Проект "Путешествие в мир писем А.П. Чехова"

Рейтинг: 3

А.П. Чехов
Тематика: 
Автор: 
Сагымбекова Ринчана Октябревна
Руководитель: 
Ахмедова Эльмира Раиловна
Учреждение: 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №13»
Класс: 
10

В индивидуальном исследовательском проекте по литературе на тему «Путешествие в мир писем А.П. Чехова» учащаяся 10 класса рассмотрела творческую биографию писателя, проанализировала содержание и особенности его писем. Также автор сопоставила его взгляды и мысли в письмах с его другими произведениями.


В содержании исследовательской работы (проекта) «Путешествие в мир писем А.П. Чехова» обучающаяся 10 класса пришла к выводу о том, что писатель оказывает важное воспитательное влияние на развитие личности, его произведения открывают читателю актуальные жизненные вопросы.

Оглавление

Введение
1. Основная часть
1.1. Биография А.П. Чехова
1.2. Сравнение стиля писем и прозы
1.3. Анализ содержания писем
1.4. Выводы и обобщения
2. Практическая часть
2.1. Перекидной календарь как продукт исследовательского проекта
Заключение
Список литературы

Введение

Антон Павлович Чехов — выдающийся русский писатель и драматург, один из самых знаменитых и влиятельных литераторов в истории. Его произведения являются классикой мировой литературы и до сих пор остаются популярными и актуальными.

В мире, где каждая строчка несет в себе отблески прошлого, письма Антона Павловича Чехова становятся путеводной звездой, ведущей нас через лабиринт времени. Эти послания, словно окно в его душу, позволяющие увидеть мир его глазами.

В этом проекте мы отправимся в увлекательное путешествие по миру чеховских писем, где каждый листок бумаги хранит множество неожиданных открытий и глубоких размышлений, ведь за каждым словом скрываются целые вселенные смыслов, ожидающие того, кто готов их разгадать.

Целью работы является изучить письма А.П. Чехова для понимания его личности, мировоззрения и творчества.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по теме проекта.
  2. Проанализировать содержание и особенности писем.
  3. Сопоставить взгляды и мысли, выраженные в письмах, с его творчеством.
  4. Создание календаря.

Актуальность исследовательского проекта: эпистолярное наследие Чехова имеет огромное значение не только для исследования его литературного творчества, но и для лучшего понимания его как человека, личности, значительную фигуру своей эпохи и современности.

Перед началом проекта мы выдвинули следующую гипотезу: эпистолярный жанр в творчестве писателя может быть одним из способов изучения его личности. Чтобы передать эти идеи своим сверстникам, мы выбрали некоммерческим продуктом проекта перекидной календарь. В нем мы собрали выдержки из книг и писем писателя, кажущиеся нам самыми значимыми, и в него поместили иллюстрации для того, чтобы вызвать в пользователях календарей интерес к произведениям, возбудить в них желание обратиться полноформатным текстам.

Объект исследования — письма А.П. Чехова.
Предмет исследования — личность А.П. Чехова, отражённая в его письмах.

Методы исследования — анализ, работа с литературными источниками.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы исследовательской работы можно использовать на занятиях литературы и классных часах.

1. Основная часть

1.1 Биография Чехова


Антон Павлович Чехов (1860–1904) — выдающийся русский писатель, драматург и врач, чье творчество оказало огромное влияние на развитие литературы и театра. Его жизнь и творчество неразрывно связаны, а ключевые моменты биографии нашли свое отражение в его письмах, представляющих собой важный источник для понимания его мировоззрения и взглядов.

Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге в семье торговца Павла Егоровича Чехова и его жены Екатерины Ивановны. Его детство было непростым — семья переживала финансовые трудности, и Антон был вынужден рано начать работать, помогая своему отцу в торговле. Однако уже в годы учебы в гимназии Чехов проявил склонность к литературе, что в будущем сыграло важную роль в его жизни.

После окончания гимназии в 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета, чтобы стать врачом, что также оказало большое влияние на его дальнейшее творчество.

Чехов начал свою литературную карьеру в 1880-е годы, изначально публикуя юмористические и сатирические рассказы под псевдонимом. Он быстро завоевал популярность за счет острого наблюдения за жизнью, лаконичного стиля и умения проникать в душу человека. В 1888 году он опубликовал свое первое серьезное произведение — «Степь», а уже в 1890 году совершил путешествие на Сахалин, о котором он написал в своем дневнике и впоследствии создал работу «Остров Сахалин». Это путешествие стало важной вехой в его жизни.

