Общие характерные особенности русского народного костюма
1. Теоретическая часть
1.1. Общие характерные особенности народного костюма.
История русского костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт.
В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.
Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму – его функциональность. Он не сковывает движений, легкий, не жаркий, и в то же время достаточно теплый и укрывает от непогоды.
Для разных обстоятельств жизни одежда делилась на праздничную, повседневную и траурную, а так же в различных условиях были выработаны и разные виды одежды, от легкой поддёвки или казакина до закрывающих все тело от макушки до пят армяка и тулупа.
Крестьянская работа с её интенсивными размашистыми движениями требовала свободной одежды.
В жаркие дни страды крестьянка могла выйти в поле в одной легкой рубахе, лишь подпоясавшись.
Либо могла заткнуть полы понёвы за кушак, практически оставшись в одной понёве.
Функциональными требованиями было продиктовано и отсутствие пуговиц на рабочей одежде с её широким запахом: любой член семьи, независимо от телосложения, мог надеть зипун или полузипунник на рубаху, либо на овчинный полушубок, не переставляя пуговиц, а лишь подпоясавшись кушаком, а широкая пазуха служила объемистым карманом.
Другая характерная черта народного костюма – его ясно выраженная конструктивность. Рациональная конструкция рубахи, сарафана, зипуна, понёвы, армяка почти не требовала употребления ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минимальными, небольшое количество прямых швов и кромок, тем более, что подрубить толстую армячину, сукно для понёвы и даже холст непросто.
Из остатков ткани делали куклы-обереги в народном костюме. Также куклы-обереги делали из старой «поношенной» одежды, дабы сохранить роль оберега от нечистой силы.
В тоже время, при всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, украшавшая человека. Декоративность достигалась путем комбинирования праздничной одежды из тканей разного цвета и качества, что давало экономию дорогостоящих тканей и за счет сравнительно простых средств декорирования путем нашивки лент мелкой аппликации, вышивки из ромбов и квадратов, вставок из простого крестьянского кружева, вышивки простым швом с геометрическим орнаментом.
Непревзойденная декоративность народного костюма – его типичнейшая черта. Но декорация имела и функциональное значение, будучи в значительной мере связанной с верованиями народа.
На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и выполнят роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле.
На праздничной одежде орнамент в виде вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации располагался по плечевым швам, швам подоплеки и т.п., отмечая таким образом конструктивные и функциональные элементы. Орнамент употреблялся только мелкий, геометрический, реже растительный.
Нередко возникает вопрос о цветовой гамме народного костюма. Существует мнение о не случайности расположения цветов на костюме в связи с цветовой символикой, например, о том, что нижняя земная часть костюма (например женские понёвы) намеренно была темной (черные, синие понёвы), а верхняя, связанная с небом, с солнцем – белая и красная.
Ткани окрашивались только растительными красками и преобладание красного цвета связано с тем, что дававшая красную краску марена в качестве сорняка росла почти в каждом огороде, тогда как растительных зеленых красителей природа почти не знает, растения дававшие зеленую краску росли в Китае, поэтому лишь привозные с Востока шелка были зелеными, в ограниченном количестве попадая в народный быт.
Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты, узорные льняные пестряди [1] и набойки [2], сукно из овечьей шерсти.
В крестьянской среде однотонные холсты называли портянными, пестрядь в мелкую клетку - сарапинокой, сукно - пониточина[3].
Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха.
Отметим еще один признак народного костюма – его комплексность. Состав народного костюма был совершенно определенным и четко привязывался к тому или иному региону. По некоторым причинам это в основном относится к женскому костюму.
Также одежда делилась по возрасту: одежда старых крестьян детская, молодежная и детская.