Проект "Развитие коммуникативности и сплочение в учебных коллективах"

Рейтинг: 1

общение учащихся
Тематика: 
Автор: 
Бакин Фёдор Кириллович
Руководитель: 
Горбачёва Елизавета Сергеевна
Учреждение: 
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 150 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Класс: 
10

Содержание индивидуального исследовательского проекта по психологии на тему "Развитие коммуникативности и сплочение в учебных коллективах" отражает сведения в 10 классе о разработанной учащимся программе мероприятий, предназначенных для повышения уровня сплоченности и коммуникации.

При работе над исследовательской работой (проектом) о развитии коммуникативности и сплочение в учебных коллективах учащийся 10 класса реализовал предложенные им мероприятия на практике и дал оценку их эффективности, проведя анкетирование участников, а также составил отчет о проведенном исследовании и предложил рекомендации для дальнейшей работы.

Оглавление

1. Паспорт проекта
2. Теоретическая часть
2.1 Введение
2.2 Понятие коммуникативности.
2.3 Сплоченность как социальный феномен.
2.4 Влияние коммуникации на учебный процесс.
3. Практическая часть
3.1 Методология исследования
3.2. Процесс анкетирования и интервьюирования.
3.3 Мероприятия и тренинги.
3.4 Анализ результатов
Заключение
Литературные источники.
Рецензия №1
Рецензия № 2