В конце 1899 году Чехов перебрался в Ялту, где приобрел небольшую дачу. Это было связано с ухудшением его здоровья: он страдал от туберкулеза, который мучил его в течение многих лет. Ялта стала для Чехова местом, где он мог работать и отдыхать, а также заниматься общественной деятельностью. Именно в этот период были написаны самые известные произведения писателя, в том числе «Вишневый сад».

Несмотря на ухудшение здоровья, Чехов продолжал активно писать и работать. Его письма, адресованные друзьям, родным и коллегам, играют важную роль в понимании его внутреннего мира. В этих письмах он раскрывает свои взгляды на литературу, общественные и личные вопросы, философские размышления о жизни, смерти и смысле человеческого существования.

Антон Павлович Чехов скончался 15 июля 1904 года в возрасте 44 лет от туберкулеза. Его смерть оставила неизгладимый след в русской культуре и литературе. Чехов оставил после себя не только великое литературное наследие, но и огромное количество писем, которые помогают современному читателю и исследователю глубже понять его личность и творческий путь.

1.2 Сравнение стиля писем и прозы.

Стиль писем Чехова действительно очень схож с его прозой, что можно объяснить его мастерством лаконичного и точного выражения мыслей. Как и в рассказах, он избегает излишней эмоциональности и громоздких конструкций, предпочитая сжато и ясно передавать свои идеи.

Это помогает ему создавать впечатление, что каждый элемент письма или рассказа имеет вес и смысл, не перегружая читателя ненужными подробностями. В письмах, как и в прозе, Чехов часто использует метафоры и образность, например, его описания природы всегда точны, но в то же время они многозначны и насыщены внутренним подтекстом.

В письме от 12 августа 1888 г. К.С. Баранцевичу: «Видел море во всю его ширь, Кавказский берег, горы, горы, горы, эвкалипты, чайные кусты, водопады, свиней с длинными острыми мордами, деревья, окутанные лианами, как вуалью, тучки, кочующие на груди утёсов-великанов, дельфинов, нефтяные фонтаны, подземные огни…храм огнепоклонников, горы, горы, горы…».[3]

Стоит отметить, что письма Чехова порой напоминают миниатюрные пейзажные зарисовки, такие, какие он создавал в своих произведениях. Он умеет, используя всего пару фраз, создать яркий, живой образ, который вызывает у читателя целый ряд ассоциаций. Этот прием делает письма Чехова не просто документом повседневной жизни, а произведением искусства, в котором каждая деталь продумана и играет свою роль.

Однако в письмах есть и заметные различия по сравнению с прозой. В отличие от тщательно выверенных произведений, в которых каждое слово на счету, письма Чехова более откровенны и непосредственны. Здесь нет того дистанцированного подхода, который характерен для его рассказов. Он позволяет себе выражать чувства и мысли, не озабоченные поиском идеальной формы. Письма, особенно к близким людям, открывают перед нами другой, менее официально отредактированный образ Чехова.

Его письмо к друзьям или родным часто несет не только информацию, но и личные переживания, пережитые моменты радости и разочарования, что вряд ли могло бы быть отражено в художественной прозе с той же искренностью и без прикрас.

Из письма Антона Павловича Чехова брату М.П. Чехову от 1877 года: «Отец и мать — единственные для меня люди на всём земном шаре, для них я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук. Славные они люди, и одно их безграничное детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни». [3]

1.3 Анализ содержания писем.


Когда мы анализируем содержание писем Чехова, важно обратить внимание на несколько ключевых аспектов, таких как язык и стиль, темы и мотивы, а также отношения с адресатами.

Язык и стиль.
Чехов, как и в своей прозе, в письмах придерживается определенной стилистической концепции, которая выделяет его среди других писателей. Одним из главных аспектов его письма является простота и точность. Это не просто экономия слов, но и способность выразить мысль максимально ясно и без лишних уточнений. Его фразы «не перегружены» и «не утончаются» в излишних рассуждениях, но именно в этих кратких, четких словах, как правило, скрывается многозначный подтекст, который читатель способен почувствовать.

Чехов умеет адаптировать свой стиль в зависимости от настроения и ситуации. В некоторых письмах он может быть саркастичен, высмеивая как окружающую действительность, так и себя самого. Это позволяет ему подходить к жизни без излишней серьезности. В то же время, в других письмах, когда речь идет о более глубоком и философском размышлении, Чехов проявляет серьезность и умиротворенность.

А.Н. Плещееву, 15 февраля 1890 г.: «…Недавно я обедал у Ермоловой. Цветочек дикий, попав в один букет с гвоздикой, стал душистее от хорошего соседства. Так и я, пообедав у звезды, два дня потом чувствовал вокруг головы своей сияние». [3]

Из письма А.С. Суворину, 3 ноября 1888 г.: «Делить людей на удачников и неудачников — значит смотреть на человеческую природу с узкой, предвзятой точки зрения… Надо быть Богом, чтобы уметь отличать удачников от неудачников и не ошибаться». [3]

Таким образом, Чехов в письмах демонстрирует гибкость своего стиля, умение находить правильный подход к разным ситуациям. Он способен быть и легким, и философски глубоким, и серьезным, все в зависимости от того, о чем идет речь и кому адресовано письмо. Это делает его переписку живой, многослойной и отражающей весь спектр человеческих переживаний.

Темы и мотивы.
Тема одиночества и внутренней пустоты — одна из центральных в письмах Чехова. Это постоянный мотив, который проходит через все его творчество. В письмах он часто выражает ощущение изоляции, даже в моменты, когда находится среди людей. Он размышляет о том, что может быть причиной этого одиночества, и в какой-то степени даже принимает его как неизбежную часть своей жизни.

Чехов прекрасно осознает, что «человек — существо одинокое», и в своих письмах он открыто говорит о том, как тяжело ему порой быть самим собой в этом мире. Эта тема особенно ярко проявляется в переписке с близкими друзьями и родственниками, когда он делится с ними своими душевными терзаниями, внутренними противоречиями и часто задается вопросами о смысле жизни.

Чехов также много размышляет о страданиях, любви и смерти. Он обращается к этим темам с философской точки зрения, анализируя природу человеческого существования и неизбежность страданий, которые, по его мнению, являются неотъемлемой частью жизни.
Из письма Ал. П. Чехову 1889 г.: «Лучше быть жертвой, чем палачом». [3]

Особое внимание в его письмах уделяется теме творчества. Чехов много пишет о своей работе, о том, как трудно ему порой писать и как он ищет вдохновение. Однако его переписка не сводится только к обсуждению литературных планов. В письмах он часто выражает сомнения в своем таланте, говорит о том, как сильно его терзают мысли о том, смог ли он быть достаточно хорошим писателем, способен ли он добиться того, что он себе запланировал.

Эти переживания делают его письма особенно искренними и открытыми, ведь Чехов не боится показать свои слабости, свои неуверенности в том, что он делает. Тем самым он демонстрирует свою человечность и подчеркивает, что даже великому писателю присущи сомнения и внутренние терзания.

Кроме того, в письмах Чехова часто поднимались темы здоровья, быта и ежедневных забот, что придает его переписке реалистичность и жизненность. Он не стесняется писать о своих физических недугах, что показывает его отношение к жизни как к процессу, в котором есть как моменты радости, так и моменты страха, боли и беспокойства.

Таким образом, Чехов не ограничивает свои письма лишь обсуждением великих тем жизни и творчества, но также активно касается самых простых и земных вопросов. Через такие «мелочи» он раскрывает свою философию и подход к жизни. Он понимает, что в этих обыденных вещах, как бы они не казались незначительными, тоже можно найти важные ответы на более глубокие вопросы.

Отношения с адресатами.


Тон и содержание писем Чехова действительно меняются в зависимости от того, кому они адресованы. Чехов умел находить особый подход в общении с каждым человеком, и это также отражается в его письмах.

Письма к друзьям и близким.
В переписке с близкими друзьями, родными или коллегами, с которыми у него складывались доверительные отношения, Чехов часто проявлял теплоту, откровенность и личное отношение. Эти письма, как правило, наполнены эмоциями и мыслями, которые он не боялся делиться в более свободной и непринужденной манере.

С друзьями и близкими он мог позволить себе быть менее официальным, раскрывать свои чувства, сомнения и переживания. Например, в письмах к сестре, он не только обсуждает литературные проекты и здоровье, но и делится своим душевным состоянием, тревогами о жизни, а также размышлениями.

Чехов пишет своей сестре Марии Павловне 13 ноября 1898 года из Ялты:
«Скажи матери, что как бы ни вели себя собаки и самовары, все равно после лета должна быть зима, после молодости старость, за счастьем несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, — и надо быть ко всему готовым и ко всему относиться как к неизбежно необходимому, как это ни грустно. Надо только, по мере сил, исполнять свой долг — и больше ничего». [3]

Письма к формальным адресатам.
Однако письма, адресованные более формальным получателям, например, коллегам, знакомым, людям, с которыми Чехов не был так близок, имеют иной тон. Здесь Чехов придерживается более сдержанного и официального стиля. Он избегает личных откровений и выражений, предпочитая более уважительное и нейтральное общение. В этих письмах часто чувствуется определенная дистанция, хотя Чехов все равно сохраняет искренность и внимание к каждому из своих собеседников.

Тем не менее, даже в письмах к менее близким людям Чехов не забывает использовать иронию и юмор, если ситуация это позволяет. Он может вклинить небольшую шутку или саркастическое замечание, что придает письмам легкость и особый оттенок. Это не делает его письма сдержанными и сухими, даже если они по форме и кажутся более официальными.

Письмо Чехова Н.А. Лейкину 1890 г.:
«Горбица, 20 июня.
Здравствуйте, добрейший Николай Александрович! Пишу Вам сие, приближаясь к Горбице, одной из казацких станиц на берегу Шилки, притока Амура. Вот куда меня занесло! Плыву по Амуру.

Из Иркутска я послал Вам письмо. Получили ли? С того времени прошло больше недели, в продолжение которой я переплыл Байкал и проехал Забайкалье. Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины, которая занимается тем, что живет в тайге и закусывает друг другом. Прожил я на берегу Байкала двое суток.

Когда плыл, было тихо и жарко.
Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии.
Проехал я на лошадях более 4000 верст. Путешествие было вполне благополучное. Все время был здоров и из всего багажа потерял только перочинный нож. Дай бог всякому так ездить. Путь вполне безопасный, и все эти рассказы про беглых, про ночные нападения и проч. Не что иное, как сказки, предания о давно минувшем. Револьвер совершенно лишняя вещь. Теперь я сижу в каюте первого класса и чувствую себя в Европе. Такое у меня настроение, как будто я экзамен выдержал.

Свисток. Это Горбина. Ну, до свиданья, будьте здоровы, благополучны. Если успею, то опущу это письмо в ящик, если же нет, то погожу до Покровской станицы, где буду завтра. Почта с Амура идет редко, чуть ли не 3 раза в месяц.
Привет Прасковье Никифоровне и Феде.
Ваш А. Чехов.

Берега у Шилки красивые, точно декорация, но, увы! Чувствуется что-то гнетущее от этого сплошного безлюдья. Точно клетка без птицы». [3]
Личность Чехова через письма.
Таким образом, письма Чехова — это не просто обмен информацией, а своего рода литературный жанр, в котором он раскрывает себя как личность.

Эти письма дают нам ценное представление о Чехове не только как о писателе, но и как о человеке, переживающем те же проблемы, что и многие другие. Его переписка — это не просто обмен словами, а помощь в понимании не только его внутреннего мира, но и атмосферы той эпохи, в которой он жил.

1.4 Выводы и обобщения.


После детального анализа писем Антона Павловича Чехова можно сделать несколько важных выводов о его личности, мировоззрении и отношении к жизни.
Личность Чехова: глубокий человек с трагическим восприятием мира.

Чехов действительно был многогранным человеком, чья личность не сводилась лишь к образу великого писателя. Несмотря на признание и уважение, которое он заслужил в литературном мире, он, как и многие творческие люди, не мог избежать сомнений в себе. Эти сомнения, которые он искренне отражал в своих письмах, делают его особенно человечным и близким для читателя. В переписке Чехов проявляет удивительную открытость и честность.

Чехов искал ответы на вопросы, которые волнуют всех людей — как жить правильно, как найти свое место в жизни, как примириться с неизбежностью смерти. Эти вопросы стали центральными в его личных размышлениях и в его творчестве. Он не мог не переживать эти вопросы, не сталкиваться с ними ежедневно, и в этом поиске не было ничего поверхностного — он искал ответы в самых глубоких слоях своего сознания.

Чехов как человек, стремящийся к самосознанию.
Чехов осознавал, что для того чтобы быть по-настоящему искренним писателем, необходимо пройти через глубокие внутренние трансформации. Он часто задавался вопросами о том, что такое быть писателем, каково его предназначение, и что он может дать людям через свою работу. Эти размышления показывают, насколько важно для него было не только создать произведения, но и понять себя. Письма Чехова становятся своего рода дневниками.
Из письма П.А. Сергеенко 1889 г.: «Талант познается не только по качеству, но и по количеству им содеянного». [3]

Чехов был сторонником честности не только перед собой, но и в отношении к окружающим. Он считал, что для гармоничных и честных отношений необходимо быть открытым и искренним, не обманывать ни себя, ни других. Это отражает его внутреннюю потребность в ясности и прямоте, без которых, по его мнению, невозможно построить глубокие и настоящие связи.

Параллельно с этим Чехов высоко ценил человеческую доброту, проявление эмпатии и заботы о других. Он постоянно поднимал тему страданий, которые испытывают люди, и утверждал, что именно человеческая доброта и готовность помогать другим могут сделать мир лучше, даже если не всегда удается изменить глобальные условия. Добро для Чехова не было абстрактной идеей, оно заключалось в конкретных действиях, в том, чтобы быть человеком, готовым поддержать другого в трудную минуту.

Чехов, несмотря на свою веру в доброту и справедливость, не был наивным идеалистом. Он прекрасно осознавал, что мир не идеален, и что люди далеко не всегда ведут себя правильно и честно. Писатель не судил людей строго, но призывал к поиску внутренней гармонии и уважения к себе и другим.
Таким образом, философские размышления Чехова демонстрируют его глубокое понимание человеческой природы.

Чехов в своих письмах, как и в произведениях, часто делился множеством наблюдений о людях, окружающих его, и их поведении. Особенно важным моментом является его способность выражать свое мнение о людях сдержанно и беспристрастно, избегая излишних оценок и осуждений.

Чехов был настроен скептически к некоторым социальным и культурным тенденциям своего времени, что ясно прослеживается в его письмах. Он был внимателен к проявлениям лицемерия, фальши и поверхностной добродетели, которые были распространены в высших кругах общества. Например, он не одобрял излишнего пафоса, показной благопристойности и притворства, часто встречавшихся в светской жизни того времени.

Чехов не скрывал своего недовольства этим явлениям и по-своему осмеивал их, но при этом старался не превращать свою критику в жесткое осуждение. В его письмах чувствуется стремление сохранить объективность и сдержанность, не выпячивая эмоции.

Лицемерие, казавшееся ему характерным для многих людей, было для Чехова неприемлемо, что он неоднократно подчеркивает в своих письмах. Вместо этого он предпочитал честность, искренность и ясность в отношениях. Чехов не видел смысла в искусственной покорности и угодливости, если за этим не стояли реальные чувства и мотивы.

Несмотря на свою склонность к скептицизму и порой язвительные замечания о светской жизни, Чехов был очень привязан к своим близким и друзьям. В его письмах часто можно встретить теплые слова поддержки, выражение заботы и искреннюю благодарность за дружбу и внимание. Он не стеснялся выражать свои чувства, но делал это сдержанно и без излишнего драматизма. Чехов не был человеком, склонным к ярким проявлениям эмоций, однако его письма показывают, что под его внешней сдержанностью скрывалась большая глубина чувств и преданности.

Что касается отношения Чехова к собственному творчеству, то в письмах очевидно, что он часто сомневался в своих способностях и был критичен к своим произведениям. Чехов был крайне скромен в отношении своего творчества, но в то же время прекрасно осознавал важность своей работы для общества. Его письма дают уникальную возможность увидеть, как на протяжении времени менялись его взгляды на литературу и на его собственную роль в культуре.

2. Практическая часть

2.1. Перекидной календарь как продукт исследовательского проекта.

Смоделировать календарь мне помогли шаблонные заготовки, найденные в сети интернет и фоторедактор. Туда же я включила несколько ярких изображений неизвестных авторов. Макет страниц календаря получился красочным и интересным. Он может понравиться многим почитателям таланта А.П. Чехова.

Заключение

В индивидуальном исследовательском проекте по литературе на тему «Путешествие в мир писем А.П. Чехова» ученица 10 класса пришла к выводу о том, что письма Чехова — это не просто документальные записи о повседневной жизни, но и ценнейший источник для изучения его внутреннего мира. В них отражены не только взгляды и переживания писателя, но и время, в котором он жил.

Чтение его переписки позволяет узнать не только его личность, но и общественные настроения той эпохи, проблемы и чаяния людей, его окружавших. Письма дают возможность увидеть Чехова не только как автора, но и как человека, размышляющего о жизни.

В завершении исследовательского проекта «Путешествие в мир писем А.П. Чехова» мы осознали, какое важное воспитательное влияние оказывает писатель на развитие личности.
Каждый цитатный фрагмент чеховских произведений открывает читателю актуальные жизненные вопросы.

Воспитательная ценность данного календаря заключается в том, что она побуждает нас к глубоким размышления и умению задавать правильные вопросы, заставляя нас не просто принимать информацию на веру, а глубже анализировать и осмыслять увиденное и прочитанное.

Список литературы

  1. Булгаков Сергей Николаевич. Чехов как мыслитель // http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/bulgakov-chehov-kak-myslitel.htm
  2. Жизнь и творческий путь А.П. Чехова // https://cyberleninka.ru/article/n/zhizn-i-tvorcheskiy-put-a-p-chehova
  3. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и письма. Письма в 12 томах // https://feb-web.ru/feb/chekhov/default.asp?/feb/chekhov/texts/sp0/pi0.html


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: