессиональном самоопределении.
- Обучающиеся посетили сельскохозяйственные предприятия нашего района: плодопитомник, фермерское и тепличное хозяйства.
- Проведены открытые мероприятия по итогам поездок.
- Проект опубликован на сайте организации ГКОУ «С(К)ШИ» г. Бугуруслана.
Подводя итоги выполненного учебного проекта по технологии на тему «Мир профессий», мы сформулировали следующие выводы:
В ходе работы над творческим проектом была достигнута дидактическая цель, которая заключалась в создании условий для успешной профориентации обучающихся посредством знакомства с профессиями растениеводства. Обучающиеся расширили знания о профессиях фермер, ландшафтный дизайнер, флорист, озеленитель. Повысилась мотивационно-потребностная сфера личности.
Анализ научной литературы и посещение малых предприятий нашего района позволило решить проблему обучающихся: больше узнать о профессиях растениеводства, снизить тревожность при профессиональном самоопределении и успешно определиться в дальнейшем выборе своей профессии.
В данном исследовании мы выявили, что в настоящее время современный рынок профессий очень велик и реализовать себя на рынке труда будущие выпускники нашей школы смогут не только в больших агропредприятиях, но и организовав личные подсобные хозяйства.
Использованная литература
- Васенков, Г. В. Педагогические аспекты становления профессионально–трудового обучения умственно отсталых школьников/ Г. В. Васенков //Коррекционная педагогика. – 2008-№ 1.
- Карвялис В. Ю. К вопросу о трудоустройстве и трудовой деятельности выпускников специальных школ.//Дефектология. - 1984. - № 2.
- Кравалис Я. Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе - залог успешной подготовки детей к жизни.//Дефектология. - 1976. - № 5.
- Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
- Мигулина, Н. Б. Профессиональная ориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе социально-трудовой адаптации / Н. Б. Мигулина, Н. В. Крутицкая //Сибирский учитель. – 2015. – № 5