1. Паспорт проекта

  1. Тема проекта: Развитие коммуникативности и сплочение в 10 б классе.
  2. Тип проекта: исследовательский.
  3. ФИО куратора: Горбачева Елизавета Сергеевна, учитель
  4. Противоречие: между необходимостью развивать у учеников коммуникативные навыки и низким уровнем развития их в классе.
  5. Проблема: Отсутствие навыков эффективной коммуникации и сплоченности среди учащихся может привести к конфликтам, недопониманию, низкой заинтересованности в совместной деятельности.
  6. Цель: исследовать методы и подходы к развитию коммуникативности и сплоченности в коллективе 10 класса, разработать и внедрить мероприятия по их улучшению.
  7. Задачи:
    • Изучить информацию по выбранной мной теме.
    • Провести анкетирование и интервью среди учащихся для выявления уровня коммуникативности и деталей взаимодействия в классе.
    • Исследовать теоретические подходы к развитию коммуникативных навыков и сплоченности.
    • Разработать программу мероприятий (тренинги, игры, группы обсуждений и т.д.) для повышения уровня сплоченности и коммуникации.
    • Реализовать предложенные мероприятия на практике и оценить их эффективность с помощью повторного анкетирования и обратной связи от участников.
    • Подготовить отчет о проведенном исследовании и предложить рекомендации для дальнейшей работы.
  8. Актуальность: в условиях современного общества, где навыки общения и умение работать в команде становятся все более значимыми, развитие коммуникативности и сплоченности в школьном коллективе является важной задачей. Это способствует не только лучшим результатам в учебе, но и формированию жизненно необходимых социальных навыков, которые будут полезны учащимся в будущем, как в учебной, так и в профессиональной сфере. Активное вовлечение подростков в совместные мероприятия способствует созданию положительной атмосферы в классе и снижению уровня конфликтности, что является актуальным для образовательного процесса.
  9. Ресурсы
  10. Тип ресурсов: Содержание ресурсов
    Информационные ресурсы: (Теоретическая информация по теме проекта):
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%
    D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2 (Коллектив)
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%
    D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%
    D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (Коммуникабельность)
    https://netology.ru/blog/11-2024-communication-skills (Коммуникабельность)
    (Статьи о сплочении коллективов):
    https://getcompass.ru/blog/posts/kak-splotit-komandu-motivaciya-sotrudnikov
    https://www.calltouch.ru/blog/idei-i-sposoby-splocheniya-komandy-sotrudnikov-v-kompanii/
    https://www.insales.ru/blogs/university/kak-splotit-sotrudnikov
    (Сайты с примерами мероприятий для сплочения коллектива):
    https://www.leadertask.ru/blog/igry-dlya-timbildinga
    https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/03/28/trening-
    na-splochenie-kollektiva-bolshaya-kompaniya
    https://multiurok.ru/index.php/files/trening-na-splochenie-kollektiva-my.html
    Материальные ресурсы: Помещение для проведения тренинга.
    Необходимая канцелярия для тренинга.
    Социальные ресурсы: Коллектив 10 Б класса.
    Финансовые ресурсы: Финансы для распечатки опросов,
    оформления проектной папки.
  11. Дорожная карта
  12. Этапы проекта: Содержание работы в этапе: Предполагаемый результат / готовый результат: Сроки:
    Подготовительный: Основываясь на круге своих интересов и актуальности возможных тем выбрать тему проекта Утверждённая тема проекта: Развитие коммуникативности и сплочение в коллективах. 01.09.2024-14.09.2024
    Основываясь на теме проекта выбрать куратора и определить тип проекта Куратор: Горбачева Елизавета Сергеевна. Тип проекта: исследовательский 09.09.2024-17.09.2024
    Формулировка противоречия, проблемы, цели проекта, его задач и целей, обосновать актуальность Сформулированные: противоречия, проблемы, цели проекта, его задачи и цель, обоснованная актуальность (см. стр. 1) 30.09.2024-18.11.2024
    Составить список ресурсов необходимых для проекта, а также составить дорожную карту проекта Список ресурсов Дорожная карта (см. стр. 2) 25.11.2024-03.12.2024
    Этап реализации: Собрать информацию по работе с коллективами, по их сплочению и раскрытию его участников как личностей и повышению их коммуникативности Понимание, как сплотить коллектив и улучшить навыки коммуникативности его участников. 03.12.2024-10.12.2024
    Согласовать проведение тренинга для 10 Б класса. Согласованное время проведения тренинга. 10.12.2024-15.12.2024
    Провести тренинг для 10 Б класса. И 2 опроса “до” и “после” него. Результаты опросов и проведённый тренинг. 15.12.2024-20.12.2024
    Заключительный этап: Проанализировать результаты опросов “до” и “после” Готовый анализ результатов опросов. 20.12.2024-25.12.2024
    Сформулировать решение проблемы, поставленной задачи, основываясь на полученном опыте, и собранной информации. Готовое решение проблемы. 03.01.2025-23.01.2025
    Подготовить проект к защите перед комиссией. Оформленный проект. 23.01.2025-30.02.2025
    Представить и защитить проект перед комиссией. Зачёт за ИИП не назначено
  13. SWOT-Анализ:
  14. Сильные стороны:

    • Тема проекта важна в реалиях XXI века.
    • Перспектива развития подобных тренингов в ОУ при положительных результатах.
    • Разработка тренинга под индивидуальные особенности класса.
    Слабые стороны:

    • Низкая заинтересованность коллектива.
    Возможности:

    • Улучшение отношений между участниками коллектива.
    • Облегчение в проявлении себя участниками коллектива, что может способствовать улучшению учебного процесса.
    • Формирование здоровой самооценки у учеников.
    Угрозы:

    • Ухудшение коммуникативных навыков.

2. Теоретическая часть

2.1 Введение


Современное общество предъявляет высокие требования к социальным и коммуникационным навыкам молодежи. В условиях, когда взаимодействие между людьми становится все более важным, навыки эффективной коммуникации играют решающую роль в личной и профессиональной жизни. Способность к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми не только влияет на академическую успеваемость учащихся, но и формирует их личностные качества, такие как уверенность в себе, эмпатия и умение работать в команде.

В рамках школьного образования развитие коммуникативности и сплоченности среди учащихся является одной из ключевых задач. Учебные заведения представляют собой миниатюрные общества, в которых подростки учатся не только получать знания, но и работать в группе, строить отношения с сверстниками и решать конфликты. Сплоченный классный коллектив создает благоприятную атмосферу для обучения, снижаем уровень стресса и защищает от социальной изоляции.

В этом контексте исследование уровня коммуникативности и сплоченности в 10 классе становится особенно актуальным. Первоначальная гипотеза нашего исследования основана на предположении, что учащиеся, обладающие высокими коммуникационными навыками, также проявляют более высокую степень сплоченности в классе.

Целью данного исследования является выявление текущего уровня коммуникации и взаимодействия среди учащихся 10 класса, а также разработка и внедрение мероприятий, способствующих его улучшению. В процессе работы мы стремимся ответить на следующие вопросы:

  • Каковы существующие барьеры для эффективного общения между учениками?
  • Какие мероприятия могут повысить уровень взаимопомощи и сплоченности в классе?
  • Как можно оценить эффективность предложенных решений?

Результаты данного исследования могут стать основой для дальнейших образовательных программ, направленных на развитие социальной компетентности учащихся и улучшение климатической обстановки в классах. Создание сплоченного класса не только положительно скажется на самочувствии учащихся, но и поможет им развивать навыки, которые будут нужны в их будущем, как в учебе, так и вне ее.

2.2 Понятие коммуникативности

Коммуникативность — это способность правильно доносить информацию, излагать свои мысли, умение использовать понятные формулировки и подобрать успешный и корректный подход к собеседнику.
Также коммуникативность может означать способность говорящего установить эффективное взаимодействие с аудиторией, чтобы успешно достичь целей своего выступления.

Некоторые аспекты, которые входят в понятие коммуникативности:

  • Адаптация речи к контексту, целям и потребностям аудитории.
  • Использование различных риторических приёмов и техник, чтобы привлечь внимание слушателей и убедить их в своей точке зрения.
  • Способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей.
  • Свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения.

Виды коммуникативности:

  • Информационно-коммуникативные. Включают в себя умение вступать в контакт с людьми, слушать, высказывать своё мнение.
  • Регуляционно-коммуникативные. Умение оказывать поддержку, согласовывать слова и действия.
  • Аффективно-коммуникативные. Умение делиться чувствами, переживаниями, выказывать симпатию, эмпатию.

Также выделяют следующие виды коммуникации по способу установления и поддержания контакта:

  • Непосредственная. Общение напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление).
  • Опосредованная. Взаимодействие, осуществляемое через посредника (человек, технические средства).
  • По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные).
  • В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные.

2.3 Сплоченность как социальный феномен

Сплоченность как социальный феномен в психологии — это степень психологической общности, единства членов группы, близости и устойчивости межличностных взаимоотношений и взаимодействий.
Сплоченность характеризуется взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и их удовлетворением от вхождения в данную группу.

Проявления сплоченности:

  • единство мнений членов коллектива;
  • взаимопомощь и взаимоподдержка;
  • формирование чувства групповой идентичности.
  • Главные составные элементы сплоченности: сработанность членов коллектива, их ответственность и обязательность друг перед другом, согласованность действий.

Примеры сплочённых групп: неформальные объединения подростков по интересам, спортивные команды, полицейские или военные коллективы.

2.4 Влияние коммуникации на учебный процесс


Коммуникация положительно влияет на учебный процесс. Некоторые аспекты этого влияния:

  • Формирование рабочей атмосферы. Если студенты хорошо взаимодействуют друг с другом и с преподавателями, они чувствуют себя более комфортно и уверенно в своих возможностях. Положительная атмосфера способствует активному усвоению знаний и развитию творческого мышления.
  • Развитие социальных и межличностных навыков. Во время общения и сотрудничества студенты учатся выслушивать и уважать мнение других, проявлять эмпатию и справедливость.
  • Улучшение познавательного процесса. Когда студенты активно общаются и сотрудничают, они могут лучше разобраться в сложных материалах, обменяться опытом и идеями. Взаимное обсуждение и анализ различных точек зрения способствуют более глубокому пониманию темы и более качественному усвоению знаний.
  • Развитие творческого мышления и решения сложных задач. Когда студенты работают вместе над проектами или задачами, у них возникают новые идеи, появляется мотивация и амбиции для достижения общей цели.

Таким образом, коммуникация является важным параметром, который влияет на весь процесс обучения и воспитания.

3. Практическая часть

3.1 Методология исследования

В данной работе я использовал следующие методы анкетирования и интервьюирования. Исследование было проведено среди учащихся 10 класса Б лицея № 150. В нем участвовали 20 учеников. Для сбора данных использовались:

  • Анкетирование: составлена анкета с 15 вопросами (10 закрытых и 5 открытых), направленная на выявление уровня коммуникации и сплоченности.
  • Интервью: проведено 10 индивидуальных интервью с учащимися для более глубокого понимания их мнений и пожеланий.

В данной работе я использовал следующие методы анкетирования и интервьюирования.
Анкетирование — это письменный опрос, в его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета). С помощью анкетирования обычно изучают общественное мнение, отношение педагогов или обучающихся к той или иной проблеме воспитания, обучения и др. Некоторые виды анкетирования:

  • Прямое. Ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.
  • Косвенное. Ответы записывает анкетер (лицо, проводящее анкетирование).
  • Очное. Происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя.
  • Заочное. Респондент заполняет анкету при отсутствии исследователя.
  • Прессовое. Анкета публикуется в средствах массовой информации (газетах, журналах).
  • Почтовое. Анкеты рассылаются по почте определённой группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте.
  • Раздаточное. Анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее оговаривает время и место возврата анкеты.

Интервьюирование — это получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом. Интервьюер сам задаёт вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Некоторые виды интервьюирования:

  • Стандартизированное (формализованное). Беседа включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым.
  • Нестандартизированное. При беседе определяется только тема, вопросы ставятся в свободной форме.
  • По типу респондентов. Интервью с ответственным лицом, интервью с экспертом, интервью с рядовым респондентом.
  • По технике регистрации ответов. Протоколируемое, непротоколируемое.

3.2. Процесс анкетирования и интервьюирования

Проведение интервью
Цель: получить более глубокое понимание мнений и предложений учащихся относительно коммуникативности и взаимодействия.

Пример вопросов для интервью:

  1. Как вы считаете, насколько важно иметь хорошие отношения с одноклассниками? Почему?
  2. Какие ситуации, на ваш взгляд, способствуют возникновению сильных связей в классе?
  3. Что, по вашему мнению, можно сделать для улучшения атмосферы в классе?
  4. Как вы сами стараетесь способствовать сплочению коллектива?
  5. Как вы относитесь к совместным проектам? Помогают ли они в общении?

Организация процесса:

  • Убедитесь, что учащиеся понимают цель анкетирования и интервью.
  • Предоставьте анонимность респондентам, чтобы они могли честно ответить на вопросы.

Сбор данных:

  • - Рекомендуется провести анкетирование в классе, чтобы все учащиеся могли заполнить анкеты одновременно.
  • - Интервью можно проводить индивидуально или в малых группах в удобное время, чтобы не отвлекать от учебного процесса.

Анкетирование:
Выберите следующие варианты ответов, убедительная просьба отвечать максимально честно. Отнеситесь к данному опросу с ответственностью, так как ваш ответ может повлиять на ход исследования.

Закрытые вопросы:
1. Как часто вы общаетесь с одноклассниками вне уроков?

  • Каждый день
  • Несколько раз в неделю
  • Редко
  • Никогда

2. Как вы оцениваете уровень взаимопомощи в классе?

  • Очень высокий
  • Высокий
  • Средний
  • Низкий
  • Очень низкий

3. Насколько вы комфортно себя чувствуете, выражая свои мысли на классных собраниях?

  • Очень комфортно
  • Комфортно
  • Неплохо
  • Неудобно
  • Очень некомфортно

Открытые вопросы:

  1. Что, по вашему мнению, мешает вам общаться с одноклассниками?
  2. Какие мероприятия (игры, тренинги и т.п.) вы бы хотели видеть для улучшения взаимопонимания в классе?
  3. Опишите, как вы обычно решаете конфликты в классе.

3.3 Мероприятия и тренинги


Тренинг по коммуникациям
Упражнение №1: «Вот какой Я»
Участники тренинга получают от ведущего салфетки (можно разного цвета).
У каждого в руках салфетка, разорвите салфетку на столько частей, на сколько посчитаете необходимым. Теперь правила игры: каждый участник должен рассказать о себе столько качеств личности, сколько у него оторванных клочков. Информация может быть, как положительная, так и отрицательная. Но только та, которую вы посчитаете нужным говорить.

Вопросы:

  • Сложно ли вам было говорить о себе?
  • Что было сложнее говорить, хорошее или плохое?

Упражнение №2 «Памятка на «черный день»
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы.
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Раздаточный материал:
Мои лучшие качества! Мои способности и таланты! Мои достижения!

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться.

Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

Задание. Заполните таблицу самостоятельно следующим образом.
«Мои лучшие качества»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области. Можно предложить ученикам обозначить только свои лучшие качества.
Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)

Упражнение №3 «Плохое, хорошее».
Перед вами листы бумаги (по числу участников), столько же ручек, можно разноцветных.
Каждый из участников подписывает свой лист. И ниже пишет на нём один какой-то свой недостаток.

Затем передает свой лист участникам, сидящим слева.
Каждый по кругу пишет на его листе «но ты…» или «но у тебя…» далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и т.д.).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
Затем участники зачитывают написанное о себе.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?
  • Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

Командные игры
«Мафия». Участники делятся на «мирных жителей» и «мафию». Цель игры — выявить членов мафии, пока они не уничтожили всех мирных жителей. Игра развивает навыки анализа, логического мышления и умение убеждать.

Крокодил. Несколько вариантов игры «Крокодил»:

  • «Зоопарк». Каждый по очереди вытаскивает из коробки записку с указанием, кого из животных ему надо изобразить, а команда должна угадать, кого он изображает.
  • «Эмоции и чувства». Игроки по очереди вытаскивают карточки, на которых написаны различные эмоции и чувства (радость, печаль, скука, удивление, разочарование и др.). Каждому участнику даётся по две минуты, чтобы изобразить то эмоциональное состояние, которое ему досталось.
  • «Крылатые фразы». На листках написаны известные всем крылатые выражения из фильмов. Игроки должны без слов, только с помощью пантомимы изобразить эти крылатые фразы своей команде. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Обсуждения текущих проблем
Круглый стол — это мероприятие проблемного характера, на котором в ходе модерируемой дискуссии обсуждается важная насущная проблема тема.

Цель круглого стола — дать возможность каждому из участников высказать свою точку зрения по отношению к заявленной проблеме. А потом подвести итог — либо обобщить все мнения, сделав общий вывод, либо наоборот, чётко обозначить разные подходы к её решению.
Основные принципы круглого стола: равноправие всех сторон, отсутствие преимуществ друг перед другом, учёт всех высказанных мнений.

3.4 Анализ результатов

Исследование было проведено среди учащихся 10 класса одной из средних школ. В нем участвовали 20 учеников. Для сбора данных использовались:

  • Анкетирование: составлена анкета с 15 вопросами (10 закрытых и 5 открытых), направленная на выявление уровня коммуникации и сплоченности.
  • Интервью: проведено 10 индивидуальных интервью с учащимися для более глубокого понимания их мнений и пожеланий.


Результаты
1. Анкетирование:

  • Результаты закрытых вопросов:
  • Частота общения с одноклассниками вне уроков:
  • Каждый день — 40%
  • Несколько раз в неделю — 30%
  • Редко — 20%
  • Никогда — 10%
  • Оценка взаимопомощи в классе:
  • Очень высокий уровень — 10%
  • Высокий — 20%
  • Средний — 50%
  • Низкий — 15%
  • Очень низкий — 5%
  • Комфортность выражения своих мыслей на классных собраниях:
  • Очень комфортно — 25%
  • Комфортно — 40%
  • Неплохо — 20%
  • Неудобно — 10%
  • Очень некомфортно — 5%
  • Результаты открытых вопросов:
  • Основные факторы, мешающие общению:
  • Нехватка времени (35%)
  • Конфликты между учениками (25%)
  • Стеснительность (20%)
  • Разные интересы (20%)
  • Запрос на мероприятия:
  • Командные игры и тренинги по коммуникациям (45%)
  • Совместные проекты (35%)
  • Тематические обсуждения (20%)

2. Интервью:

  • В ходе интервью многие учащиеся отметили, что их сильно беспокоит недостаток взаимодействия в классе, но также выразили желание принимать участие в различных мероприятиях, направленных на развитие сообщества. Более того, почти все респонденты подчеркнули, что участие в командных играх было бы полезным для улучшения атмосферности в классе.

Реализация мероприятий
На основе полученных данных была разработана программа мероприятий, которая включала:

  • Тренинг по коммуникациям: включающий ролевые игры и упражнения на развитие навыков активного слушания.
  • Командные игры: игра в настольные игры на перемене по типу крокодила и мафии, на протяжении нескольких месяцев, целью которых было совместное решение заданий.
  • Обсуждения текущих проблем: встречи в формате "круглого стола", где учащиеся могли делиться своими мнениями и предложениями по улучшению атмосферы в классе.

Оценка эффективности мероприятий
После проведения мероприятий было выполнено повторное анкетирование и интервью для оценки их эффективности.

  • Повторные результаты:
  • Частота общения с одноклассниками увеличилась:
  • Каждый день — 55%
  • Несколько раз в неделю — 25%
  • Редко — 15%
  • Никогда — 5%
  • Уровень взаимопомощи в классе:
  • Очень высокий уровень — 20%
  • Высокий — 30%
  • Средний — 35%
  • Низкий — 10%
  • Очень низкий — 5%
  • Комфортность выражения своих мыслей на классных собраниях:
  • Очень комфортно — 40%
  • Комфортно — 35%
  • Неплохо — 15%
  • Неудобно — 5%
  • Очень некомфортно — 5%

Выводы из повторного интервью показали, что большинство учащихся стали более открытыми к общению и выразили желание продолжать подобные мероприятия в будущем.

Заключение

Исследование подтвердило эффективность предложенных мероприятий в улучшении коммуникации и сплоченности учащихся в 10 классе. Полученные результаты показывают, что активное вовлечение учеников в совместные активности способствует не только повышению уровня взаимопомощи, но и созданию более комфортной атмосферы для общения. Результаты данного исследования могут быть использованы для планирования дальнейших мероприятий по развитию социальных навыков в образовательном процессе.

Литературные источники

  1. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Владос, 2017. 4
  2. Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе. — М.: Альпина Паблишер, 2015. 4
  3. Дедушка, А. И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива. — Москва: Высшая школа, 2014. 4
  4. Фопель, К. Групповая сплочённость. — М.: Генезис, 2013. 4
  5. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. — М.: Феникс, 2016. 4
  6. Казаева, Т. Н. Развитие речи младших школьников. — Начальная школа, 2007, №6.
  7. Киянченко, Е. А. Учим детей общаться. — Начальная школа, 2002, №6.
  8. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. — М.: Академия развития, 1997.
  9. Ладыженская, Н. В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе. — Начальная школа, 2007, №5.
  10. Позднякова, Е. В., Кузнецова, В. С., Долматова, Т. И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. — Начальная школа, 2001, №11.

Рецензия №1

рецензия 1

Рецензия № 2

рецензия 2


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: